Методика Глена Домана с момента ее появления вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, продолжающуюся до сих пор. Поэтому идея моя не нова. Тем не менее, хочется обратить внимание родителей, выбравших эту методику на некоторые детали.

Безусловно, каждая мать хочет, чтобы ее ребенок был самым умным и эрудированным, и, как следствие, успешным в жизни. А сыграть на самых светлых родительских чувствах не составляет труда для опытного продавца развивающих методик. В одном детском журнале печатается реклама: "Этого не может быть! - были мои первые слова, после того, как 3-летняя Аня Смирнова прочитала незнакомый текст со скоростью чтения пятого класса. Прочитала с абсолютным пересказом!".

Теперь давайте разберемся по порядку. Почему именно с абсолютным пересказом, не задумывались? Да потому что текст, скорее всего, ребенок не понял. Как известно из лингвистики, слово имеет план содержания и план выражения. Обучая маленького ребенка чтению по карточкам, мы учим его усваивать план выражения, то есть графическое изображение слова, в то время как содержание слова, его смысл, остается для ребенка тайной за семью печатями.

Конечно, процесс обучения начинается с чтения знакомых слов, но так как мы имеем дело с очень маленьким ребенком, словарный запас которого еще очень ограничен, рано или поздно мы приходим к ситуации, когда графическое изображение опережает образное. "Если ребенок спросит: "Мамочка, а кто такой гиппопотам" или "Что означает "вертеться"?", то лучшим ответом на такие вопросы будет немедленно, но тщательно написанное печатными буквами слово, которое успешно пополнит словарный запас вашего ребенка" - пишет Глен Доман.

Методика Домана дала определенные результаты при работе с больными детьми. Детьми, с поражением головного мозга, но у которых была сохранена способность видеть и перерабатывать зрительную информацию. У здорового ребенка функционируют все пять органов чувств. Перегружая один из них, мы не даем работы для остальных. А уж ни о какой целостности восприятия не может быть и речи. Мы, конечно, можем познакомить ребенка со словом "елка", показав карточку, а можем выйти на улицу, подойти к елочке, потрогать кору, понюхать хвою, послушать, как от ветра с глухим звуком падают шишки на твердую землю, лизнуть острую иголочку, наконец.


Не секрет, что у Домана малыш является объектом обучения. Он запоминает информацию для того, чтобы ее потом воспроизвести. Никакого творчества, никакой загадки для пытливого ума. Голая репродукция. В школьные и студенческие годы мы называли это зубрежкой. Кстати в той же самой рекламной статье: "Ваш ребенок станет лидером. Такие люди не приспосабливаются к жизни, а вершат ее". Вы уверены? Откуда же здесь взяться лидерству! У Домана на этот счет свое объяснение: "Дети, которые больше других знают, это уверенные в себе дети. У них меньше причин хныкать и больше причин улыбаться". А мы то наивно полагали, что самооценка зависит от многих факторов, начиная от стиля воспитания в семье и заканчивая социальным положением в группе.

Доман и его последователи убеждены, что нашли путь к счастью.

"Если вы научите своего ребенка читать, считать и дадите ему энциклопедические знания, то тем самым вы:

  • привьете ему любовь к математике, которую он сохранит на всю жизнь;
  • дадите ему преимущество в овладении разными предметами;
  • разовьете его способности и интеллект;
  • поспособствуете росту и развитию его мозга.

Ну и, наконец, вы просто сделаете его счастливым".

Вот такая американская сказка. А в житейском смысле что-то подсказывает, что счастье заключается не в энциклопедических знаниях. Потребности младенца не исчерпываются познанием, главное, что ему необходимо - физический и эмоциональный контакт с матерью. Почаще брать малыша на руки, целовать, гладить, кормить грудью, хвалить, играть, разговаривать, петь ласковые песенки, просто любить.

И не могу я согласиться с Доманом в том, что: "И ничего страшного не было бы в том, если бы новорожденный проводил на полу все 24 часа в сутки. Напротив, это было бы только замечательно". Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта.

Также невозможно согласиться с Гленом Доманом, что детские игры - это пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя к взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает свою фантазию. Трудно переоценить значение игры в детском возрасте. Голые факты, сухие знания не научат малыша главному - адаптироваться к окружающей действительности.

И, наконец, главный вопрос. "Прежде чем ребенку исполнится 6 лет, - пишет Доман, - его легко сделать гением". ЗАЧЕМ? "Если вы организуете систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний, ваш ребенок достигнет 6-летнего уровня в 4 года, а его IQ будет равен 150". ЗАЧЕМ? "Если вы будете руководствоваться данной методикой, он достигнет такого результата в 3 года, а его IQ будет 200 и выше". ЗАЧЕМ? Все равно к 20 годам он станет обычным среднестатистическим взрослым. Ну, разве что, сможет выиграть главный приз игры "Кто хочет стать миллионером".