А где у нас ножки? В ямку – бух! Первые игры: зачем они малышу

Почему ребенок растет неуклюжим и его трудно успокоить

Полезность: 4 из 5 Интересность: 4 из 5 (132 оценки)

Физическое развитие ребенка в первый год жизни — это не только прибавки в весе и росте и освоение новых движений. Большая работа происходит внутри, до поры до времени не видна — и знают о ней лишь очень внимательные врачи да некоторые интересующиеся родители. Так, человек с нормальным тонусом способен напрягаться и расслабляться по необходимости. А нарушенная телесная чувствительность может быть помехой в учебе и общении. Сегодня обсудим еще две важные составляющие физического развития ребенка — схему тела и ритм.

Физическое развитие ребенка до года

Схема тела малыша

«Чем наш палец отличается от соски?» — «Бессмысленный вопрос... Палец — это палец, а соска — это соска!». Вопрос действительно странный — но только для нас, взрослых. А малыш ответил бы так: «Да ничем — и то и другое я могу отправить в рот...»

При появлении на свет младенец относится к частям своего тела как к посторонним предметам. Поэтому когда в поле зрения ребенка попадает его рука, до определенного момента она для него такой же предмет из окружающего мира, как игрушка, соска или рука мамы. Но постепенно у младенца формируются представления о себе, о своих возможностях и ограничениях. Так создается «схема тела» — некий, еще неосознаваемый, образ себя, который очень важен, чтобы научиться координировать движения, манипулировать предметами и выполнять различные действия.

Cхема тела подобна карте, которая может быть по-разному детализирована. Если такая карта хорошо «прорисована», мы можем совершать движение определенной частью тела. Например, рисовать карандашом, задействовав только руку, а не весь корпус, как дети, у которых схема тела нарушена: рисуя, они совершают много лишних движений, наваливаются на стол, их рука «тянет» за собой все тело.

Если схема тела искажается, ребенок растет неловким и неуклюжим. Он может позже начать ходить, его движения будут неуверенными, несмелыми, неточными. Он будет «собирать» в доме все углы и часто падать. Конечно, наивно ожидать от годовалого ребенка ловкости и координированности, но закладываются они в первый год, и в том числе благодаря адекватно формирующейся схеме тела.

Не меньшее значение имеют и границы тела: они будут помогать ребенку отделять себя от внешнего мира и различать, где я, а где не я, что мое, а что не мое, знать, что хочу и чувствую именно я, а не кто-то за меня. Физические границы становятся основой для психологических границ, умения «держать дистанцию» в отношениях с другими людьми, способности защищать свои границы и уважать границы других.

Дети, которые своих психологических границ почти не ощущают, их и не отстаивают. Они позволяют обращаться с собой как с предметами: их можно легко отодвинуть, «переставить» на другое место. При этом сами они могут то и дело нарушать границы других людей: липнуть к незнакомым, обнимать их, вешаться к ним на шею.


Как мама помогает малышу сформировать схему тела и обозначить его границы? Когда она купает, переодевает, кормит малыша, делает ему массаж, она прикасается к ребенку, обнимает его, поглаживает, приговаривает: «А чья это у нас ножка?», «А где у нас глазки?». Тем самым она «знакомит» младенца с его руками, ногами, пальчиками, лицом и обозначает границы тела.

Почувствовать свое тело «изнутри» — мышцы, суставы — помогают различные упражнения и игры, в которых малыш преодолевает некоторое сопротивление: отталкивания руками и ногами, «бодания», игры с разными по тяжести предметами. Множество подобных игр предлагает знаменитая система PEKiP, разработанная чешским психологом Ярославом Кохом еще в 1970-е годы. Она учит родителей заниматься с малышами так, чтобы запускать заложенный в них двигательный потенциал. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы движения ребенка исходили от него самого, а не были навязаны «извне».

Итак, ключ к формированию схемы тела и его границ — тесный телесный контакт ребенка с мамой, игры и упражнения, придуманные ею самой или почерпнутые из опыта других. Чем больше в это будет вложено любви и внимания, тем лучше малыш будет развиваться, а его схема тела — лучше «детализироваться», «очерчиваться». Постепенно он научится чувствовать возможности своего тела и доверять себе.

Ритм

Казалось бы, чувство ритма по-настоящему необходимо лишь в определенной профессиональной деятельности — музыкантам, танцорам, спортсменам и т.д. Но если задуматься, вся наша жизнь пронизана ритмами: полнолуние — новолуние, прилив — отлив, день — ночь, бодрствование — сон и т.д. От того, насколько мы восприимчивы к ритмам, зависит не только наше самочувствие, но и эмоциональная гибкость, готовность к восприятию новой информации, широта взглядов.

Развивающие игры с ребенком

Формирование ритма очень важно для развития ребенка. Самые первые ритмы, с которыми он знакомится еще в утробе матери, — это ритмы ее ходьбы, речи, биения ее сердца. С появлением на свет малышу предстоит освоить новую среду и множество новых ритмов, например, научиться правильно дышать.

В основе любого ритма — две основные фазы: возбуждение — торможение, ускорение — замедление, взлет — спад, сжимание — разжимание, вдох — выдох. Благодаря ритму вырабатываются двигательные навыки, уравновешиваются, гармонизируются движения при любом виде деятельности. И тогда, как пишет психофизиолог Н.А. Бернштейн, «последовательные шаги при ходьбе или беге получаются одинаковыми, как монеты одной и той же чеканки». Ребенок начинает лучше чувствовать, понимать свое тело и управлять им. Он меньше устает, быстрее восстанавливает силы, у него вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций, уходят неловкость, суетливость и торопливость. Даже речь благодаря ритму становится более управляемой, правильно акцентированной.

Овладение ритмом — важный шаг на пути понимания времени и пространства, последовательности событий, усвоения режима дня. А в глобальном смысле — цикличности жизни. Как пробудить в малыше чувство ритма задолго до того, как этим специально начнут заниматься воспитатели и учителя?

Дети очень восприимчивы к повторениям, они требуют от взрослого делать одно и то же бесконечное количество раз. Мудрые мамы интуитивно используют эту склонность, задавая ритм погремушками, хлопками, стишками, песенками и танцами. Привычная картина: мама ритмично покачивает малыша, сидящего у нее на коленях, приговаривая: «Ехали мы, ехали, в гоpод за оpехами, по кочкам, по кочкам, в ямку — бух». Ускоряя ритм к концу потешки, она подготавливает ребенка к активным действиям, к игре. Эти повторяющиеся игры, на первый взгляд, абсолютно бесцельные и бессмысленные, вызывают бурю положительных эмоций и у мамы, и у младенца и способствуют формированию у него чувства ритма. А если, нежно взяв малыша на руки, мама укачивает его, постепенно замедляя ритм, он засыпает. Повторяющиеся ритмичные действия помогают ребенку успокоиться.

Если мама проводит с малышом мало времени или не уделяет внимания играм, устает повторять одно и то же по многу раз, его ритмы — как биологические, так и психологические — могут сбиваться. Ребенок плохо привыкает к режиму, распорядку дня, его сложно успокоить после игры и уложить спать. Иначе говоря, ему трудно поменять вид деятельности, переключиться с одного действия на другое, ведь у каждого из них — свой ритм.

Занимаясь с ребенком, мы запускаем его ритмы, позволяем ему почувствовать, как ими можно управлять и подстраиваться под них, учим переключаться с одного ритма на другой.

Продолжение следует.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Так смотрят милиционеры - и незамужние женщины
Привычка оценивать и обобщать: что в ней плохого
Как выбрать растущую мебель и не допустить ошибок
Стул для школьника: 6 важных критериев выбора
Оставить комментарий к статье "А где у нас ножки? В ямку – бух! Первые игры: зачем они малышу"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

03.05.2018
Обновлено 03.05.2018
Реклама
Статья дня
Так смотрят милиционеры - и незамужние женщины
Так смотрят милиционеры - и незамужние женщины
Привычка оценивать и обобщать: что в ней плохого
Близкие по теме статьи
Какие игрушки и игры выбрать для ребенка до года
Какие игрушки и игры выбрать для ребенка до года
Очень важно подбирать правильные первые игрушки для малыша
Какие развивающие игры выбрать для ребенка до года
Какие развивающие игры выбрать для ребенка до года
Какие игрушки нужны ребенку до года и в какие игры с ним играть
Игры-считалки для детей. Кому водить? 5 игр со всего света
Игры-считалки для детей. Кому водить? 5 игр со всего света
Тихие и подвижные игры для определения очередности
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!