Честно говоря, подробное знакомство с русским искусством 19 века возможно лишь на университетских лекциях (которые мне посчастливилось когда-то прослушать) или на уроках в художественной школе (которые веду).
Но 6-7-летним малышам хочется показать, с одной стороны, все самое лучшее, понятное и доступное, с другой стороны то, что они могли бы интерпретировать в своих рисунках.
Самым простым оказалось представить материал по жанрам. Весь спектр жанров живописи - от портрета до натюрморта, как выяснилось, замечательно совмещается с хронологией русского искусства 19 века. В результате у нас получилось как бы изучение "азбуки" русской живописи того времени - одновременно и лучших ее мастеров, и картин, и жанров. О том, как это было, я и хочу рассказать.
Портрет
![]() |
Василенко Костя, 9 лет "Портрет Вити Низова", пастель |
![]() |
художник и модель Витя Низов и Костя Василенко |
Отдельно изучаем портреты Брюллова - самые запоминающиеся из русских картин первой половины 19 века. От "Всадницы" девчонки в восторге. Весной, когда мы второй раз выехали в Третьяковку, это полотно не входило в программу экскурсии (видели раньше, на обзорной), но народ упрямо озирался в поисках любимой героини и при первом же удобном случае отправился в "брюлловский" зал - смотреть.
Бытовой жанр
Конечно же, это Венецианов и Федотов. Мы отправляемся в гости к Венецианову в почти сказочную деревню Сафонково, где крестьянки работают в поле в нарядных сарафанах, где малышей сажают на теплую, прогретую ласковым солнцем землю, где женщины нежны, а дети трогательны, где потемневшие на солнце руки работниц утопают в цветах, а на одежду усталых после работы жнецов садятся крупные бабочки-"шоколадницы". Полотна словно светятся изнутри, а деревня кажется раем на земле.
А потом мы перебираемся в городские квартиры, чтобы смеяться и грустить с героями Федотова - забавным "аристократом", что прячет под книгу краюху хлеба, испугавшись нежданного гостя, юной невестой в кринолине, похожей на трепещущую птицу, и хитрющим усатым майором, что пришел к ней свататься. Однако по-настоящему красотой федотовской живописи дети восхитились не на уроке, а гораздо позже, в музее - тонкость и изящество формы, драгоценность каждой детали этих маленьких картин на слайдах совсем не так заметны.
Наверное, поэтому, воплощая бытовой жанр в рисунках и пластилине, дети, почти единодушно и не сговариваясь, начали лепить крестьянок. Юных, в сарафанах и кокошниках, постарше - с маленькими детьми на руках, и совсем старушек. С серпом, с коромыслом, с цветами... Короче - сплошной Венецианов.
Пейзаж
![]() |
Антошина Полина, 7 лет "Март. Вид из окна", акварель |
![]() |
Землинская Аня, 6 лет "Март", акварель |
Не смогла устоять, чтобы не сделать отдельный урок по своему любимому Левитану. Слайд-шоу открывает почти ученический "Осенний день. Сокольники", а заканчивает ослепительная "Золотая осень". Настроение каждого пейзажа тут же передается детям: они задумчиво затихают, слушая рассказ о "Владимирке", радостно оживляются при виде "Березовой рощи", а глядя на полотно "Над вечным покоем", искренне переживают за Левитана, которому в тот момент, когда он писал картину, не хотелось жить. Последняя картина, кстати, стала для студийцев самым сильным впечатлением от этого мастера.
![]() |
![]() |
Под впечатлением увиденного делаем маленькую графическую работу "по мотивам Левитана". Ребята рисуют тушью - белую водную гладь с черными пятнами островов, изломанные берега, низкие тучи и... косые кладбищенские кресты рядом с маленькой деревянной церковью.
Историческая картина
Этот жанр нам не в новинку. Рисовали мы и древнюю Русь, и татаро-монгольское иго, и морские сражения времен Северной войны. Первая историческая картина, увиденная нами из века 19-го - "Последний день Помпеи" Брюллова. Эх, не нашли мы ее в Третьяковке, а как искали! (А она находится в Русском музее, в Петербурге).
Зато нам довелось увидеть в оригинале историческое полотно, которое, конечно, явно слабее брюлловского шедевра по исполнению, но зато намного больше! Я имею в виду "Панораму Бородинской битвы" Рубо, куда мы съездили как раз после празднования Дня защитника Отечества.
![]() |
Шаповал Алеша, 7 лет "Эпизод Бородинского сражения", гуашь |
Следующая наша встреча с исторической картиной случается, когда мы уже "перевалили за середину 19 века". Нам предстоит познакомиться с полотнами Сурикова и Репина. И про "Ивана Грозного", и про "Боярыню Морозову" малыши слушают одинаково внимательно и тихо. Потом уже, в Третьяковке, на картине "Иван Грозный и сын его Иван" ребята пытались найти шрамы - следы от ножа маньяка, порезавшего когда-то это полотно. А у "Боярыни Морозовой" вдруг замерли в оцепенении. До этого мы ходили по музею больше часа, и дети явно устали, но все смотрели и смотрели на опальную боярыню...
А пока малыши лепят. И в скульптурах, рождающихся под руками студийцев, нетрудно узнать героев знакомых полотен: васнецовских богатырей, Ивана Грозного с державой и скипетром, Екатерину Вторую в роскошной мантии, словно сошедшую с портрета Левицкого, блестящего гусара (не Евграф ли Давыдов?), старушку-нищенку из "Боярыни Морозовой"... Мы расписываем глиняные "статуи" гуашью, покрываем их лаком - вскоре они составят скульптурную часть экспозиции нашей выставки.
Библейский жанр
![]() |
Горячкина Настя, 7 лет "Христос в пустыне", акварель |
Еще в начале года мы писали иконы - по канону, как положено. А сейчас смотрим Иванова и Ге. Есть возможность сравнить иконописный образ Христа и с каноническим, почти как в полотнах эпохи Возрождения, Иисусом из "Явления Мессии" Иванова, и с реалистическим - грязным, избитым, измученным - в "Что есть истина?" и "Голгофе" Ге.
![]() |
Вахова Лиза, 6 лет "Хождением Христа по водам" |
В работах, посвященных евангельской теме (мы приурочили их к Пасхе) представлена, наверное, вся земная жизнь Иисуса - от Рождества до Вознесения. Технику для этой работы студийцы выбирали сами, но особенно удачными оказались акварельные рисунки.
Сказочный жанр и анимализм
![]() |
Зайцев Андрей, 7 лет "Кот и лиса" |
![]() |
Кривов Саша, 6 лет "Царевна-лягушка" |
![]() |
Зайцев Андрей, 7 лет "Ночь перед Рождеством" |
![]() |
Попов Игорь, 7 лет "Воин Рэдволла" |
Натюрморт
Для "настоящих" художников мы, конечно, уделяли этому жанру непростительно мало времени.
![]() |
Кривов Саша, 6 лет "Натюрморт", гуашь |
Наша изостудия считается подготовительным отделением художественной школы. Тех, кто продолжит там свое образование, ждет немало трудных часов перед натюрмортами-"постановками", когда придется множество раз стирать и перерисовывать, как это делает сегодня мой сын - ученик 2 класса ДХШ. Поэтому, пока студийцы еще маленькие, пусть они получают от рисования только удовольствие!
Впрочем, в самом конце учебного года, когда из-за плохой погоды сорвалось наше рисование на пленэре, выставляю перед озадаченными малышами тарелку, чайник и бутафорский лимон, вешаю драпировку и предлагаю-таки детям поработать разок над "постановкой". И вдруг у нас открываются новые таланты: оказывается, есть ребята, которым трудно что-то придумывать, но легко и приятно рисовать с натуры. Когда натюрморт в карандаше готов, маленькие художники пробуют делать его в цвете, и вот тут-то выясняется, что одно дело - произвольно смешивать краски для исторических и сказочных композиций, и совсем другое - передать цветом реальные тени и блики. Впрочем, это "кухня" художника и дело будущего.
А мы готовимся к первой в жизни выставке: покупаем рамки, режем "паспарту" и картон, покрываем лаком глиняные фигурки. Незадолго до выставки лепим из соленого теста фоторамки для своих фотографий - на выставке будет уголок, где посетители смогут увидеть лица всех юных художников.
преподаватель изостудии, искусствовед