Содержание:


Все чаще родители дошкольников сталкиваются с диагнозами "сенсорная алалия" (F80.2) и "расстройство аутистического спектра" (F84.0). Эти нарушения — одни из самых сложных в коррекции. Как признаки сенсорной алалии и РАС могут заметить родители и какая помощь в развитии речи детей в их силах? Рассказывает Надежда Алексеевна Сайфуллина, логопед, магистр в сфере дефектологического образования, ведущий специалист центра речевого развития LOGOLAND.

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Каковы причины нарушений речи при сенсорной алалии и РАС? Однозначного ответа про причину возникновения расстройств аутистического спектра нет. Все исследователи отмечают генетическую природу аутизма, однако наследственность наблюдается только в 15% случаев. Тот, кто найдет причины аутизма, получит Нобелевскую премию.

Что же касается сенсорной алалии, ее основные причины — внутриутробные патологии, поражение центральной нервной системы при родах и органические поражения коры головного мозга.

К содержанию

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка "не работает" цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.

К содержанию

Коррекция эхолалии у ребенка в домашних условиях

Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития?

Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно. Например, он произносит не к месту "Иди спать!". Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая "Иди спать!".

Или ребенок вдруг произносит невпопад "Ой, упала!" — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами "Ой, упала!". Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.

Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично.

Но! Это работает! Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, "заставляя" его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет "осекаться", начиная очередную свою фразу-эхолалию. То есть он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.

Дети очень любознательны и ненавидят рутину. И понятие того, что каждая проговоренная ими фраза имеет визуальное решение, рано или поздно заставит вашего ребенка говорить только по делу.

Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией

К содержанию

Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией

Важно помнить, что самостоятельная работа родителя с ребенком не является заменой специализированной логопедической коррекции. При возникновении специфических проявлений, описанных выше, необходимо обратиться к неврологу и логопеду. Невролог проведет необходимый комплекс диагностических исследований, а логопед установит характер речевого нарушения и составит коррекционный маршрут.

В среднем продолжительность логопедической работы с детьми с сенсорной алалией варьируется в пределах 1-2 лет. Коррекционная помощь ребенку с расстройством аутистического спектра продолжается на протяжении всего школьного обучения.

От чего зависит длительность коррекции речевого нарушения? Во-первых, от степени выраженности речевой патологии, во-вторых, от систематики посещения коррекционных занятий и, в третьих, от наличия комплексной помощи специалистов коррекционного профиля. Комплексная помощь, как правило, включает в себя занятия с логопедом, занятия с дефектологом, занятия с психологом и продолжительное наблюдение невролога с отслеживанием динамики устранения речевого нарушения.

Именно вы можете стать проводником своего ребенка в абсолютно новый мир — мир понятных ему инструкций, маминого ласкового слова и доброй отцовской похвалы.