Большие победы маленького человека

Как вырастить свободного человека?

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 4,5 из 5 (30 оценок)

Во вторник Пашкин класс ездил на экскурсию в музей карет. Я уже ждала, что весь вечер Пашка, отличающийся словоохотливостью, будет взахлеб рассказывать о каретах. Прихожу за ним в школу — сидит, ждет меня, надутый, как индюк. "Что случилось, котенок, почему ты такой сердитый? Устал?" — "У-у". — "А что такое, все в порядке?" — "Ммммм...". Короче, по дороге к автобусной остановке я слышала от него только мычание, в ответ на мои полные энтузиазма вопросы о каретах и готовность слушать бесконечные подробные рассказы.

В таких случаях я знаю, что надо добиваться правды, поэтому до прихода автобуса я решила ее добиться. То есть понять, отчего ребенку плохо. Такие моменты я считаю очень важными для ребенка, никогда нельзя оставлять без внимания грусть, злость, обиду, всегда нужно попытаться понять причину, иначе мы рискуем принять как должное то, что ребенок замыкается в себе... После логической цепочки вопросов мы пришли к ядру проблемы: оказывается, утром (утром! а сейчас уже полпятого, значит, он до сих пор страдает), когда в автобусе ели принесенные из дома завтраки, ребята начали смеяться над Пашкиным огромным и длинным бутербродом. Надо сказать, что этот бутерброд — давняя традиция, Пашка носит подобное в школу почти каждый день, поскольку еще в первом классе учительница несколько раз сказала мне, что он не наедается "нормальным", который я кладу ему в рюкзак.

"Так-так, — говорю, — все дело, значит, в бутерброде. Поэтому неохота ни о чем рассказывать, поэтому сердитый — да?" Пашка наконец честно признается: "Ну, да..." Я начинаю судорожно размышлять о том, что же можно сказать в утешение ребенку. Первое, что мне приходит в голову, это пообещать больше не делать ему большие бутерброды. Но правильно ли это? В ходе самого "утешения" я понимаю, что не очень-то правильно.

— Паш, ну, если хочешь, я не буду больше тебе делать такие бутерброды...

— Угу... — не очень-то бурно реагирует Пашка.


— Послушай, а тебе-то самому какие бутерброды нравятся? Тебе хочется маленький?

— Ну да, чтоб не смеялись...

— Слушай: тебе хочется маленький или ты боишься, что будут смеяться?

— Ну... будут смеяться... Мне нравится большой... Я всегда голодный...

— Котенок, ну давай рассудим вместе: значит, ты хочешь зависеть от того, что думают о твоем бутерброде другие дети? А раньше они не смеялись?

— И раньше... Иногда...

— А почему же ты не говорил ничего?

Оказывается, раньше ему было важнее, чтоб бутерброд был большим, а не мнение детей. А сегодня над ним смеялись ребята старшие, из 3 и 4 классов, мнение которых сыграет роль тогда, когда будет решаться вопрос, возьмут или нет играть в футбол на перемене...

— Ну ладно, — сдаюсь я. — Буду делать тебе маленькие бутерброды. Но вообще-то подумай сам: вместо того чтобы обижаться, ты можешь посмеяться вместе с ними. Или сказать: я и расту так быстро, потому что мои бутерброды больше (кстати, аргумент неплохой — Пашка один из самых-самых высоких). Вот увидишь, послезавтра все попросят у мамы такой же бутерброд. И еще, знаешь, есть такая пословица: "на обиженных воду возят". Когда ребята видят, что ты обижаешься, они еще больше смеются, их это развлекает. А когда они увидят, что ты смеешься с ними, они быстро потеряют интерес к твоему бутерброду.

Пашка оживляется: видимо, такое ему в голову еще не приходило. Но все-таки настроение по-прежнему не очень. ... Вечер подходит к концу, Пашка явно еще не пришел в себя, потому что о каретах — ни слова. Когда он неразговорчив, что-то не так.

Время идет к ужину. Перед ужином я обычно готовлю ему бутерброд на завтра и кладу в холодильник. Вдруг Пашка подходит ко мне и уверенно так говорит: "Мам, сделай мне большой бутерброд. Я постараюсь посмеяться вместе с другими. Мне нравится большой, огромный. Не три маленьких, а один огромный — он такой смешной. Я вместе с ребятами посмеюсь".

Во мне постепенно растет гордость моим маленьким человеком, который вот так, целый день, боролся с собой, боролся со своей слабостью, с обидой, с зависимостью от чужого мнения и сам пришел к такому выводу.

Сталкиваясь много раз с подобной проблемой, я нашла немало статей детских психологов, которые утверждают: когда ребенка обзывают или смеются над ним, не спешите идти разбираться с учительницей или с другими детьми и их родителями. Постарайтесь разобраться с ним самим, с его реакцией, потому что причина обиды, страданий в первую очередь в нем самом, в его неумении реагировать. Это умение и нужно воспитывать в ребенке. Конечно, то, какую именно реакцию воспитывать в ребенке, зависит от принципов самих родителей. Может быть, для кого-то "дать сдачи" — это жизненное правило, и ребенок будет воспитан именно так. Но в любом случае он должен реагировать так, чтобы быть счастливым, чтобы не зависеть от других. Нужно воспитывать в ребенке настоящую свободу — быть самим собой и при этом нормально общаться с окружающими, завоевать их симпатию, уважение. Не трепет перед силой, наглостью или родителями, а именно симпатию и уважение. И, конечно, воспитывать способность принимать собственные решения, делать свой собственный выбор, никем не продиктованный. Одним словом, воспитывать волю.

В прошлом году мы уже одержали с ним такую маленькую "победу". Пашке придумали кличку, совсем не обидную и даже красивую, но он сильно обижался. Я страдала вместе с ним и не раз хотела и "разобраться" с учительницей, и детям показать "кузькину мать". Но после цикла терпеливых бесед перед сном сын действительно перестал обижаться, применил все обсужденные методы, и... его перестали обзывать! Вроде как это уже и не развлекало — обижаться перестал, смеется вместе с ними...

...Он еще маленький и очень ранимый. Поэтому я, хотя и очень довольна его решением, говорю ему:

— Ну, отлично. А если потом увидишь, что будет трудно не обижаться, тогда обсудим, может быть, будем делать маленькие.

— Нет, мам, не будем, — твердо отвечает маленький герой. — А знаешь, мам, сколько карет мы сегодня видели? Там и сани были настоящие, и даже телега из Древнего Рима! А еще была такая карета двухэтажная...

Ребенка как прорвало. Успокоился, "сгрузил", победил в борьбе, освободился. Слова лились потоком.

Уже лежа в кровати, с почти закрытыми глазами, он продолжал:

— А к каретам были приделаны такие огромные плюшевые лошади... И пони...

— А к саням — собаки? — спрашиваю я.

Но Пашка уже сопит, не слышит меня...

— Я горжусь тобой, ты настоящий мужчина, — добавляю я и обещаю себе обязательно сказать ему это завтра.

Эта ситуация — повод задуматься и еще над одним вопросом: насколько ребенок должен быть как все и иметь то, что есть у всех, чтобы иметь авторитет у сверстников? Думаю, что это — вечный вопрос для многих родителей, сталкивающихся с конфликтами ребенка со сверстниками. Что касается моего личного опыта, то я убеждена: отчаянное стремление ребенка "быть как все" показывает его внутренний страх не быть принятым. Я говорю не об обычном и совершенно нормальном желании "быть как все", но об отчаянном стремлении, когда это становится для ребенка вопросом жизни и смерти, когда он впадает в депрессию оттого, что у него другой бутерброд или другие брюки. Я заметила, что самые "уважаемые" и популярные ребята из Пашкиного окружения как раз "не как все". Наверное, они просто уверены в себе, поэтому им не нужно подстраиваться под других, чтобы завоевать уважение.

Если мы видим, что ребенок страдает, что он "не как все", то мы в состоянии помочь ему даже тогда, когда изменить саму ситуацию невозможно. Подумаем о полных детях, о детях гениальных или, наоборот, не очень сообразительных, о детях маленького роста... Да мало ли таких ситуаций! Вон, даже бутерброд может заставить страдать! Это долгий и кропотливый труд, но он никогда не бывает напрасным, даже когда плоды его проявляются лишь во взрослой жизни.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Как Медичи стали править Флоренцией
Оставить комментарий к статье "Большие победы маленького человека"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

26.01.2011
Обновлено 26.01.2011
Реклама
Статья дня
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Что ели во Флоренции времен первых Медичи
Как Медичи стали править Флоренцией
Близкие по теме статьи
Рождение малыша: нам не хватало маленького человечка
Рождение малыша: нам не хватало маленького человечка
Для каждой мамы рождение малыша — самое удивительное событие.
Как продвигается ребенок по родовым путям?
Как продвигается ребенок по родовым путям?
Как проходит процесс родов: как помочь малышу родиться
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!