Без "гарантии"

Всегда ли они сбываются ожидания родителей, усыновивших малыша?

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (29 оценок)
Мы не спали ночей, мы метались.
Мы себя виноватили часто.
От бессилья впадали в ярость, —
Что же делать? Куда податься?
Он совсем другой — непонятный...
Разрывается сердце на части.
Все равно не верну обратно —
Мой ребенок! Мое ты счастье...

Мы берём в семьи детей из детских домов. И связываем с ними какие-то планы, надежды, мечтания. Всегда ли они сбываются? Можно ли быть уверенным в том, что наш вклад в ребятишек даст результат. Вот и ищут родители в приёмных семьях ответ на мучительный вопрос: наследственность или воспитание. То, что многое потеряно, а чего-то не существовало вообще, знают все. Но знание это отстранённое и душой не принятое — всё кажется, что "меня и моего ребёнка это не коснётся; мы с фонариком родительского тепла — найдём; мы — сможем!". Можно ли найти то, о чём не знаешь что это, где это и как это искать? Нет на этот вопрос однозначного ответа.

Священнодействовала в России когда-то "замечательная наука" — педология. Её адепты утверждали, что ребёнок — "чистый лист", и советское, правильное, идеологически выверенное воспитание взрастит из любого ребёнка "гражданина будущего". Педология давно канула в Лету, но идеи её оказались живучи. Отметая в сторону то, что может быть накоплено ребёнком в жизни "до нас", мы рискуем собственным здоровьем, семейным благополучием, психикой — своей и его. Как бы грубо это ни звучало, но, даже покупая вещь, мы смотрим на производителя. Почему же зачастую уверены, что в производстве детей марка не столь значима? И что мы сами можем исправить производственные дефекты?

Наша совместная история начинается, когда ребёнок прошёл уже несколько жизненно важных этапов в своём развитии: зачатие, беременность и роды, первые годы жизни. На каждом этапе что-то привносилось извне, не нами. Ещё только будучи зачатым, ребёнок уже несёт на себе груз предков. Кто ж знает, что там в историческом анамнезе? И что взято ребёнком, а что осталось за кадром... А если зачатие было в состоянии опьянения? А потом ребёнок, пока невидимый миру, развивается, подверженный опасностям, о которых мы никогда не узнаем: чем эта женщина, носящая его, болела, что пила и ела, в какой обстановке жила и как потом рожала.

Само вынашивание нежеланной беременности изобилует стрессами, приводит к искажению внутриутробного развития и грозит нарушением сенсорных и обменных связей. Органические поражения мозга могут быть вызваны массой самых различных факторов: банальным ОРВИ или краснухой, корью, сифилисом, родительским алкоголизмом или попытками прервать беременность, асфиксией в родах или долгим безводным периодом. По статистике 47-60% врождённых патологий приходится на "отказников". Вероятность серьёзной органики у приёмного ребёнка выше, чем у кровных детей как раз из-за перечисленных выше факторов, информация о которых обычно отсутствует или недостаточна. Но всё-таки это лишь вероятность.

Потому и надеемся — а, может, её и нет? а, может, всё компенсируемо? И, возможно, женщина вела здоровый образ жизни во время беременности, и малыша не коснулись органические нарушения, приводящие к олигофрении... Может быть. И есть ещё третий этап "до нас" — иногда совсем короткий, а иногда длительностью в годы. Когда ребёнок живёт — в семье ли, в детском учреждении, — но в любом случае в условиях, весьма отдалённых от тех, в которых живём мы. И недополучает (или не получает вообще) того, что ему жизненно необходимо: тактильных контактов, маминых слов, принятия собственной "самости". У ребёнка, оставленного мамой сразу после рождения, не формируются или разрушаются со временем уже сформированные нейронные связи между клетками; необходимая взаимосвязь между структурами головного мозга не налаживается за невостребованностью.


Недавно профессор медицины по ТВ комментировал возможность операции для глухой с рождения девятилетней девочки. "Медицинских противопоказаний нет. Осложнений не предвидится. Но у ребёнка не сформирован мир звуков! — и родители полжизни положат на реабилитацию ребёнка". А если не сформирован мир "внутреннего Я"? Есть только "мы" и "они". И групповое "мы" задаёт тон — нет понятий "моё" и "чужое", зато есть недоверие ко всем, кто вне микрогруппы. И чем старше ребёнок, тем больше упущенных возможностей. Многие генетические предпосылки, предрасположенности (алкоголизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности) могут не реализоваться в благоприятных внешних условиях. Этих условий нет — есть неблагополучная семья или казённое учреждение. Ребёнок в асоциальной семье получает весьма специфическое понятие нравственности и далеко не общепринятые навыки жизнедеятельности. И приходит в нашу семью, неся в себе образ жизни, кардинально чуждый нашему. В детском учреждении иное. Забота по распорядку: кормление, высаживание, обслуживание, обучение — регламент, дисциплина, стандартизация и — депривация.

Чем младше ребёнок, тем тяжелее для него социальная изоляция. Детки в клетке — сначала в манеже, потом во внутреннем распорядке жёстко регламентированной жизни без права выбора. Что дальше? Колючая проволока? С таким трёхэтажным багажом ребёнок приходит в нашу семью. И выбросить этот багаж, как выбрасывают старые вещи, невозможно. Со временем можно от чего-то избавиться, но что-то останется с ним навсегда. А ведь у нас и свой багаж есть — и тоже немаленький. Мы великодушно предлагаем ребёнку (скорее даже — навязываем) — "Бери!" — бери наши идеалы, наш образ жизни, наши планы-проблемы, наше видение мира, наше понимание тебя и предложение себя. У ребёнка — идеальный образ семьи, папы-мамы; у нас — идеальный образ дитяти. И то, и другое мало соответствует реалиям.

И что делать? Просто помнить об этом. Просто не грузить ребёнка своим багажом — планами на высшее образование, надеждой на пресловутый "стакан воды", мечтами о безоблачной совместной жизни. До сих пор, несмотря на все школы усыновителей, психологов и Интернет, мы ждём от себя и приёмных детей воплощения надежд, а столкнувшись с реальностью, стараемся закрывать глаза как можно плотнее и дольше. Пропасть между желаемым и действительным становится шире и глубже. Что же делать? Просто принять его таким, какой он есть. Ребёнок, растущий с раннего детства вне семьи, лишён самого главного и важного — безусловной любви. Как сказала одна из приёмных мам: "Мы же любим их не за мощь интеллекта!" Просто попытаться максимально разобраться в его и своём багаже, найти то, что совместимо, и вместе поработать над остальным.

Важно — очень важно! — узнать, что он принёс с собой (а заодно и в себе разобраться). Что из этого следует принять как данность, что можно подкорректировать, подправить, а что просто выбросить. Чем раньше и больше мы узнаем о себе и о ребёнке, тем проще адаптация, тем меньше проблем подкинет переходный возраст. Есть некая теория "10 000 часов" — именно столько надо наработать, чтобы стать профессионалом в своей деятельности при наличии желания и некоторых способностей. Не меньше нужно, чтобы живший в придуманном взрослыми мире детдомовский ребёнок, пересаженный на реальную семейную почву, начал расти — и то лишь при обоюдном желании сторон и их способности понять и принять друг друга. И это не десять тысяч часов жизни рядом, а десять тысяч часов совместной работы.

Если я вдалбливаю ребёнку в голову математику, а он о ней и слышать не хочет — это не совместная работа. И если он лупит ногами по полу, добиваясь чего-то своего, а я накручиваю круги вокруг него, не зная, как реагировать, — это тоже не совместная работа. Далеко не всегда только собственной родительской интуицией можно понять, что и как нужно делать здесь и сейчас. Разумом понимаем: да, надо конструировать образ совместной жизни с учетом ребенка, не подвергая его психологическому и эмоциональному насилию (а ведь частенько, не желая того, мы фактически довлеем над ним!); да, надо устанавливать границы автономии (и где-то уметь уклоняться от избыточного внимания). Просто — не замыкаться в себе, не тащить в одиночку багаж свой и ребёнка, постоянно добавляя к нему новый груз. Ведь есть реальные помощники — психологи, логопеды, дефектологи, психоневрологи — специалисты по "разбору багажа", по определению потенциала ребёнка, по разработке индивидуальных коррекционных программ. Как часто мы игнорируем возможность получить от них помощь и поддержку то ли от стеснения, то ли от недопонимания, то ли от неосознанного чувства вины — но в чём она, наша вина?

Знаете, как в сказке, про избушки ледяную и лубяную. Когда в голове нашей (лубяной избушке) поселяются новые мысли и чувства с адаптационно-перестроечными вариациями всех сортов. Кто там только зайцу на помощь ни приходил, когда проблемные моменты в маске лисы стали зайчика под свой образ жизни подстраивать! И собаки, и волк, и медведь — а помочь лишь петух смог, вооружённый нужными методиками и умеющий ими пользоваться. Так вот этого петуха и стоит поискать — вовремя и грамотного... чтобы страхи рассеять, набор стереотипов расширить и более мобильным сделать, совместимости найти и развить, чувство вины на корню изничтожить.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Почему дети в 7 лет уже не хотят учиться
Как любознательные малыши превращаются в скучающих школьников
Тревожные дети. Как помочь?
Безопасное успокаивающее средство для нервной системы
Оставить комментарий к статье "Без "гарантии""

Вы не авторизованы.

Хорошая статья. Рациональное зерно:

1. Совершенно верно сказано про судьбоносное значение прошлого ребенка и ЗНАТЬ практически пошагово прошлое ребенка - это первоочередная задача усыновителей. Вот это надо собирать на уровне обязательных документов перед усыновлением. Наиболее детальную информацию о родителях, обстоятельствах жизни ребенка. Это ДОЛЖНЫ готовить представители органов опеки, ДР.

В настоящее время - прошлое ребенка - это самая недоступная информация для приемных родителей. А должен быть усыновителям наряду со свидетельством о рождении выдан Протокол жизни ребенка, где были бы отражены основные этапы его пребывания, наиболее подробные данные о родителях. Почему вместе с отказом от ребенка в род. доме не приложить выписку о течении родов, заключение врача. Ведь именно гос.органами легче собрать информацию. Если будут заявлены такие требования ко всем структурам, то ребенок будет передаваться от одного гос.органа к другому с нужной информацией.

Представьте родителя, который имеет этот Протокол жизни ребенка у себя - насколько легче ему представить план действий, насколько легче проводить лечение, реабилитацию - это будет бесценный материал для тех же специалистов - психоневрологов, психологов, невропатологов.

У меня было взрослое дитя - 9 лет жизни. Я не знаю о его прошлом НИЧЕГО, что было бы мне сказано опекой или администрацией ДД. НИЧЕГО. ВСЯ информация была получена мной ТОЛЬКО из медицинской карты ребенка (увесистую такую карточку мне отдали - медицинская история с момента его рождения) - даже адрес его проживания. ТОЛЬКО этот документ дал мне хотя бы какую-то информацию об обстоятельствах жизни ребенка. А детский дом выпустил ребенка абсолютно ГОЛОГО в информационной плане. Я не знала, когда он лежал в больнице при ихъятии, когда был в приюте, в каком состоянии он был доставлен в больницу первоначально из семьи - НИЧЕГО. И администрация ДД и опека не считают себя обязанными предоставлять эту информацию. А ведь это они общались с био, когда лишали ее прав, они могли бы составить описание обстоятельств, в результате которых ее лишили прав. На словах директор ДД тоже ничего не говорит - у них именно такой стиль - информацию из них не вытащишь никакими клещами.

Так что я получила своего 9-летку как кота в мешке и думай, что хочешь - поле деятельности для воображения огромное.

2. Нужно искать помощи у специалистов - дефектологов, психоневрологов, невропатологов - говорит автор. Не то слово КАК нужно. Без этого просто НЕЛЬЗЯ. НО - сейчас выдали сертификаты на мед. обслуживание. В Москве мы имеем возможность обратиться в Филатовскую больницу - это колоссальная помощь. Я правда не могу сказать как реально можно воспользоваться помощью специалистов из Филатовской, т.к. там не была еще, но собираюсь. Но с нашими детьми необходима регулярная работа с дефектологами, психологами, психоневрологами. И если это не бесплатное медицинское обслуживание, то нужны немалые средства. Я занимаюсь сейчас со своими двумя детишками по минимуму - дефектолог и логопед - мне это обходится 10 000 в месяц - просто рядовые занятия раз в неделю. А мед. обследование? Если это еще и нейропсихолог и психоневролог? А если еще и лечение нужно медикаментозное? Про психологов я даже не начинаю говорить, т.к. там цены просто заоблачные и работать надо долго. Так что к помощи специалистов могут обращаться только те, кто имеет для этого средства. Лично в моей семье к помощи психологов обратиться пока было нереально. Еще при поступлении Руслана в семью - это семь лет назад прием у психолога стоил 900-1200 рублей.
2011-04-07, елена волк
Золотые слова. Буквально на днях озвучивала это на собрании наших городских опек и представителю обл.правительства.
Ребенок должен иметь (мое сравение) техническое описание, куда должно быть включено и здоровье, и психологические особенности и его история.
А также "инструкцию по экусплуатации" - т.е. пошаговые рекомендации, как работать с этим ребенком. Грубо говоря есть диагноз - есть схема лечения. Так и тут, нужно давать вектор работы с ре. Чтобы ПС знала, что как только закончится адаптация, надо обязательно заняться тем-то и тем-то.
Считаю также неправильным, что никаким образом в помощь ребенку и семье не используются ресурсы шаговой доступрности: школа, учреждение дополнительного и дошкольно образования, поликлиника. Программа индивидуального сопровождения для таких детей должна выполнятся именно там. Это не потребует дополнительных расходов в больших размерах. Но это должно быть обязательно. Школа, больница должны нести не меньшую ответственность за наших детей по своим направлениям. А не только выполнять контрольную функцию. Ресурсов семьи в большинстве случаев просто недостаточно для помощи нашим детям.
2011-04-07, Яхонтовая
Думаю потому что Вы пытаетсь сообщить человеку который считает себя прагматиком,что он-не он))). А "он" это то- что написано в определении.Человек отвечает что реальность шире чем определение.А вы говорит что нет,и только вот он и все тут.Хотя по сути я с определением полностью согласна-ведущее именно это.Говоря Вашим языком-практически полезный результат для каждого человека свой.В случае подставить плечо-например человек может получает удовлетворение от благодарности "пациента".Или от того что он сильнее и может это сделать в отличие от "пациента".В таком случае в результате подставления плеча он получит для себя практически полезный результат.
Ну то есть-это не компьютер который просчитывает результат.Это человек у которого есть мозг,и представления об окружающем мире какие-то.И сформирована нервная система,то есть чувства тоже все есть.
Более того предположу))) что среди них есть и верующие например.Тогда для них помощь ближнему обеспечивает место в раю.
2011-04-08, бабаЯга
не, знаете ли, или из любви и понимания или ради практической пользы. Все-таки, разные вещи. Но в широком смысле прагматики вполне могут совершать добрые дела, с этим я не спорю.

Просто если вернуться к основной теме, то я категорически не согласна с тем, что то, что зачастую называют отсутствием розовых соплей по отношению к приемным детям - это прагматизм. Это, простите, или провокация откровенная (не знаю уж, зачем) или - наоборот - призыв к стремлению понять и прочувствовать чужую боль и травму и ее последствия. Все равно без сочувствия и сострадания и анализа причинно-следственных связей именно в эмоциональной сфере отношений не выстроить, особенно с проблемным/травмированном в детстве подростком. Прагматизм тут не поможет. Прагматизм - это не избавление от иллюзий, как тут пытаются представить. Потому что сопереживать - это совершенно не означает питать иллюзии. Я бы даже сказала, это означает наоборот. И - никакой практической пользы. Ну - никакой
2011-04-08, именно
А мне непонятно.Например моя приемная посещает дополнительные часы.И все 5 лет посещала-это если про учителя речь.С ней каждый день занималась учительница в началке дополнпительно.Но толку от этого нет никакого.По математике она аж на 2 дополнительных ходит теперь.Все равно каждый день долбаем примерно одно и то же.У нас кстати сечас классная-ведет русский и лиературу и очень переживает за мою.Консультируется что ж в таких случаях делать,потому что сама она банально не знает что делать.Последняя ее идея-писать каждый день тексты из книг,чтоб рука привыкала.Тексты мы правда раньше уже писали\.ну и ладно-опять пишем.Сомневаюсь правда что будет толк.
Проблема в том что не могут помочь простые учителя и логопеды,даже если выделят на это часы.Единственная ее ценная мысль что тут нужен нейропсихолог.Мне вот правда интересно стало-а действительно ли поможет нейропсихолог))).Будем и это проверять.
2011-04-07, бабаЯга
Да, я согласна. Часто нужно не столько сопереживание, сколько прагматичное "истинное, требующее действий, (но все-таки!) сострадание".
Просто вопрос Лены был "а вам бы хотелось жить рядом с таким прагматичным человеком?". Мой ответ - НЕТ, не хотелось бы.

Может быть, потому, что у меня нет сейчас проблем, которые бы требовали профессионального, действенного, прагматичного, я бы даже сказала, хирургического разрешения. Сейчас, повторяю, нет.

Но я не исключаю, что возможна ситуация, когда мне потребуется помощь человека, умеющего в ответственный момент вовремя сказать "РЕЗАТЬ, НЕ дожидаясь перитонита!!!", а пускающий слезу сострадания родственник мне в ту минуту ничем помочь не сможет.

А вот... после того, как отрежут не дожидаясь перитонита - пусть тот, пускающий слезу, бульончиком покормит и по головке погладит - глядишь, и выздоровление быстрее наступит.
2011-04-07, именно
У детей нет права выбора, да, но есть люди, способные сильно и совсем не прагматично сопереживать и сострадать некровному ребенку точно так же, как и кровному. Это - совсем не фантастика.
А насчет можно жить с такими шибко прагматичными или не можно - не знаю, я просто не пробовала.
Человек может быть прагматиком с одними и может быть сооовсем непрагматиком (прям даже хлюпиком практицки) с другими.

Что касается конкретных примеров виртуального, так сказать, характера, то я вообще не думаю, что по виртуальным откровениям можно судить о человеке всерьез.

Это еще вопрос - исходя из какой своей потребности человек допускает то или иное высказывание или публикует то или иное суждение. Не всегда он это делает потому, что именно так думает и так и поступает - ИМХО
2011-04-07, именно
Поделитесь:

07.04.2011
Обновлено 23.11.2015
Реклама
Статья дня
Почему дети в 7 лет уже не хотят учиться
Почему дети в 7 лет уже не хотят учиться
Как любознательные малыши превращаются в скучающих школьников
Близкие по теме статьи
ЗПП в анамнезе усыновленного
ЗПП в анамнезе усыновленного
Как реагировать потенциальным родителям, если в анамнезе усыновленного малыша указаны заболевания, передающиеся половым путем?
Ребенок без гарантии. Часть 3
Ребенок без гарантии. Часть 3
Трудности выхаживания недоношенного ребенка. Правдивая история о том, как на 35-й неделе родилась моя дочечка Маняшка.
Ребенок без гарантии. Часть 2
Ребенок без гарантии. Часть 2
Рассказ о выхаживании недоношенного ребенка
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!