Эпоха потребления

Учим детей правильному восприятию рекламных роликов, разумному обращению с деньгами и целесообразному распределению покупок.

Хотим мы того или нет, но реклама прочно вошли в нашу жизнь. Эффектные картинки, плакаты и ролики активизируют детское любопытство и пробуждают страстное желание это заиметь - во что бы то ни стало. И вы все чаще слышите: "Хочу!" да "Купи!". Что делать? И можно ли этому вредному процессу противостоять?

Учим детей правильному восприятию рекламных роликов

Покупать - не покупать?

Маленьких детей реклама особенно не волнует. Хотя бы потому, что вы для него главнее всего окружающего мира. И вам он верит больше, чем всем остальным. Поэтому можно сказать, что сначала реклама влияет на ребенка опосредованно - через вас.

Если вы стали "жертвой" рекламного ролика и раздумываете: "А не купить ли...", ребенок, конечно, моментально почувствует ваши колебания и потребует: "Купи!"

Хитроумная погремушка, многоэтажный дорогущий "конструктор", кукла Барби со всем своим приданым - скажем честно: особой потребности у маленького ребенка в этом нет. Но зато она есть у вас. Очень часто мы стремимся одарить наших детей просто потому, что нам внушили: модно - значит, хорошо. Если ребенок играет новой вещицей пару часиков, а потом возвращается к своим мишкам и куколкам - значит, она ему, скорее всего, и не нужна. Она нужна вам. Чтобы соответствовать духу времени.

Так что первая проблема, с которой следует поначалу разобраться, - то, как на рекламу реагируете вы сами. Дети же просто заимствуют модель поведения у собственных родителей.

Вышесказанное не означает, что детям не нужны хорошие вещи и игрушки. Им не нужны излишества!



Стратегический аспект

У детей есть две интересные особенности, о которых родителям следует помнить, решая "рекламный" вопрос.

Первая особенность. Маленькие дети всегда хотят получить то, что они желают, немедленно. И чем младше ребенок, тем невыносимее, труднее ему ждать.

А значит, самый надежный способ уберечься от ненужных приобретений - сделать паузу. Отвлеките малыша, переключите его внимание на что-то другое (на интересную игру, например, или на другую, более подходящую и доступную вещь). Если он переключится и не станет возвращаться снова и снова мыслями к тому, что просил, скорее всего, та штучка была не так уж и нужна.

Но если малыш уже привык получать по первому требованию все, что захочет, добиваться своего он будет по привычке, просто из вредности или упрямства. А кто захочет добровольно сдать выгодные позиции за просто так?!

Вторая особенность. Все дети остро нуждаются в идентификации со сверстниками. Любому ребенку важно иметь то же, что есть у его друзей и подруг, чтобы его приняли за своего. Ведь многие детские вещи (игрушки, журналы, одежда) - на самом деле не просто вещи, это своего рода знак клана.

А значит, учитывайте особенности "дворовой" рекламы.

Есть вещи, в которых детям отказывать нельзя. Причем тут работает прямая закономерность: чем старше ребенок - тем "знаковые" вещи важнее для него. Приглядитесь, как одеваются его сверстники, во что играют во дворе, какие игрушки носят в своих рюкзачках. Правда, и тут нужна дозировка. Выясните, на чем помешана вся дворовая компания и без чего вашему ребенку обойтись действительно трудно. Это может быть герой популярного мультика (черепашки ниндзя, человек-паук, телепузики), какой-то комикс или... Ребенок сообщит - что. Ваша задача - отобрать из массы просьб и требований действительно самое необходимое (престижное).

Ругать - не ругать?

Некоторые родители искренне считают, что с рекламой нужно бороться радикально. По принципу "собрать бы книги все да сжечь". Но так как, ясное дело, сжечь (то есть отделаться от рекламы и уберечь " от нее ребенка) нереально, они заходят с другой стороны. Берут и объясняют своим детям, что "верить рекламе не надо, все, что рекламируют, - это плохие (т. е. невкусные, неинтересные, ненужные) вещи". Это соблазнительный, но опасный прием. Пока ребенок маленький, он вам поверит. И будет верить до тех пор, пока не попробует те же чипсы или шоколадку, и они, представьте себе, ему понравятся. Возникнет закономерный вопрос: а можно ли маме доверять? Ее мнению, вкусу и словам? Ведь - действительно, не все, что реклама предлагает, такое уж и плохое. Совсем наоборот. Так зачем же его обманывать?

Программа-минимум

Привычки закладываются с раннего детства. И правильное отношение к покупкам тоже надо формировать уже сейчас - в первые годы жизни.

  • одни раз и навсегда надо уяснить, что ценность вещи для малыша определяется не ценником и не модой, а его возрастными особенностями и потребностями;
  • маленькие дети чаще всего сами не знают, чего им хочется, и часто просят просто так, на всякий случай;
  • малыши легко поддаются сиюминутному порыву;
  • не стоит покупать по первому требованию все то, во что ткнул своим пальчиком ваш малыш: даже в столь юном возрасте дети должны знать, что родители не могут (да и не должны) удовлетворить каждое их "потребительское" желание;
  • намеренно откладывайте во времени некоторые ценные покупки. ("Вот в воскресенье мы пойдем и...", "Дед Мороз тебе подарит..."). Пусть ребенок учиться ждать. Да и у вас появиться полезный навык: сначала разобраться, а потом брать. Тут главное - выполнить обещанное, тогда малыш будет спокойнее относиться к вашим отказам, потому что не сомневается: его понимают, а не просто заговаривают зубы, и то, что ему необходимо, он действительно получит.
  1. Дайте малышу право выбора. "Тебе нравится эта кукла и этот набор конструктора? Но я не могу купить две вещи, только что-то одно. Что ты выбираешь?" Ребенок постарше может составить (с вашей помощью) целый список, что ему хочется иметь. Дайте время на обдумывание, в течение нескольких вечеров зачитывайте список, уточняйте, корректируйте вместе с ребенком. Не навязывайте ничего, просто направляйте. И пусть сам решает, что приобретается сначала, что потом. Даже если он ошибется и пожалеет о своем выборе - это полезная ошибка. Она заставит его в следующий раз более сознательно подходить к своему выбору и рекламе. Кстати, от такого списка есть еще одна несомненная польза. Ко многому из того, что там записано, вскоре он сам потеряет интерес (кончилась телереклама, предмет вышел из дворовой моды, сам малыш подрос и изменились его интересы - вот вещица уже и не нужна). Ребенок сам убедится, что не надо верить всему и хватать все подряд из того, что очень нахваливают другие люди. Без чего-то можно прекрасно обойтись и при этом приобрести (попросить у родителей) куда более ценную и необходимую вещь.
  2. Учите обращаться с деньгами. В том числе и со своими собственными. Когда вы, собираясь на прогулку, кладете деньги в кошелек, самое время объяснить ребенку, что они не попадают туда по волшебству. И что они имеют свойство заканчиваться. Даже малыш должен понимать, что такое "дорого" и что не все денежные запасы вы будете тратить на него. Ему будет легче понять вас, если вы не будете реализовывать все его желания. С ребенком необходимо в доступной для него форме говорить о таких понятиях, как "доход", "расход", о том, что деньги, которые вы зарабатываете, нужны еще и для оплаты квартиры, покупки продуктов и т. д. Только учтите еще одну особенность детского разума: маленькие дети понимают все буквально. И если вы скажете: "Нет ни копейки", - он действительно решит, что у вас нет денег - ни на что. А продукты вы пошли и купили - что, значит, "копейки" есть и вы обманывали его?
  3. Вы можете выделять своему ребенку небольшую сумму на "карманные расходы", например, раз в неделю. И он будет иметь право покупать себе то, что хочет. Помогите сориентироваться, но не настаивайте. Потратил неудачно? В следующий раз будет действовать умнее. Только не "открывайте кредит" ранее обговоренного срока, иначе сообразительное чадо поймет, что у вас всегда можно выпросить новую подачку. И не научится ценить то, что имеет.

  4. Антиреклама. Когда малыш, наглядевшись рекламы, о чем-то вас упорно просит, не торопитесь отмахнуться, раскритиковать, отказывать сразу. Обязательно выслушайте его страстные речи. Малыш должен знать, что с его мнением считаются и что, если не купили, на то есть веские основания. Обязательно объясняйте причину своего отказа. Приводите доводы, которые доступны понятию малыша. ("Вчера мы купили тебе... а сегодня нам надо купить для твоей сестренки..."). Покажите, что приятного может быть в таком повороте событий. ("Ты подаришь, она так обрадуется!", "Какой молодец, заботишься о дедушке...").

Дети постарше в состоянии уяснить, почему нельзя каждый день пить газированные напитки, есть в огромных количествах чипсы и конфеты, как правило, очень любят свой организм и с большим удовольствием послушают ваши лекции о пользе минеральной воды, натуральных продуктов и соков из соковыжималки. И будут совсем не против, если вместо разрекламированной продукции получат дозу вашего искреннего внимания и участия. Например, в виде совместно испеченного пирога.

Статья из декабрьского номера журнала
Счастливые родители
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Эпоха потребления"

Вы не авторизованы.

Статья полезная, но осталось без ответа раздел "Ругать - не ругать?
" , что не надо говорить, что это не вкусно, а то верить перестанет, а что в итоге-то что говорить? и "Дети постарше в состоянии уяснить, почему нельзя каждый день пить газированные напитки" - очень хочется надеяться, но большие сомнения, опять же здесь будет "дворовая реклама": все едят, а я что?
2005-12-14, Катруся
Поделитесь:

14.12.2005
Обновлено 28.08.2019
Близкие по теме статьи
Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям
Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям
Финансовая грамотность с 1 класса: зачем нужна копилка?
Здоровое питание: 7 рекомендаций скандинавских ученых
Здоровое питание: 7 рекомендаций скандинавских ученых
Меню на день для российского климата: сколько жиров, клетчатки и витаминов включить в рацион
Говорим ребёнку важные вещи вскользь
Говорим ребёнку важные вещи вскользь
Ребенок вас не слышит? Вы просто не умеете говорить!
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!