Содержание:

Реклама

До первого экзамена ЕГЭ осталась неделя, до первого ОГЭ — и того меньше. Понятно, что подготовка к экзамену в последний момент — не лучший способ, но можно ли сделать хоть что-то для повышения баллов ОГЭ и ЕГЭ? И как заставить себя заниматься — хотя бы повторением? Вот некоторые советы по тайм-менеджменту для школьников.

Успеть в последний момент — или спланировать?

В прошлый раз мы обсудили главные психологические причины прокрастинации. Что еще заставляет ребенка (да и взрослого) откладывать дела на потом? Вот несколько причин промедления, к которым нужен особый подход:

  • драйв (выполнение задания в максимально короткий срок). "Смогу — не смогу? Смогу!" Адреналин, острые ощущения и удовольствие, что все успел;
  • дело слишком сложное и времязатратное;
  • дело слишком скучное или неприятное.

Успеть в последний момент — или спланировать?

Во время занятий со школьниками "драйв" как причина всплывает наиболее часто. Для ее устранения необходимо более четко планировать выполнение задачи, использовать так называемые редлайны (от слов red line — красная линия).

Многим привычен термин дедлайн (от слова deadline — линия смерти) — срок сдачи работы. Но ведь в бизнесе существует еще и так называемая "боевая готовность" — срок исполнения работы, который назначается всем исполнителям. Между этим сроком исполнения и дедлайном грамотный руководитель всегда оставит временной промежуток: во-первых, для того, чтобы все результаты были "приведены к общему знаменателю", во-вторых, как временной запас для тех, кто не смог уложиться в сроки, и, в-третьих, "на всякий случай". Вот этот предварительный срок исполнения и называется редлайн.

Поэтому с ребенком можно договориться, чтобы задача оставлялась "на потом" с учетом редлайна. Объяснить это можно вполне аргументированно: да, безусловно ты успеешь все сделать в последний день, это не вызывает сомнений. Но давай представим себе, вдруг произойдет что-то непредвиденное? Например, у тебя заболит зуб, и мы должны будем срочно бежать к врачу. Или в последний момент кто-нибудь из учителей задаст еще какое-нибудь срочное большое задание? И что — двойку получать из-за неверного планирования? Даже в большом бизнесе менеджеры "перезакладываются" на обстоятельства, давай так же будем поступать и мы.

Если дело слишком сложное и времязатратное

Если дело слишком сложное и времязатратное

Большая сложная задача в тайм-менеджменте называется "Слон". Типичные задачи-слоны: подготовиться к поступлению в вуз; подготовиться к сдаче ЕГЭ; выучить иностранный язык, стать более крепким и сильным. Как бы мы ни стремились, нам все равно не выполнить такую задачу ни за день, ни за неделю. Что же делать?

Во взрослом тайм-менеджменте слона режут на бифштексы и съедают каждый день по одному бифштексу, то есть делают ежедневную порцию работы. В детском тайм-менеджменте мы решили говорить о шоколадном слоне и делить его на шоколадные дольки. Метафора очень простая: если ты попытаешься съесть шоколадного слона целиком или даже его большой кусок, то ничего, кроме аллергии и последующего отвращения к шоколаду, не добьешься. А съесть шоколадную дольку очень даже приятно и уж совсем не сложно.

Итак, шоколадного слона надо разделить на дольки и каждый день съедать по одной. Это означает деление большой задачи на части так, чтобы были определены ежедневные порции работы, их планирование и выполнение.

Но шоколадные дольки надо определять правильно — конкретно и ориентировано на результат. Например, сколько задач в день мы должны решать, чтобы без спешки и с последующим повторением подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике.

Как заставить себя начать заниматься

Представим себе, что речь не идет о столь глобальной задаче, как подготовка к ЕГЭ. Ребенок всего лишь должен сделать уроки, но их задано очень много, за один день все равно не успеть. Да они и заданы на несколько дней. Поэтому у ребенка вроде бы есть причина не начинать выполнять задания. И не хочется выполнять их, ну просто ужас как.

Как мы уже договорились, делим задачи на несколько дней. Получилось по две задачи на день. А делать по-прежнему не хочется... Договоритесь с ним, что он сделает одну задачу, всего одну. Любую, какая нравится. Как только он начал делать задачу, какую нравится, да еще она у него быстро и хорошо получилась, он практически по инерции и вторую сделает, а может, и третью.

Этот метод называется "методом швейцарского сыра" — "выгрызай" кусочки дела в произвольном порядке, начинай с того, что нравится, что интересно. Нужно ребенку писать сочинение — пусть напишет несколько строк, которые сразу пришли в голову. Потом уже — план и все по порядку. А вначале надо запустить процесс — дать свободу творчеству, воображению. Как только голова заработает в нужном направлении, человека уже не остановить.

Когда мы работаем со школьниками, иногда предлагаем им другую метафору. Спрашиваем: когда вы разрезаете торт для гостей, какое у вас возникает желание? Говорят: схватить вишенку с торта и быстро ее съесть. Тогда представьте себе, что ваше задание — это торт, а самая приятная и маленькая его часть — вишенка. Вот и съешьте быстро. Знаете, отлично эта метафора работает.

У нас остались еще две причины промедления. Рассмотрим их.

Как решать простые, но неприятные задачи

Как решать простые, но неприятные задачи

Если дело слишком скучное или неприятное, оно называется "лягушка". Это небольшие, но какие-то противные, нелюбимые школьные задания на дом. Это нередко задания по дому — вымыть посуду, вынести мусор, лампочку вкрутить.

У нас с вами таких задач тоже полно, на тренингах взрослые слушатели что только не называют: и белье погладить, и коммунальные услуги оплатить, и сотруднику выговор объявить — словом, много чего у нас противного, оказывается. И мы с вами таки дела откладываем, что уж говорить о детях.

На самом деле мы делаем чудовищную вещь — откладывая, мы растягиваем в своей жизни неприятность. Ведь мы же все время об этом думаем, нервничаем, переживаем. А неприятный период, наоборот, нужно сократить до минимума — то есть сделать противную задачу как можно быстрее и немедленно о ней забыть.

Этот метод называется "съесть лягушку". Суть его заключается в следующем: самая неприятная задача имеет самый высокий приоритет. То есть самую противную задачу ребенок должен делать в первую очередь.

За поедание лягушек мы обязательно награждаем ребенка и договариваемся с ним об этом заранее. Причем награда должна быть вполне адекватна пережитым мукам от поедания лягушек — от новой покупки до интересного семейного времяпрепровождения.

Реклама

Всегда ли нужно волноваться, если ребенок медлит?

Необходимость нашей борьбы с промедлением ребенка очевидна, когда что-то не складывается. Если ребенок не успевает, если он плохо учится, если нервничает и переживает. Когда неясны цели или непонятны приоритеты. А как быть, когда мы имеем дело с беспроблемным ребенком, толковым и быстрым, делающим все в последний момент, но делающим это всегда отлично? Полагаю, что каждый родитель должен решить это сам, — и предлагаю историю мальчика, а теперь уже успешного молодого человека, которому в жизни совсем не помешало делать все в последний момент.

"Оглядываясь назад, в свои школьные и институтские годы, могу сказать, что я никогда не стремился решать поставленные педагогами задания сразу после их поступления. Но мой подход к делам в стиле "оставить на потом" никак не влиял на вполне положительные результаты. Как же мне это удалось?

Я считаю, что основополагающей вещью является личная мотивация ученика, неприемлемость получения отрицательного или посредственного результата. Самое главное — внушить ребенку ответственность перед родителями и просто моральную невозможность невыполнения своих обязанностей. В том случае, если так воспитать ребенка удалось, следует позволить ему самому планировать свое время, а не пытаться сделать это за него. Конечно, могут быть ошибки, но на ошибках учатся, а в школьном возрасте необратимых ошибок не бывает.

Постараюсь объяснить свой подход к планированию времени. Почему я считаю, что не надо делать задание заранее, надо делать накануне сдачи? Причина заключается в том, что, если заучивать материал за неделю до сдачи, придется учить его еще раз непосредственно за день, ведь очевидно, что большая часть информации к тому времени успешно выветривается.

Конечно, можно сказать, что это неправильно, надо, чтобы знания не выветривались, и надо учить до тех пор, пока они не вобьются в голову на всю жизнь. Категорически против такого утверждения, так как обучение в школе предполагает постоянное повторение пройденного материала. Поэтому в голове в любом случае останется то, что действительно нужно.

Как я планирую время? Мне для очень хорошего усвоения материала нужно внимательно его прочесть 3 раза, для достаточного усвоения — 2 раза и позже один раз по диагонали просмотреть. Сколько времени нужно для этого в школе, я уже не могу сказать. В институте же любой курс в один семестр при такой подготовке укладывается в три дня: день первый — подбор и компиляция материала, день второй — чтение материала (6 часов — первый подход, отдых, 6 часов — второй подход), день третий — чтение (6 часов), отдых, просмотр по диагонали (2 часа), отдых. День четвертый — это экзамен.

Еще помогает некое внутреннее подстегивание себя, как то: этот вопрос по плану должен быть прочитан и понят за 15 минут (можно прямо с таймером). Если успеваю за 10, то могу 5 минут отдохнуть. Такой способ лично мне всегда помогал не глазеть по сторонам, полностью сконцентрироваться на процессе и достигнуть необходимого результата".

Олег Юдин, аспирант, менеджер по маркетингу