Содержание:

Реклама

Одни родители страдают от того, что их дети недостаточно общительные, даже замкнутые — у них нет близких друзей, в коллективе им неуютно. Другие не знают, как "притормозить" своего сына или дочь — те готовы общаться сутки напролет, "задвигая" в том числе и важные дела. Понять, испытывает ли ребенок проблемы в общении, и поговорить об этом помогут психологические сказки.

Как научиться учитывать чужое мнение

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос общительным. Но что такое общительность? Наверное, умение соприкоснуться, впустить другого в свой внутренний круг мыслей и эмоций. Умение быть вместе, не теряя себя и не сливаясь с другими.

Тогда общительность можно представить в виде трех слоников, медленно идущих друг за другом.

Первого слоника зовут сопереживание. Он помогает людям почувствовать радость или боль, тоску или внутренний подъем того, кто с ним рядом.

У второго слоника есть очки. Сразу видно, что умник. Он понимает причины поведения других людей. Знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут вести себя по-разному. Умеет за внешними отличиями найти внутреннее сходство людей.

Третий слоник несет тяжелую поклажу. В его коробах есть лопаты и ведра, иголки с нитками и блестящие бусинки. Это слоник-помощник. Он всегда готов помочь тому, кто с ним рядом, поддержать в трудной ситуации.

— Ой, — сказала Маришка, рассмотрев слоников. — Я все поняла. Если хочешь дружить, соблюдай правило "трех П".

— Я тоже понял, — вслед ей сказал Миша. — Даже и раньше тебя. 3П это: Почувствуй, Пойми, Помоги.

— Вы умники, — ответила им мама. — А теперь давайте почитаем про это сказки.


Петькины уши. Как научиться слышать других

Сказка помогает детям обсудить необходимость умения слушать другого человека. Особенно полезна тем, кто чаще всего сконцентрирован только на своем мнении.

В одном классе как-то раз заспорили ребята, все ли люди умеют слышать. Больше всех горячился Петька:

— Конечно все, — говорил он. — Ведь у всех людей есть уши.

Большинство ребят так же думало. Некоторые даже уши свои потрогали. А Петька на радостях, что почти все с ним согласились, даже на Ваниных ушах как на гармошке поиграл.

А Лена с Вовой немного посовещались и потом свое мнение высказали.

— Уши здесь ни при чем. Слышать других — значит учитывать мнение другого, его желания и интересы, — сказали они.

— Вот ты сейчас Ваниными ушами играешь, а может быть, ему неприятно, — добавил Вова.

— Это Ваниным ушам может быть неприятно, а не Ване, — отшутился Петька.

А Ванины уши услышали это и на Петьку рассердились. Пошептались они немного с Петькиными ушами и попросили их вставить себе специальные затычки, чтобы Петька через них слова слышал, а мнения и желания других не понимал.

Петька, конечно, заметил, что уши между собой переговариваются. Но не придал значения. Ведь следующим уроком была любимая им физкультура. Мальчики на этом уроке должны были играть в футбол против девочек.

— Ой, мы их разделаем, — радовался Петька.

Переоделись ребята в форму, в зал выбежали, размялись немного. Нужно капитанов в командах мальчиков и девочек выбирать. А Петька в футбол хорошо играл, и очень ему хотелось быть капитаном.

Не услышал он сквозь свои затычки, что многие хотят быть капитанами. И стал громко кричать:

— Я! Я!

Как научиться слышать других

И только когда Толик нагнулся к нему и в самое ухо сказал:

— Капитан умеет слышать других.

Понял Петька, что его не выберут, и загрустил. Даже играть ему расхотелось. Сел он на лавочку около окошка и уснул.

Приснилось ему, что гуляет он по солнечной улице. Вокруг него много людей с огромными как бананы ушами. Чтобы они вниз не тянули, некоторые их бантиками связывали.

— Наверное, это девочки, — подумал Петька.

А другие под кепки-бейсболки уши засовывали.

— Верно, пацаны, — решил Петька.

Увидели ушастые люди Петьку, схватили и потащили к Главному.

— Виданное ли это дело, человек с такими маленькими ушами. Казнить его! — кричали люди.

— Не надо, — завизжал Петька. — У меня прекрасные уши. Но куда я попал?

— В страну, где все люди умеют слышать друг друга, уважать желания других. Вот поэтому мы и отрастили такие большие уши, — ласково ответил Петьке Главный.

— От размера ушей это не зависит, — расхрабрился Петька. Чего ему терять, если все равно казнить собираются? — В моей стране слышать других все ребята умеют в нашем классе.

— И ты? — спросил его Главный.

Хотел Петька соврать, да не стал:

— Нет, как раз я не умею. Иначе бы в футбол с ребятами играл, а не с вами сидел.

— Ну, это дело поправимое, — сказал Главный. — У нас в стране есть великие Ушные мастера. Сейчас позовем такого.

Тут подошел к Петьке маленький человечек с ушами в баранки завязанными.

— Доктор Чистые Ушки, — представился он. Заглянул он Петьке в одно ухо, затычку вынул, потом из другого.

— Но этого маловато, — сказал он. — Не знаю, как вам помочь.

— Я сам знаю, — ответил Петька. — Я теперь буду ушами слушать по очереди. Сначала одним ухом — других. А потом другим — себя.

Вдруг правому уху так больно стало.

— Ой-ой, — заорал Петька и проснулся.

А к нему уже Вова бежит.

— Извини, — говорит. — Я нечаянно тебе по уху попал.

— Вот и отлично, — сказал Петька. — Зато меня там не казнили.

Удивился Вова, но ничего не сказал. А Петька отряхнулся и побежал к ребятам.

— Если кто устал, могу заменить, — сказал он. Потом почесал оба уха по очереди и широко улыбнулся.

Что обсудить с ребенком:

  1. Что значит "слышать" других, почему для этого не нужны большие уши?
  2. Почему Петьке стало тяжело, когда он перестал слышать других?
  3. У тебя есть друзья, которые умеют слышать других?
  4. А ты сам умеешь это делать?

Брейн-ринг. Как научиться учитывать чужое мнение

Сказка помогает детям обсудить важность учета мнения окружающих. Особенно полезна тем, кто стремится всегда только выигрывать.

Кейт была обычной девочкой. Любила смотреть мультики и кататься на самокате. Она хорошо училась, хотя иногда с трудом заставляла себя делать домашнее задание. Ей нравилась школа и класс. С какими-то ребятами она дружила, с остальными легко общалась. Единственное, что больно ее ранило — это любой проигрыш. Проигрывать она не любила. Поэтому стремилась всегда во всем быть первой. И вот с ней произошла такая история.

Учительница устроила в их классе брейн-ринг по математике. Это такое соревнование, в котором весь класс делится на несколько команд, которые выполняют разные математические задания. Перед началом игры происходит жеребьевка — выбираются судьи. По одному из каждой команды. Дети вытаскивают карточки из общей колоды, на которых написано — участник или судья.

Кейт очень хотела быть судьей.

— Не хочется за других отвечать, — думала она. — Я-то все верно решу, но ведь другие могут и ошибиться. Команда проиграет, и я вместе с ней.

Но Кейт вытянула карточку не судьи, а обычного игрока. Расстроенная, она посмотрела на свою команду и огорчилась еще больше. В команде были в основном ребята, которые не очень хорошо учились.

— С ними точно проиграем. Буду решать сама, пусть сдают судьям мои ответы, — решала она.

Первым заданием была задача. Кейт быстро ее сделала и предложила команде сдать ее вариант. Те согласились. Судьи сразу же проверили задачу. Оказалось, что Кейт торопилась и волновалась, поэтому допустила ошибку.

Второе задание она начала делать вместе с ребятами. Но тут же стала критиковать идеи других и даже кричать.

— Ну неужели вы не понимаете, как надо правильно делать? — возмущалась она. Потом быстро отошла в сторону и приготовила свой вариант ответа. Ребята согласились отдать судьям оба варианта — свой и Кейт.

Реклама

Третье задание — пример — она сразу начала делать одна. И также команда сдала два решения примера.

— Ну вот, теперь мы, конечно, выиграем, — думала радостная Кейт, пока судьи подводили итоги игры. Но оказалось, что ее команда заняла последнее место.

— Это вы неверно считали. Это из-за вас, — рассердилась Кейт на ребят своей команды. — Не надо было ваши ответы сдавать.

Так она поссорилась сначала со своей командой, потом с судьями. Их девочка обвинила в том, что они тоже плохо решали. А затем в конец расстроенная пошла домой.

— Не пойду больше в эту школу, — сказала она маме. — Это просто класс дураков.

Вечером ей долго не удавалось уснуть. Она все думала про этот брейн-ринг. И вдруг увидела, как с потолка упал какой-то листочек.

— Видно, это послание домового, — решила Кейт. — Я знаю, что он живет у меня на шкафу. Интересно, что он мне написал.

Она вскочила с кровати и быстро взяла листочек. Но это было не письмо, а результаты каждого задания игры. Кейт прочитала их и ахнула. Все ее ответы были неверными.

— Значит, из-за меня команда проиграла, — поняла она. И неожиданно быстро уснула.

Утром она встала на удивление счастливая.

— Что с тобой? — удивилась мама. — Ты еще вчера собиралась переходить в другую школу.

— Я поняла, какие у меня друзья, — ответила Кейт. — Мы проиграли из-за меня, но никто не сказал мне об этом ни слова.

— Может, они не знали об этом? — спросила мама.

— Нет, судьи рассказали ребятам правду. Теперь я понимаю, почему они так странно на меня смотрели, когда я кричала на них.

Кейт побежала в школу и, не раздеваясь, влетела в свой класс.

— Извините, — сказала она Кате и Коле, Вите и Сереже — всей своей вчерашней команде.

Те только улыбнулись. А Катя сказала:

— Иди разденься. Скоро начнется урок.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое брейн-ринг?
  2. Почему Кейт не любила проигрывать?
  3. Почему ребята не рассказали ей, что она ошиблась?
  4. Почему Кейт радостно побежала в школу?