Содержание:

Реклама

Реклама

Старые песни и главное

На протяжении веков музыка признавалась незаменимым средством развития духовной культуры человека. Во многом — из-за своего эмоционального воздействия на нас.

Занятия музыкой

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Советский Союз, провозгласивший доступность образования для рабочих и крестьян, не мог обойти стороной музыкальный вопрос — и многочисленные школы открыли свои двери для всех желающих приобщиться к миру прекрасного. Не случайно именно тогда родился лозунг "Музыку в массы". Концерты классической музыки входили в обязательную программу выходного дня любого человека, который хоть в малой степени относил себя к среде интеллигенции. Сессии в домино и шашки в московских дворах сменялись бурными дебатами о том, кто из современных пианистов тоньше интерпретирует музыку Рахманинова. В то время родители считали своим долгом отдать ребенка в музыкальную школу...

Однако сегодня многое изменилось. Вопрос о выборе будущей профессии решается порой кардинально: изучаем лишь то, что однозначно будет способствовать финансовому успеху в будущем. При этом роль музыки в развитии личности отходит на задний план.

Казалось бы, музыкальное образование навсегда утратило свою привлекательность, уступив место менеджменту, экономике, праву, психологии, финансам и прочим "материально ориентированным" профессиям.

Однако стоит знать и помнить, что занятия музыкой способны помочь еще и освоить общеобразовательные школьные дисциплины! А главное — благодаря музыке вы получите множество навыков, которые пригодятся вам и в дальнейшей жизни, даже если выбранная вами профессия не будет связана с миром искусства.

О том, что музыка может помочь в освоении и других далеких от нее профессий, известно уже достаточно много. Успешные карьеры тех, у кого за плечами имеется музыкальное образование, способны красноречиво убедить даже самых стойких из скептиков в необходимости занятий музыкой еще в школьные годы. А родителей — познакомить своих детей с миром музыки как можно раньше.

Все возрасты покорны нотам

Американские ученые на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать разнообразные аккорды и созвучия. Впоследствии их детей сравнили с младенцами, которые подобную "музыкальную школу" не проходили. Обнаружилось, что дети-"музыканты" гораздо лучше следили глазами за предметом, быстрее начинали держать бутылочку двумя руками; у них быстрее развивался речевой аппарат, они раньше начинали произносить не просто слоги, но целые слова и складывать из них небольшие фразы. Было отмечено благотворное влияние музыки и на развитие недоношенных детей — воздействие музыкой помогало нормализовать их сердцебиение, поглощение кислорода и снизить их реакции на боль. Недоношенные дети легче переходили с внутривенного питания на обычное именно под музыку.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.

От языков до математики

Поскольку основа речи — это не слова, а интонирование, занятия музыкой станут хорошим подспорьем в изучении иностранных языков. Ведь, как известно, изучение языка — это не только понимание его грамматических и лексических особенностей, но еще и стремление правильно воспроизводить произношение и интонацию. И тут у того, кто много лет занимался развитием слуха, возникает преимущество перед его немузыкальными сверстниками. Когда ваш музыкальный слух развивается, вам становится намного проще осваивать звуковые премудрости иностранной речи.

Музыка помогает и занятиям математикой. Недаром еще в древности Пифагор объявил музыку точной наукой. По мнению античных исследователей, она подчинялась объективным законам и существовала вне зависимости от прихоти человека. Конечно, "золотое сечение" существует и в живописи, и в скульптуре — но как же режет слух расстроенная гитара!

Композитор Игорь Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более чем родственны. Неслучайно среди музыкантов встречаются люди, талантливые и в математических науках тоже: дирижер Эрнст Ансерме, композитор Эдисон Денисов... Кстати, известно, что Альберт Эйнштейн в свободное от научных опытов время любил поиграть на скрипке.

Были проведены своеобразные "замеры" математических успехов среди детей как из простых, так и из материально благополучных семей. После длительных музыкальных занятий у детей из бедных семей успеваемость по математике улучшилась очень заметно, они приблизились по результатам к тем ребятам, у которых стартовые условия были комфортнее. Из тех же, кто музыкой не занимался, улучшило свои результаты по математике вполовину меньшее количество детей.

Реклама

Сложное дело!

При освоении практически любой профессии музыканты оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Большинству из них удается преуспеть: их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми неизбежно чревато всякое новое дело. Они упорны, настойчивы — и вместе с тем гибки и обладают неоценимым ощущением настоящего момента. Музыка приучает к внимательности при выполнении заданий, она учит человека слушать и слышать, развивает память, координацию движений.

Россиянка Т. Маляренко в 1996 году сравнила данные энцефалограмм семилетних детей. Оказалось, что у тех, кто уже начал заниматься музыкой, возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга. Полушария начали работать более гармонично, более слаженно, как бы лучше "слушая" друг друга.

Вообще музыкальные и речевые центры в мозгу человека расположены близко друг к другу. Поэтому занятия музыкой способствуют усвоению речи и влияют на речевое развитие человека с детских лет. А кроме того, во время пения мозг занят одновременно двумя параллельными процессами: вести мелодию и произносить текст означает делать 2 разных дела.

Обучаясь игре на фортепиано, человек учится координировать действия одновременно двух рук: поскольку партия правой и левой рук часто различны по нотам, это заставляет мозг обрабатывать одновременно два действия — и выдавать единый гармоничный результат.

Чрезвычайно полезным педагоги-музыканты признают также чтение с листа по нотам. Оно позволяет далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, способствует мгновенному "схватыванию" свойств этих пространственных фигур, а также умению мгновенно переводить увиденное и понятое в физические действия в условиях крайних временных ограничений. Такие качества помогут в дальнейшем и авиадиспетчерам, и пилотам — и всем тем, перед кем на работе стоят сложнейшие задачи на быстроту реакции и координацию нескольких действий одновременно.

В нужной тональности

Занимаясь музыкой, человек словно примеряет на себя разные роли: сегодня он играет классику (Моцарта, Гайдна), завтра — романтиков (Листа и Шопена), а послезавтра он и вовсе экспрессионист, озвучивающий опусы Шёнберга или Берга. Музыка постоянно учит человека меняться, он становится более восприимчивым и готовым адаптироваться к миру.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Кстати, отдельно изучалась даже связь музыкальных способностей и преступных наклонностей. Выяснилось, что поющие в хоре вовлекались в преступную деятельность реже остальных людей — а те, кто умел читать ноты с листа, по мнению ученых, не становились преступниками никогда.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата. Недаром среди политических звезд так много тех, кто в детстве уделял значительное внимание серьезным занятиям музыкой. Из нашей политической элиты можно вспомнить Эльвиру Набиуллиуну (фортепиано) или Алексея Кудрина (ударные). Из западной — Кондолизу Райс. В детстве профессионально занимавшаяся игрой на фортепиано, она может похвастаться тем, что в 15 лет сыграла один из фортепианных концертов Моцарта с Денверским симфоническим оркестром. Кстати, и в настоящее время Райс иногда дает концерты камерной музыки.

Люди-аккорды

Музыканты обладают целым рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает достаточно сложно.

С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой — очень стабильны, и их нелегко сбить с толку.

Музыканты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу своей способности адаптироваться и понимать других людей они прекрасно работают в команде.

Музыканты готовы к риску — и вместе с тем они не останавливаются на простых решениях.

Они умеют видеть, как подать тот или иной материал ярко и подробно — и в то же время они могут отвлечься от этих подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

Они умеют предвидеть возможные завтрашние последствия своих сегодняшних решений.

Музыка всесторонне помогает подготовиться ко взрослой жизни. Не зря композитор Д. Д. Кабалевский утверждал: "Музыке надо учить всех детей, как учат математике и географии".