Содержание:

10-18 августа 2004 года
Экипаж: водитель - Сергей, сменный водитель и штурман - Светлана, пассажиры - Катя (12 лет) и Василиса (6 лет). Автомобиль - ВАЗ-21083 1999 года выпуска.

Мой муж любит быструю езду, дети зачитываются Карлсоном, а для меня главное - когда всем хорошо. Вот из этих трех составляющих и родился маршрут нашего отпуска.

Почему мы отказались от традиционных автобусно-паромных предложений многочисленных турфирм и предпочли путешествовать самостоятельно? Прежде всего при составлении программы поездки мы ориентировались на интересы детей - хотели их порадовать перед наступлением нового учебного года.

Нам обязательно надо было попасть в Финляндию до 15 августа (потому что 15 августа закрывается Мумми-дол), провести в Турку не менее одного полного дня (опять же в Мумми-доле), пробыть в Стокгольме не менее трех дней, причем в один из них мы хотели обязательно съездить в Парк Астрид Линдгрен в Виммербю.

Ну и немаловажный фактор - деньги. Хотелось, естественно, не только побольше посмотреть, но и потратить меньше денег. Тура, отвечающего всем этим требованиям, мы не нашли, и решили создать его сами.

К содержанию

Подготовка

Подготовка началась с виз и билетов на паром. Мы воспользовались предложением компании Силья Лайн и забронировали каюту и машиноместо на пароме по маршруту Турку - Стокгольм - Хельсинки и номер на 2 ночи в гостинице Scandic Ariadna в Стокгольме. Это обошлось нам в 516 Евро за четверых. Плюс ночь в отеле Ramada в Турку - 165 Евро, финские визы - 45 Евро с паспорта, то есть 90 евро за всех (дети вписаны в один из паспортов) и обязательная медицинская страховка - 1 Евро в день с человека, всего 28 Евро.

Итого в Москве мы заплатили 899 Евро. С собой мы взяли 1000 Евро и, в качестве н/з, - 700 долларов.

За несколько дней до отъезда я отвезла нашу восьмерочку в сервис с просьбой полностью продиагностировать ходовую, заменить все, что заменяется, отрегулировать все, что регулируется, и в целом подготовить ее к дальней дороге. Что в результате было сделано: заменили ремень ГРМ, ремень генератора и резонатор, поменяли масло с соответствующими фильтрами, долили тосол, отрегулировали клапана и ручной тормоз. Все это обошлось нам в 3000 рублей.

Муж торжественно наклеил на заднее стекло обязательный овал RUS, погрузил в багажник домкрат, набор инструментов, компрессор и двадцатилитровую канистру для бензина, в салон - детское автокресло для младшей дочери, отвинтил верхний багажник, и машина была готова к путешествию.

К содержанию

День первый, вторник

Выехали немного позднее, чем планировали - в 7 утра. На удивление, Москва уже не спала, и машин на улицах было довольно много. Тем не менее, удалось до пробок выехать из города и где-то около полдевятого утра мы были уже в Клину, где заправили полный бак. Этого нам хватило почти на всю дорогу, и второй раз мы заправлялись уже на подъездах к Питеру.

Сергей гордится тем, что за всю дорогу нас не обогнала ни одна машина. Среднюю крейсерскую скорость он держал 100 км/час, ехали мы почти без остановок (естественно, все были пристегнуты, а Василиса ехала в детском кресле) и в 14.30 въехали в Петербург.

Что поразило в Петербурге - постоянные пробки. В Москве можно практически свободно передвигаться на машине поздно вечером и днем в интервале между 11 и 16 часами. В Питере дороги забиты всегда. Все эти прямые, широкие и такие на карте привлекательные для автомобилиста проспекты усеяны бесчисленным количеством светофоров, разогнаться невозможно даже километров до 50.

Еще власти почему-то перекрывают для ремонта целиком всю ширину улицы, в обе стороны, причем всегда довольно неожиданно. Приходится искать объезд, что для человека иногороднего весьма непросто. Объехать город, чтобы попасть в него с другой стороны, тоже нельзя - КАД строится, но состояние стройки весьма удручающее.

И водители на дороге ведут себя совсем не так, как в Москве. В Москве я каждый день поворачиваю налево во двор на достаточно оживленной улице, и встречный поток меня всегда пропускает, останавливаясь и помигивая фарами. В Петербурге нас не пропустили ни разу, и я не видела, чтобы кто-то кого-то пропустил. Простая мысль о том, что зачастую легче пропустить, чем протискиваться в узкую щель, еще не овладела сознанием питерских автомобилистов ан масс.

Наконец-то доехали до квартиры, в которой нам предстояло ночевать. Квартира эта находится в центре города, совсем рядом с Невским проспектом и заслуживает отдельного описания. В типичный "достоевский" двор-колодец ведет узкая, длинная и темная подворотня. Двор небольшой, с зеленым островком посередине и соревновательным местом для парковки - "кто раньше встал, того и тапки". При этом 2 из 10 мест заняты ржавыми "копейками", одна из которых почему-то вся прострелена (ночью, кстати, было слышно нечто, похожее на выстрелы).

Подъезд, называемый здесь "лестницей № 8", - темный, таинственный, со сточенными многими поколениями жильцов ступенями. Окна комнат с низкими, до колена, подоконниками смотрят во двор, а окно кухни выходит в странный внутренний колодец размером 2 на 2 метра с полом на уровне 2 этажа, мокрым и заваленным мусором. В этот же колодец выходят окна подъезда соседнего дома, вплотную пристыкованного к нашему. Вот так все непросто.

К содержанию

День второй, среда

Подняли детей опять рано - в 6 часов. Младшая спросонья спрашивает: "Мама, а что, в Петербурге всегда так рано надо идти гулять?" Надо сказать, что дети не знали об истинном маршруте нашего путешествия, они думали, что вся поездка ограничится неделей в Питере, и все. Сюрприз удался - о том, куда мы едем, девчонки поняли только на таможне, увидев здоровенный указатель с надписью "Финляндия". Обрадовались, конечно, а когда узнали про Швецию, чуть не выпали из машины от неожиданности и восторга.

Не доезжая Выборга, заправили бак до полного и заполнили ждущую своего часа канистру. Там же, на заправке "ЮКОС", купили "зеленую карту" - страховку на автомобиль. Обошлась она нам в 385 рублей на 2 недели, пункт работает круглосуточно, и таких точек продажи около Выборга очень много.

В 11 утра мы были в Брусничном - пункте перехода границы. Он дальше от Выборга и находится в стороне от трассы на Хельсинки, поэтому мы предположили, что народу будет немного, и уж всяко не должно быть туристических автобусов. Так и оказалось. Все формальности с обеих сторон границы заняли у нас полтора часа, причем, если бы мы заранее взяли и правильно заполнили декларацию, а не впустую стояли в очереди, то сэкономили бы как минимум минут 30.

Турагентство открыло нам визу на день раньше забронированной ночевки, и мы могли не спешить в Турку, а немного попутешествовать по Финляндии. Наш маршрут проходил через Лаппеенранту (трасса13), Коуволу (трасса 6), Лахти (трасса 12), Хямеэнлинну и по 10 трассе прямиком на Турку. Немного дольше, чем через Хельсинки, но мы хотели разнообразить наш путь.

Шоссе шло по лесу, и первая наша остановка на финской земле произошла на лесной полянке, немного в стороне от дороги. Прихваченная из Москвы скатерть и сделанные в Питере бутерброды пригодились на нашем импровизированном пикнике. Дети нашли несколько подберезовиков, радовались крохотным елочкам, а я удивлялась, что в десяти метрах от полянки проходит федеральная трасса, а здесь тихо, растут грибы и малина, и ходят совершенно непуганые лесные птицы. И еще запах - терпкий, можжевеловый, совершенно непохожий на запах нашего леса.

Сергей долил бак дополна из канистры, и мы тронулись в путь. Шоссе в Финляндии проходят в стороне от городов, дорожное покрытие хорошее, все едут аккуратно, соблюдают правила и вежливо пропускают друг друга. Очень внятные дорожные указатели - с номером трассы, названиями ближайших и крупных населенных пунктов, то есть заблудиться невозможно.

Ограничение скорости - 80 км/ч, на некоторых шоссе - 100 км/ч. Нарушать нельзя, приходится ехать с постоянной скоростью. С одной стороны, это здорово экономит бензин - на одном сорокалитровом баке мы проехали 600 километров, и первый раз заправлялись уже в Швеции. С другой стороны - монотонность усыпляет, и мы несколько раз менялись местами, опасаясь заснуть за рулем.

Поразили нас обочины - чистые, либо посыпанные гравием, либо засаженные коротенькой травкой. Ни пыли, ни грязи. В результате машина наша после окончания путешествия была такой же чистой, как до него.

Часто встречаются огромные валуны, оставленные когда-то ледником, обнажения скальных пород, а иногда дорога прорублена прямо в скале.

Еще что нам показалось интересным - постоянно вдоль дороги попадаются дома, отдельно стоящие или сгруппированные по 2-3 строения. Причем стоят они почти у шоссе, но при этом их практически не видно - так ловко они вписаны в окружающий пейзаж. То угол дома мелькнет, то крыша. Бывает и так, что хутор построен посреди огромного пшеничного поля, но тогда постройки обязательно окружены небольшой рощицей, скрывающей жизнь хозяев от посторонних глаз. Иногда от шоссе отходит второстепенная дорога к такому вот хутору или деревеньке, а на развилке стоят симпатичные разноцветные почтовые ящики.

Ночевать мы предполагали в Хямеэнлинне. Путеводитель сообщал, что городок достаточно интересен, в нем имеется озеро, рыночная площадь и старинная крепость, основанная еще ярлом Биргером. Так и оказалось. В городке 45 тысяч жителей и масса музеев - тюремный, артиллерийский, краеведческий, музей открыток. Тихий, аккуратный город с центральной пешеходной улицей, разноцветными домами и многочисленными магазинами и ресторанами.

Там же, в центре, мы нашли отель Emilia. На жестовом английском попросили комнату для двоих взрослых и двоих детей. Нам предложили трехместный номер с дополнительной кроватью, который оказался вполне приличным, большим, с кондиционером, двумя санузлами и видом на живописную пешеходную улицу. Это стоило 102 Евро, автостоянка - бесплатно.

Впервые столкнулись с финской дороговизной. Скромный ужин на четверых в гостиничном ресторане обошелся нам в 60 Евро, учитывая то, что младшая ест только картошку-фри и ничего больше.

Немного в стороне от центра города расположен замок-крепость Хяме, строившийся с ХIII по ХVIII век. Крепость выстроена из красного кирпича, имеет внутренний дворик, а стены очень толстые и полые внутри, в них располагались жилые и хозяйственные помещения.

Во двор вход свободный, а на двери, ведущей внутрь крепости, висит табличка на разных языках, в том числе и на русском: "Входа без билетов нет". Тем не менее, никто у нас билетов не требовал, и мы без билетов посмотрели всю крепость, действительно интересную и необычную, со рвом, крепостными стенами и видом на озеро.

На противоположной стороне озера каскадом к воде спускаются дома, здесь же, под стенами крепости, сидит рыбак, чуть поодаль - газон со скамейками и детской площадкой, парк с лодочной пристанью. Обычная тихая европейская идиллия.

К содержанию

День третий, четверг

Позволяем себе встать немного позже - не в шесть, как обычно, а около восьми, надо ведь еще успеть на гостиничный завтрак. Приличный шведский стол - разнообразия большого нет, но продукты качественные и вкусные, даже овсянка присутствовала, банальная овсянка на воде.

Ехать в Наантали, где находится Мумми-дол, недалеко - 170 километров, через Турку, так что часов в 11 мы уже заруливаем на Мумми-стоянку, берем билеты, и бесплатный автобус везет нас в Долину Мумми-троллей. Мумми-стоянка стоит 4 Евро за весь день, но потом мы поняли, что можно было обойтись и без нее, и без бесплатного автобуса - просто доехать самим.

Без билетов не обойтись - они выглядят как браслеты, намертво прикрепляются к руке и на всей территории ненавязчивые улыбающиеся девушки внимательно вглядываются в запястья посетителей. Видов билетов несколько, по разным ценам, мы выбрали билеты за 24 евро на взрослых и по 15 на детей. В стоимость входит посещение парка Мумми-троллей, театра Эмма и острова приключений Вяски.

Мумми-дол - полный восторг. Дети улыбались непрерывно, фотографировались с мумми-мамой и мумми-папой, бегали в домике мумми-троллей с этажа на этаж, ложились на их кроватки, садились за их столики, заглядывали в шкафчики - все это можно, трогай и бери все, что хочешь.

Да и мы, взрослые, тоже не остались в стороне. Я пускала кораблики по мумми-реке, а Сергей засел в кабинете мумми-папы писать "мемуары" на старинной пишущей машинке. Территория большая, чтобы все посмотреть, нам понадобилось часов 5. Устали, конечно, страшно, там же поели в фастфуде (16 Евро).

В театр Эмма, посещение которого входит в стоимость всех без исключения билетов, можно не ходить - все на финском, но Василису все-таки что-то заинтересовало, и она заставила нас высидеть все получасовое представление.

В принципе, наш билет был рассчитан на 2 дня, и остров Вяски мы могли бы посетить на следующий день, но дети были так взбудоражены, так жаждали приключений, что мы решили ехать немедленно.

На остров везет маленький кораблик с капитаном в пиратском костюме и такой же командой. Плыть совсем недолго, минут 15. На острове находится собственно остров приключений и больше ничего. Другим путем, кроме как на катере, попасть на него нельзя. Собственно, приключения на острове спортивно-туристические, разбавленные крестьянским бытом. Стрельба из лука, тарзанка, хождение по канату и на ходулях, скалолазанье, финская деревня. Я научилась ходить на ходулях, Сергей стрелял из лука, как Робин Гуд, а дети визжали на тарзанке, прыгали на батуте и гладили кроликов в финской деревне.

Неожиданно обнаружили сауну. Открыли дверь в какой-то очередной домик, а там - сауна, пожалуйста, заходи, парься, тут же рядом озеро, в которое можно радостно прыгнуть после бани. Так же неожиданно нашли чернику. Под ноги посмотрели - а вокруг черничные кусты, сплошь усеянные ягодами, хоть расческой собирай. Возвращались с синими языками, конечно.

В Турку нас ждал заказанный отель Рамада - 2 двухместных номера с дверью между ними. По дороге заезжаем в супермаркет Спар, закупаемся продуктами на 40 Евро - ветчиной, сыром, хлебом, булочками, минералкой, соками. Ужинаем у себя в номере, уже поняли, что придется экономить на еде. Так поступаем и впоследствии - завтраки в гостиницах, обеды где-нибудь подешевле, типа пиццерии или бизнес-ланча в ресторане, и ужин в номере - бутерброды, салаты и печенье из магазина.

К содержанию

День четвертый, пятница

Шведский стол хорош безусловно и более разнообразен, чем в предыдущей гостинице. Расчетный час в 12, так что собираем вещи, грузим их в машину и идем гулять по Турку. Машину можно оставить до вечера на гостиничной стоянке.

Выходим к Микаэленнкирку. Это церковь Архангела Михаила - построена в начале века, типичная псевдоготика. Чем-то напоминает Исторический музей.

Ремесленный музей Луостаринмяки - сохраненный старый городской квартал с домиками, в которых сидят всякие ремесленники - часовщик, кружевница, резчик по дереву, сапожник, булочник - и у тебя на глазах работают. Входной билет - 3.40 евро, но их не проверяют. Мы и не стали платить.

Стоимость осмотра пустых интерьеров крепости Турку составляет 6.40 на взрослого и 4.50 для ребенка. Снаружи крепость куда интереснее, чем внутри. Выглядит она достаточно монументально и привлекательно, а залы практически пустые.

В музее при крепости в принципе есть, что посмотреть - шпаги, пистолеты, старинные костюмы. Войти можно через выход - он справа от ворот сразу.

Поели в кафе при музее - два шведских стола обошлись в 27 евро. Детей накормили ими же. Оказывается, у них есть квас, точно такой же на вкус, как наш.

До отплытия оставалось еще несколько часов, и мы решили поехать в большой торговый центр Mylly, типа нашей Меги. У входа в магазин стоят специальные клетки для собак - зеленые, сетчатые и собачка на дверце нарисована - чтобы не перепутать, кого туда сажать надо.

Отправление парома "Силья Европа" в Стокгольм - в 21.15. Мы приехали заранее, за два часа. Зрелище, конечно, потрясающее - сначала сплошным потоком въезжают огромные грузовики, потом такой же нескончаемой рекой плывут легковушки, а где-то с другой стороны входят безлошадные пассажиры. И вся эта масса людей и машин запросто помещается в огромном 12-палубном пароме!

К содержанию

День пятый, суббота

Прибытие в Стокгольм мы проспали. Спускаемся в трюм с детьми и чемоданами - а там одна наша машина стоит, и парковщик возле нее нервничает. Погрузились, выехали, стали искать банк, чтобы обменять Евро на шведские кроны - суббота, все закрыто. Чудом выехали к центральному вокзалу, там поменяли деньги, сразу 150 Евро (курс около 9 крон за евро), и купили карту Стокгольма и карту Швеции.

Будьте внимательны с обменом денег! В субботу и воскресенье закрыты все банки, обменное бюро Форекс на Центральном вокзале работает в субботу до 21:00, в воскресенье только до 15:00. После этого поменять деньги невозможно нигде! Может быть, есть что-то работающее в аэропорту, но мы там не были, не проверяли.

В первый день мы решили сразу же ехать в Парк Астрид Линдгрен в Виммербю, ибо что еще можно делать в незнакомом городе в 7 утра при условии, что в гостиницу селят только с 15.00?

Дороги в Швеции похуже, чем в Финляндии, правила автовладельцы нарушают чаще. Скоростной режим особо не соблюдают, хотя быстрее 150 почти никто не едет. Попытка обогнать Лексус привела к возмущенным гудкам, хотя в целом народ ведет себя более корректно, чем у нас. Дорожные знаки тоже менее внятные, если не быть предельно внимательным, можно сбиться с пути.

Пейзаж отличается от финского меньшей ухоженностью, что ли. Нет хуторов, редко встречающиеся придорожные постройки все коричневого цвета, в отличие от разноцветных финских домиков. По дороге первый раз заправились. Заправка автоматическая - суешь купюры в заправочный автомат, а он тебе бензин наливает. 200 крон - 20 литров.

Путеводитель нас обманул. До Виммербю оказалось не 200 км, а все 350.

Ехать надо так: Выезжаете из Стокгольма по двадцатой трассе Стокгольм-Гетеборг, которая начинается прямо от порта, главное - не сбиться с дороги в самом Стокгольме. В Sodertalje трасса раздваивается на две, и ваш путь лежит по дороге Е4 до Norrkoping. Там сворачиваете на дорогу Е22 и едете вдоль моря до Vastervik, за Вастервиком поворачиваете направо на второстепенную дорогу №33, которая и приведет вас прямиком в Виммербю.

Сам городок очень симпатичный - разноцветные домики с ухоженными газонами, цветниками, яркими детскими площадками. Разительный контраст с унылыми одинаковыми сельскими домами.

Наконец-то добрались до Astrid Lindgren Varld. Семейный билет стоит 640 крон, рассчитан на двоих взрослых и троих детей, и это дешевле, чем брать билеты по отдельности на всех четверых. Сразу же отправились обедать, полноценный обед на всех обошелся нам в 320 крон, дешевле, чем аналогичный обед стоил бы в Финляндии.

Каждой книжке Астрид Линдгрен в Парке отведена своя площадка. Есть и хутор Эмиля, и домик Карлсона, и Вилла "Курица", на которой жила Пеппи Длинныйчулок. Надо сказать, что именно Пеппи является главным персонажем здешней сказочной действительности. Везде продаются ее изображения, куклы, одежда, парик - все, как у Пеппи. Карлсон задвинут на второй план, где-то между Эмилем и Расмусом. Даже обидно, потому что у нас именно Карлсон - главный проказник и всеобщий любимец.

Парк огромный, и постоянно на какой-нибудь площадке происходит представление. Все на шведском, но Катя, помнящая "Эмиля" чуть ли не наизусть, "переводила" нам все почти дословно. Спектакли замечательные, даже дети играют вполне профессионально.

Прямо вдоль дорожек парка растут подосиновики, не заметить просто невозможно, ан нет - не замечают.

В одном из уголков парка воспроизведен кусочек старого Виммербю времен детства Астрид - с центральной площадью и прилегающими улицами, только в уменьшенном виде. Все дома - банк, отель, магазин, магистрат - ростом со взрослого человека. В витринах магазинов разложены маленькие игрушки, сладости, в окна видны люди в одеждах того времени. Все крохотное и ужасно симпатичное.

Мы провели в Astrid Lindgren Varld целый день и ушли в шесть часов, в момент закрытия. Честное слово, было очень жалко оттуда уходить, ощущение было, как будто вновь кончается детство…

К содержанию

Дети и родители

Небольшое лирическое отступление. Детей много, и в Швеции, и в Финляндии. Причем из мальчиков внешне каждый второй - Эмиль или Малыш, а девочки - либо светленькая аккуратная Ида, либо длинноволосая рыжая Пеппи.

Отношение к детям здесь не как к "вечно-путающейся-под-ногами-мелюзге" и "помолчи-когда-взрослые-говорят". К ним относятся уважительно, как к пусть маленьким, но гражданам своей страны. Ни разу я не видела кричащей, шлепающей, дергающей за руку мамаши с перекошенным от злости лицом.

Полностью подключены к процессу воспитания отцы. Пока мать со старшим лежит на травке и ест мороженое, отец терпеливо ходит по поляне за крошечной топотушкой, поднимает малыша, отряхивает, вынимает изо рта шишки и землю, меняет памперсы, и все это с безграничным терпением.

Эпизод, потрясший меня, произошел в Мумми-парке. Мама держит в кустиках на весу девочку, причем не маленькую, лет пяти. Ребенок писает, наготове стоит папа с куском туалетной бумаги, и когда процесс завершен, промокает салфеткой интимные места дочки.

Еще одно наблюдение из Мумми-парка - в одной из туалетных кабинок, помимо унитаза, имеется горшок.

Дети-инвалиды встречаются довольно часто. Сидит на спектакле семья, и среди них - ребенок в инвалидном кресле.

К содержанию

День шестой, воскресенье

Отель Scandic Ariadna, в который мы приехали вчера поздно вечером, стоит прямо рядом с причалом и внешне немного напоминает паром. Из окна нашего номера открывался чудесный вид на море, на швартующиеся и отплывающие паромы. Сам номер хорош, но для четверых очень тесен, разложенные кровати занимают все пространство.

Сегодня по плану у нас предполагается осмотр трех музеев, расположенных на одном острове Юргордене.

Музей корабля "Васа" - корабль, построенный в 1628 году и утонувший тогда же. Поднят в 1961. Впечатляет. Демонстрируется не только сам корабль, большой и богатый для своего времени. Вокруг "Васы" создан целый музей с экспозицией, рассказывающей о том, как его строили, каков был быт на корабле, как его поднимали. Множество макетов, скульптур, воссозданы сценки из корабельной жизни. Показывают слайды и фильмы, опять же на шведском и английском языках.

К морской экспозиции относятся и стоящие рядом на приколе корабли - "Святой Эрик" начала 20 века, минный заградитель и другие корабли. Билеты общие и действительны на всю морскую экспозицию, стоят 70 крон взрослый, 10 крон на ребенка с 7 до 15 лет.

Юнибакен - маленький аналог Парка Астрид Линдгрен. Вход стоит 95 крон для взрослых и 85 крон для детей. После посещения Мумми-дола и Astrid Lindgren Varld Юнибакен совсем не впечатляет. Вся экспозиция заключена в одном большом здании, внутри все та же вилла "Курица", приехавшие в гости Мумми-тролли со своим домиком.

Единственное в Юнибакене, что вызывает восторг и восхищение - это волшебный поезд. Он состоит из отдельных кабинок, каждая из которых движется автономно, и отправляется со станции "Виммербю". Нам повезло - экскурсия была на русском языке, о чем нас любезно предупредили еще на входе. Кабинка последовательно проезжает хутор Эмиля, замок Рони, каморку малыша Нильса Карлссона с весьма натуралистичной крысой, пролетает над волшебной страной Нангиялой, над домом Малыша, въезжает в домик Карлсона, проезжает еще несколько книжек и финиширует на вилле Пеппи.

Во время движения поезда снимать и фотографировать запрещено, поэтому мне пришлось работающую камеру пристроить между колен, направив ее вперед. И на удивление все чудесно записалось, так что теперь мы обладатели эксклюзивной съемки с комментариями на русском языке.

На музейном острове все пищевые точки достаточно дорогие, поэтому мы отъехали, нашли пиццерию, славно поели на 345 крон, а потом вернулись в Скансен.

Скансен - это музей под открытым небом, в нем сохранены старые сельские дома и усадьбы, городские кварталы, церкви и колокольни. Разбит огородик, тоже, наверное, по традиционному образцу. Везде можно заходить, смотреть, знакомиться со старинным шведским бытом. В усадьбе, например, сидят две барышни и томно играют в карты.

Помимо этого в Скансене живут "традиционные скандинавские животные", как было написано при входе. Действительно, в больших вольерах в естественных условиях обитают волки, лисы, медведи, кабаны, рыси, лоси, росомахи и почему-то морские котики - это, наверное, самое типичное скандинавское животное.

Павлины ходят просто по дорожкам, безо всяких вольеров и никого не боятся. Дети добыли-таки пару перьев, устроив небольшую павлинью охоту.

Скансен летом работает допоздна, до 22:00, поэтому мы в гостиницу опять вернулись поздно и голодные.

К содержанию

День седьмой, понедельник

На этот день у нас было назначено отплытие в Хельсинки. Паром отходил в 17:00, и все время до отъезда мы решили посвятить Гамла Стану.

Гамла Стан - это старый город, целиком расположенный на острове. Королевский дворец с выступлением военного оркестра, тут же, при дворце - магазинчик, где продаются копии королевских регалий, открытки и т.д. Мы купили Василисе "настоящую" королевскую корону, и я очень пожалела, что в тот момент у меня фотокамера не была наготове, ибо счастье в детских глазах словами описать невозможно!

Старый город - это лабиринт узеньких средневековых улочек, внезапно открывающиеся площади с разноцветными высокими домами, сувенирные магазинчики, необычайно красивые цветочные лавки, затейливые вывески, толпы туристов. И очень много кафе, кофеен, ресторанчиков, столиков на улице, за которые хочется присесть, заказать кофе или красивый десерт, поискать в небе Карлсона.

Но время поджимает, мы спешим, надо еще успеть на Рыцарский остров, посмотреть церковь (Riddarholmskyrkan) ХIII века, в которой хоронят шведских монархов. Могилы королей, памятные доски, в том числе и де Голля, ибо он был кавалером какого-то важного шведского ордена. Вход 20 крон на взрослого и 10 на детей с 7 лет. Фотографировать и снимать на камеру нельзя, но опять же умело зажатая под мышкой включенная камера может очень и очень много…

Полдня - это безумно мало для Гамла Стана, и три дня - это тоже очень мало для Стокгольма! Многое видели только мимоходом, из окна машины - многочисленные скульптуры коров, раскрашенных в самые невообразимые цвета, торчащая из воды огромная кисть руки, высоченная башня в парке аттракционов, с которой то и дело словно падают вниз кабинки с визжащими людьми и многое, многое другое, интересное и незабываемое.

Напоследок немного скажу о парковках в Стокгольме. Они почти везде платные, и лучше заплатить за небольшое время и оставить машину надолго, чем не платить вообще. Несколько раз мы ненадолго парковались на стоянках для инвалидов - они удобно расположены и почти всегда пустуют. Нам никто не препятствовал, но не знаю, полагается ли за это штраф. И вообще непонятно, что делать со штрафом, если вдруг квитанцию прилепят на стекло. Платить или нет? И если платить, то куда и как? Мы со своим нежданным штрафом так и уехали домой.

Наступает время отплытия. Грузимся на паром Силья Симфония - лучше и больше того, на котором мы плыли в Стокгольм. Каюта попросторней, и ощущение пассажира на нижней палубе не так сильно присутствует.

На седьмой палубе находится Променад - такая большая внутренняя улица высотой в несколько палуб, с магазинами, ресторанами, детской комнатой. На Променад выходят окна кают подороже, ездят прозрачные лифты, все очень красиво и впечатляюще. Детей можно оставить в игровой комнате, а самим пройтись по магазинам.

На двенадцатой палубе расположен Sunflower Oasis - водный комплекс с сауной, многочисленными джакузи и небольшой водной горкой для детей. Мы провели там пару приятных часов.

Ужин на пароме (шведский стол) стоит 28 евро на взрослого и 11 на ребенка от 6 лет. Надо заметить, что разнообразие и качество блюд превосходно, вино и пиво без ограничений, много закусок, горячие блюда, десерты, фрукты.

На пароме предлагается такая программа, что можно развлекаться всю ночь: ночной клуб, казино, оркестр, караоке, пианист, различные шоу. Мы предпочли лечь спать и проснулись уже при подходе к Хельсинки.

К содержанию

День восьмой, вторник

В Хельсинки были недолго, посмотрели Сенатскую площадь с Сенатом, Университетом и памятником Александру II, убедились, что таки да, действительно похоже на Питер. Заехали посмотреть церковь, высеченную в скале (Tempelleaukio), и направились в Аквапарк Серена. Аквапарк, конечно же, понравился - горки разные, есть и совсем для малышей, а есть такая, на которой несешься со скоростью 40 км/ч.

Потом пожалели, что не запланировали в Хельсинки хотя бы пару дней. Здесь есть, что посмотреть - много музеев, а для детей - большой парк аттракционов Линнанмяки и даже свой Легопарк. Но виза у нас кончалась сегодня, и мы вынуждены были спешить.

До границы доехали быстро - всего 200 км, да и трасса скоростная (Е18, она идет прямо до Питера). К вечеру уже были на границе. На нашей таможне, как всегда, очередь, у финнов нет. У финнов один пункт - показал документы, шлепнули в паспорт штамп, и свободен.

У нас - паспортный контроль, таможенный контроль, обязательно проверяют наличие автогражданки, если ее нет - приходится оформлять тут же, на месте. Потом осмотр машины - формальность конечно, но открыть-закрыть багажник надо. И потом 3(!!!) шлагбаума, где надо показать паспорта. На каждом сидит как минимум 2 человека. То есть, по закону, 4 смены, то есть 8 человек на каждом. А сколько в России таких ненужных постов??? Причем реально показывать паспорта пришлось только на одном, на остальных просто машут руками - проезжайте.

До границы тянули на последнем бензине. Заправили полный бак сразу после таможни - влезло 40 литров, понятное дело, но все равно это дешевле, чем заправлять полный бак там.

На Родине

Вот мы и в Питере. Все же грустно возвращаться на родину после сытой и аккуратной Европы. Радуют только цены - тут ничего не скажешь!

Хотели еще остаться дня на 4 в Питере, погулять, посмотреть, детям город показать. Но после Европы как-то уже и не хотелось. Сводили детей в Эрмитаж, показать, как русские цари жили, свозили в Петергоф - на царскую "дачу", посмотрели фонтаны, вымокли насквозь в шутихах. Ночью посмотрели, как разводят мосты, и на следующий день уехали домой, в Москву.

Домчали быстро, через 6.5 часов после старта были уже на даче в Солнечногорске. Там нас и поймал родной гаишник за превышение скорости - единственный раз за все путешествие!

Поздно вечером приехали в Москву. На счетчике был общий пробег - 3575 км. Машина была такая же чистая, как до поездки, украсилась солнцезащитными ширмочками с изображением Малыша и Карлсона на задних боковых стеклах.

И что особенно приятно - восьмерочка наша ни разу нас не подвела, не сломалась и не заупрямилась!

Путешествие наше удалось. Впечатлений, фотографий, видеокассет, рассказов хватит надолго - до следующего путешествия. Мы уже решили, что автотуризм - это для нас!

Деньги

На бензин мы потратили в России примерно 2860 рублей (220 литров), если считать в среднем литр по 13 рублей (2004 год). Два раза мы заправлялись в Швеции - 300 крон (30 литров). Итого расход бензина получился небольшой, в основном за счет оптимальной езды по Финляндии.

На еду, многочисленные билеты, немногочисленные сувениры и прочие траты в Европе мы потратили 900 Евро и 400 долларов, и на радостях в Питере проели еще долларов 200. Так что совет - берите денег с запасом, так как в Европе жизнь действительно очень дорогая. Мы потратили почти все, и при этом у нас не было никаких нештатных ситуаций.

Как сэкономить

На бензине - обязательно возьмите с собой канистру с бензином, в Финляндии 95 бензин стоит 1.13 и 1.18 Евро, 93 нет вообще, в Швеции чуть-чуть дешевле.

На детях - можно занизить возраст ребенка и провести его без билета в музей или накормить бесплатно, как мы это сделали на пароме.

На билетах - не берите билеты до тех пор, пока не найдете того, кому эти билеты надо предъявлять.

На стоянке - в отеле всегда спрашивайте, где бесплатная стоянка для проживающих.

На еде - ищите в ресторанах бизнес-ланч или шведский стол, в Финляндии это называется voileipapoyta или seisova poyta, в Швеции так и написано - Buffet или Lunch. По времени это ограничено примерно с 12 до 15 часов. Еще можно есть в пиццериях - это тоже не очень дорого. Ну и совсем экономно - продукты из супермаркета.

В Швеции есть магазины-закусочные, где можно не только купить продукты, но и поесть комплексно, например, гамбургер плюс кола (или кофе плюс мороженое) стоят 20 крон. В Финляндии за 2 Евро можно только сухую булку в супермаркете купить.

На сувенирах - подумайте, нужны ли они вам в таких количествах и всех ли родственников нужно обязательно одарить?

Счастливого пути!