Содержание:

Социальные сети — важный аспект жизни подростков, часть их социализации. Но психологи убеждены: дошкольникам и младшим школьникам не нужно общаться в социальных сетях — период развития, который они проходят, не предполагает виртуального общения, только реальное. Тем не менее просто запретить — тоже не выход. Что ответить ребенку от 4 до 11 лет, если он просит разрешения завести аккаунт в соцсети, где уже общаются его одноклассники?

К содержанию

Ребенок в социальных сетях: много друзей или чувство одиночества?

Парадоксальным образом социальные сети обостряют чувство изоляции. Многие дети признались, что сравнивают себя с другими и считают себя некрасивыми и непопулярными. В своей клинической практике я встречала детей девяти-десяти лет, которые рассказывали, как одиноко им становится, когда они просматривают социальные сети.

Мои дети тоже столкнулись с этим: просматривая посты на Facebook, они выяснили, например, что их не позвали на одну дружескую встречу. Несколько десятков лет назад вы могли и не подозревать, что вас куда-то не пригласили, а теперь нет возможности этого избежать, потому что все сразу публикуется.

Каждый приглашенный публикует фотографии. Единственный способ этого избежать — выйти из группы, но тогда приложение оповестит всех о том, что вы "сбежали". И потом вы не сможете присоединиться обратно, пока кто-то вас снова не пригласит, а если вы вышли из группового чата, значит, вы вышли и из группы тоже и пропустите все, что в ней происходит.

Представьте, каково это! Большинство взрослых не могут с этим справиться. Ребенку это пережить еще труднее. В таких случаях я советую детям выключить и отложить телефоны и пытаюсь помочь им найти какое-нибудь приятное занятие, чтобы отвлечься.

К содержанию

Виртуальный мир: легко создать, легко разрушить

Ко мне на прием попал одиннадцатилетний Дэн. Родители заметили, что мальчик был постоянно подавлен, плохо ел и спал, его состояние напоминало депрессию.

Я попыталась разобраться, что стало причиной этой подавленности, и родители Дэна объяснили мне, что у него были проблемы из-за социальных сетей. Несколько месяцев назад они разрешили ему создать аккаунт в Instagram, потому что у многих его сверстников он уже был. Поначалу родители следили за ним, но вскоре успокоились, потому что он публиковал в основном фотографии их кошки, пирогов, которые он испек, и игрушек.

Другие ученики в классе начали дразнить его за эти фотографии, называя маленьким и наивным. Дэна это огорчило, и он решил сделать себе взрослый имидж, поскольку очень хотел вписаться в коллектив. Чтобы придать себе "уличного" шарма и выглядеть крутым перед сверстниками, он создал виртуальную личность — фальшивый аккаунт более взрослой девочки — и представил все так, словно находится с ней в отношениях. Из публикаций выходило, что они делились фотографиями друг с другом и общались.

Он также начал подходить к девочкам в школе, чтобы сфотографироваться с ними, поэтому в социальной сети это выглядело так, словно у него есть целая стая подружек. Маму одной из девочек встревожило такое поведение: она сообщила об этом в школу и родителям Дэна. Они были в ужасе от того, каким взрослым он пытался себя изобразить. Его искусственный мир начал рушиться, и ему пришлось сознаться в том, что он сделал. Все в школе узнали и отстранились от него. Дэн был травмирован, расстроен и подавлен.

Мне нужно было не просто поддержать Дэна, но и вспомнить вместе с ним, как все началось. Мы говорили о том, как ему хотелось быть не хуже других, он признался, что его расстраивали нападки. До этого случая у него были друзья, и все шло хорошо. Но когда его социальная жизнь полностью перешла в онлайн-пространство, он не смог поддерживать придуманный образ, и все разом вышло из-под контроля.

Сначала Дэн рвался любым способом восстановить свою виртуальную жизнь, для него это был единственный возможный путь возвращения в группу. На самом же деле правда заключалась в обратном. Я помогла Дэну осознать, что онлайн-мир — это временное пространство. Я продолжала работать с ним и его родителями, чтобы восстановить его реальную (и действительно важную) жизнь. Дэн постепенно восстановил социальные связи с одноклассниками, особенно с теми, кто не пользовался социальными сетями и имел схожие с ним интересы.

К содержанию

Безопасность ребенка в социальных сетях — дело родителей

Родителям обычно бывает сложно найти выход из подобной ситуации. Я думаю, им следует делать акцент на реальную жизнь и личные связи. Предложите ребенку встретиться с друзьями или пригласить их домой. Постарайтесь вернуть его в реальный мир. Личные контакты вне Сети невероятно важны.

Как понять, что ваши сын или дочь слишком часто используют социальные сети?

  • Ребенок постоянно проверяет свой телефон. Смартфон буквально приклеен к его рукам.
  • Он фотографирует каждый шаг: завтрак, выбранную одежду, домашнего питомца и т.д.
  • Он постоянно делает селфи и просит комментировать его внешность.
  • Он участвует во множестве групповых чатов, и его телефон постоянно вибрирует.
  • Он начинает нервничать или переживать, если телефон разрядился или если у него нет доступа в Интернет.

Как защитить ребенка в социальных сетях?

  1. Социальные сети — это взрослая среда, не приспособленная для маленьких детей. У большинства из них есть возрастные ограничения, старайтесь их придерживаться.
  2. Если вы решили разрешить своим детям пользоваться социальными сетями, нужно за этим следить. Они должны знать, что у вас будет доступ к их аккаунтам в Инстаграм или на Фейсбук и вы будете их просматривать.
  3. Определите время, которое ваш ребенок может проводить в социальных сетях. Заберите у него телефон, сократите количество групповых чатов, в которых он общается, и объясните, что ему необязательно тут же отвечать на каждое сообщение. Детям не нужно постоянно быть онлайн. Телефон может сломаться, можно не появляться в Сети несколько дней, но ничего плохого не произойдет.
  4. Важно им все правильно объяснить, пока они еще маленькие, ведь однажды они заведут себе страничку — и вам нужно убедиться, что они смогут с этим справиться. Помогите им подготовиться и выработать "сетевой" иммунитет. Помогите осознать разницу между реальным и поддельным, подробно обсуждая все увиденное. Прямо и открыто рассказывайте об опасностях, которые там могут поджидать, но не запугивайте.
  5. Показывайте личный пример пользования социальными сетями. Если вы сами постоянно делаете селфи и выкладываете их на Facebook и в Instagram, дети обязательно последуют вашему примеру.