Два незабываемых дня, или Как не надо себя вести на отдыхе

Отдохнув в июле в Черногории, мы попали в кошмар "Москвы горячего копчения".

Полезность: 3,9 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (18 оценок)

Отдохнув в июле в Черногории, мы попали в кошмар "Москвы горячего копчения". И еле-еле дождались своего отъезда в Питер, где нас ждал круиз на о. Валаам. Итак, 13 августа в 20-00 мы (я с пятнадцатилетней дочерью и наши друзья с одиннадцатилетней внучкой) загрузились на комфортабельный белоснежный теплоход "Виссарион Белинский".

Утром мы проснулись уже на Валааме. В программе круиза на первую половину дня была назначена пешеходная экскурсия по скитам, а после обеда, в 17-00 — поездка на теплоходах "Ом" на центральную усадьбу монастыря. Поскольку для нас с дочкой это была третья поездка на Валаам, по скитам мы решили не идти, а погулять самостоятельно, друзья были впервые на Валааме и пошли с экскурсией.

Сразу скажу про Валаам. Мы посетили его в третий раз, и с каждым разом я вижу все нарастающую коммерциализацию, потерю островом своего духа и очарования в местах, посещаемых туристами. Лесные дороги превращаются в пыльные, уродующие лес, трассы, толпы туристов, все больше торговли. Наверное, это закономерный и необратимый процесс, но как жаль, что это так!

В общем, мы-то, как вы сейчас узнаете, пошли "другим путем". Сначала мы отправились направо от теплоходов (если стоять лицом к озеру). Мы шли вдоль Ладоги едва заметными тропками, взбирались по каменистым склонам, скакали по плоским камням у самой воды. Видели перья чайки, которую кто-то съел... Потом тропинка пошла вверх, и мы вышли к цивилизации — к Воскресенскому скиту. Потом мы решили зайти на корабль, взять еще воды (было жарко, и мы всю выпили). Взяли воду, и теперь уже пошли налево. Было 9 часов утра. Мы и не знали, что нас ждет большое приключение.

Итак, мы пошли налево от теплоходов (бухта Большая Никоновская), по берегу. Чудесная солнечная погода, красота вокруг. Мы наслаждаемся тишиной и природой, сиянием воды и облаками. Потом мы решили уйти от берега. Шли по лесной дороге, где не было ни души, только деревья, валуны, цветы, птицы. Потом от дороги отошла тропинка, и мы пошли по ней. В лесу наткнулись на полуразрушенные военные укрепления (линия Маннергейма). И тропинка вывела нас на высокий скалистый берег.

Вдали мы увидели маяк. На берегу нам сначала встретились несколько туристов на велосипедах, а потом по той же тропинке, по которой пришли мы, подошла и целая группа. Стало слишком людно. Мы прикинули по карте, что находимся где-то в Малой Никоновской бухты, и решили вернуться к теплоходам прямо по берегу (обед был назначен на 13-00, а на часах уже было половина одиннадцатого). И мы пошли... Приходилось, следуя за чуть заметной тропкой, подниматься и спускаться по скалам, в том числе — на пятой точке. Туристы остались далеко позади. Красота: камни, лишайники, чайки, Ладога. Тут мы увидели, что от берега вглубь острова отходит довольно четкая тропа. Мы уже подустали, да и время поджимало, и я решила, что тропа быстрее приведет нас к теплоходам, чем изрезанный берег. И мы пошли по тропе. Но она становилась все уже и уже, и, наконец, исчезла совсем. Я предложила вернуться, и поискать тропу, но дочка сказала, что, конечно, после вот той полянки тропа появится снова. И мы пошли без тропы...

Думаю, уже понятно — мы заблудились! Это стало понятно и мне, и дочке. Лес становился все глуше, масса поваленных деревьев, вокруг — болото с кочками... Ясно, что все, кто сейчас это читает, не очень хорошо оценивает мои умственные способности... И я полностью согласна со всеми. Какими только словами я мысленно себя не обзывала! Потом мне знатоки говорили — но можно же было по солнцу ориентироваться, зная, куда оно вам светило изначально! Вот оно, ключевое слово — "зная". Но я-то не знала!

Произошло "смешение жанров". Мы просто гуляли, мы не собирались идти в поход. Если бы собирались — я бы следила и за солнцем, и за направлением. А тут — вот мы просто гуляем, а вот мы уже в диком лесу. И я прекрасно помню все разговоры о том, что в этом году на Валааме особо разгулялись гадюки, и полно энцефалитных клещей. А мы — в балетках и босоножках, в футболках и без головных уборов. Но моя задача — не показать мою растерянность и испуг дочке. И я смело заявляю, что мы идем правильно, потому что солнце теперь светит нам в лицо, а раньше светило в спину (эх, знать бы, куда оно светило!). И я почти смело и якобы уверенно иду по лесу.

А кругом — полно следов пребывания лося, знаете, такие удлиненные шарики... И чтобы дочке не было страшно, я уверенно несу чушь о том, что у лося они такие же, но в два раза больше, а это — такие маленькие козы тут водятся, неопасные... Правда, потом дочь мне сказала, что она прекрасно понимала, что я делаю хорошую мину при плохой игре, но не хотела меня расстраивать...

Лес становится уж совсем непроходимым, мы вспугиваем енота (бедный енот, я так заорала, что он теперь, наверное, нервнобольной енот на всю жизнь), он шарахается от нас в какую-то нору. Все больше болота, каждая из нас по многу раз падает, я распарываю ногу довольно сильно. Из волос приходится выбирать каких-то пауков. Я кричу, зову людей, но никто не откликается. Дочка ругает себя за то, что не послушалась (кстати, за почти 16 лет в первый раз она это признала) и не дала вернуться на тропу...

Но именно дочке приходит в голову здравая мысль — вернуться к берегу. Мы смотрим вверх, ищем просветы вдали, и, не сразу (мешает болото), но возвращаемся на берег. Очень хочется пить, воды уже давно нет, но мы рады, что хотя бы вышли из леса. И — о счастье! — по берегу вьется едва заметная тропка!

Кстати, фотографий из этого участка похода, почти нет — было не до того. Но вот мы на берегу, и перед нами тропка, и уже не так страшно. Мы довольно резво идем по берегу, и вот вдали мы видим палатку и людей. Тут надо заметить, что я жуткая трусиха. И в нормальных условиях я бы не решилась подойти к каким-то чужим людям (вдруг — бандиты?). Но тут уж не до того. Впрочем, я вижу, что с виду люди вполне приличные — трое мужчин (молодой и два постарше) и молодая девушка (была еще женщина средних лет в палатке, но она вышла позже). Они изумленно смотрят на наше приближение. Сразу скажу, что этим туристам из Москвы (у них было два катамарана) за четыре дня стоянки на Валааме людей довелось увидеть второй раз. Первыми были лесники, которые их оштрафовали за костер. И тут — мы — распаренные, грязные, я с окровавленной ногой. В общем, нас напоили (водой, но водку тоже предлагали), обработали мне рану. И сказали, что мы все это время шли в прямо противоположную сторону от теплоходов. И оказались мы на Крутом мысу.

Наши новые знакомые-туристы были оснащены GPS-коммуникатором. Они собирались посетить главную усадьбу, и мы все вместе отправились в путь. Туристы сказали, что нам повезло, что мы не пришли на полчаса позже, иначе мы бы увидели только пустые палатки и были бы жестоко разочарованы. Мы вместе вышли к Лещевому озеру, там появилась хорошая тропа, и мы, поблагодарив новых знакомых, припустили вдоль озера к главной дороге. Еще немного — и места стали знакомыми (два года назад мы ходили у этого озера, но не забирались очень далеко от главной дороги).

И вот уже — дорога, пыль, и даже машины проезжают. К двум часам дня голодные, грязные, но счастливые, что все кончилось хорошо, мы вбежали на пристань, по которой метались наши обеспокоенные и ничего непонимающие друзья. Да, забыла сказать, что в моей сумке было целых два абсолютно бесполезных телефона — наш оператор на Валааме не работает. Мы ворвались на теплоход, пролетели в ресторан. Обед первой (нашей) смены уже кончился, шли последние приготовления ко второй. Но наша милая официантка, слегка ошарашенная нашим видом, нас и напоила, и накормила. Спасибо ей, а я даже не знаю ее имени!

Друзья дали нам шампунь (мы-то его не взяли, он у тети в квартире остался, на один день ехали). Какое же это счастье — просто напиться воды, поесть и помыться! Мы даже упустили редкую возможность искупаться в Ладоге (люди купались), но времени на все уже не оставалось. Нас уже ждали для поездки в центральную усадьбу.

"Омик" мчал нас к усадьбе. Я уселась на открытом борту, и день был такой теплый, что было совсем не холодно даже с мокрыми волосами (чистыми, без пауков!). Рядом устроились экскурсоводы. И вот слышу я такой разговор:

— В этом году тут змей полно!
— Да, я только в закрытых туфлях хожу!
— А я в кроссовках!
— А ко мне сегодня прямо во время экскурсии у Гефсиманского скита приползла. А какой-то турист ей хвост палкой прижал, так она голову подняла и зашипела. Ну, он поддатый был, вот и прижал... А потом он уполз... Ой, то есть она уползла...

В это время на короткий миг ожил вдруг и заголосил диким голосом мой мобильник. Смотрю — куча непринятых звонков с неизвестного номера и СМС: "Где вы?". Я, не разобравшись, кто писал-звонил, пишу ответ: "На Валааме". Отослать не успела, связь прервалась. И только тут до меня дошло, что СМС-ку прислали наши друзья, обеспокоенные нашим исчезновением и неявкой на обед. Представляете, что они подумали бы, получив такой ответ о потерявшихся. "Где?" — "На Валааме!"

На следующий день, 15 августа, в 8 утра мы были в Питере, сошли на берег. Наших друзей встречал их местный родственник, и мы разъехались по родственникам отвезти вещи. Встретились в 11-30 у дома Зингера на Невском. Пока мы пили кофе у родственников на квартире, я услышала по радио, что во второй половине дня обещают дожди. Впрочем, наученная долгим опытом путешествий, зонты я всегда держу в сумке, каким бы не был прогноз. Однако небо радовало безоблачной синевой, было жарко. Мы благополучно встретились с друзьями и повели их по Питеру, который знаем даже лучше Москвы.

Прогулка была великолепной, но к обеду друзья сломались — они не привыкли к таким марш-броскам. Мы посидели в кафе в Александровском сквере, потом дошли до Медного всадника. Тут у друзей возникло желание совершить прогулку на кораблике по рекам и каналам. Билет для взрослого стоил 600 рублей, а мы перед поездкой на Валаам аналогичную прогулку уже совершили. Поэтому на прогулку отправились друзья с льготницей- моей дочкой без меня. А я, посадив их на кораблик, отправилась прогулочным шагом по набережной к Дворцовому мосту. Я разговаривала по мобильнику с мамой, восхищаясь в разговоре чудесной погодой и двумя забавными цирковыми медвежатами, с которыми на набережной фотографируются туристы. Так я догуляла до моста, вошла на него и повернулась лицом в сторону залива....

Мне стало дурно: небо в той стороне было абсолютно черным, и эта чернота стремительно двигалась на Питер. Если бы мы все были вместе, мы бы сразу же побежали к метро или к какому-нибудь укрытию. Но кораблик с друзьями и дочкой должен был вернуться через 15 минут. Я кинулась к причалу. Поднялся сумасшедший ветер, который нес тучи пыли, бумажек и сдувал с открытых мест всех туристов. А я ждала кораблик. Не успел он причалить, как ударили первые капли. Мои туристы высыпали с кораблика и кинулись бежать, сами не зная куда. Под струями ливня мы заскочили под грибок летнего кафе.

Мы сели под грибок, спрятавшись попарно под зонтиками. Но все это не спасало: молнии, шквалистый ветер, под ногами лужа, которая быстро достигла наших щиколоток. Я все время думала, что зонтик вот-вот упадет нам на головы. Все, кто прятался вместе с нами, промокли и убежали куда-то под дождем. Предприимчивые родители выпрашивали у работников кафе мусорные пакеты и паковали в них с головой маленьких детей. Но пакета под размер наших девочек уже не было. Мы окончательно промокли, и побежали обратно к кораблику, на котором плавали на прогулку.

Матрос на палубе пустил нас в каюту, где еще несколько ребяток-матросов, которым мы помешали поспать во время вынужденной стоянки, приняли нас весьма приветливо, дали нам одеяла для согрева. Мы минут сорок просидели, покачиваясь на волнах. Мне звонила встревоженная тетя. Я еще удивилась, почему она вдруг заволновалась о нас. Я ведь не знала тогда, что это был обрушившийся на город ураган, который повалил много деревьев и два башенных крана (слава Богу, никто не погиб, но тяжело пострадала женщина-крановщица). Лишь когда мы вернулись домой, к метро "Парк Победы", и я увидела, что у дома тети повалено множество деревьев, я поняла, почему она волновалась. Когда дождь стал тише, друзья уехали на такси, а мы пошли на Невский, где согрелись горячими бутербродами и кофе в кафе.

Вот такие два насыщенных дня... Сначала потерялись, а потом попали в ураган. Теперь все вспоминается с юмором, но теряться в лесу все-таки я никому не рекомендую! Если идете просто гулять — не сходите с тропинок. И на всякий случай — смотрите за солнцем.

Татьяна Попова, polly0509@mail.ru

Оставить комментарий к статье "Два незабываемых дня, или Как не надо себя вести на отдыхе"

28.08.2010
Обновлено 24.07.2015
Один день из отпуска и несколько капель романтики
Отдых на море с любимой: как сделать незабываемым