Содержание:

Из своего школьного детства современные родители вынесли правило: сделал дело — гуляй смело. То есть сидишь за уроками, пока не закончишь, и только потом можешь отдыхать. Но с сегодняшними детьми такой номер не проходит — они так и норовят отвлечься, в результате выполнение домашних заданий растягивается на много часов. Как быть? Узаконить рассеянность!

К содержанию

Отвлекаться — плохо?

Учитель в школе или родители когда-нибудь говорили вам: не отвлекайся? Или сосредоточься? Да вы и сами себе наверняка так говорили! А всё потому, что вокруг столько соблазнов: события за окном порой куда увлекательнее, чем то, чем вы заняты. И вы ни в какую не можете выбросить из головы футбол, друзей, обед или ещё что-нибудь столь же интересное.

Короче, отвлекаться — плохо. Так? Не факт. Давайте проверим.

Посмотрите на шахматный поединок на фото ниже. Обратите внимание на парня слева и его соперника справа. Кажется, мальчик ведёт себя невежливо. Обычный тринадцатилетний подросток: ни концентрации, ни уважения (слышали когда-нибудь от взрослых нечто подобное?).


Тринадцатилетний Магнус Карлсен (слева) и легендарный чемпион мира Гарри Каспаров во время турнира по быстрым шахматам в Рейкьявике, 2004 год. Исход партии, казалось, предрешён заранее, однако Каспарова ожидал большой сюрприз. Перед началом партии Магнус бродил по залу, наблюдая за происходящим на соседних досках. Словом, Гарри Каспаров — один из величайших шахматистов в истории, Магнус — абсолютно не сосредоточенный юнец. Что же, значит, у него нет шансов на победу, так?

Удивительно, но Каспаров сыграл эту партию вничью. Лучший шахматист мира не смог победить, казалось бы, безнадёжно рассеянного тринадцатилетнего парня.

Вот это да! Иногда нужно отвлечься, чтобы мыслить чётче. Изучая что-то новое или пытаясь разрешить какую-нибудь задачу, порой (не всегда) весьма полезно рассеять внимание.

Спустя несколько минут после того, как был сделан этот снимок, Магнус вернулся к столу и снова сосредоточил внимание на доске. Он дал себе небольшую передышку, чтобы лучше сконцентрироваться в дальнейшем.

Итак, иногда следует быть более рассеянным, чтобы лучше усвоить изучаемый материал. Вы спросите: как так? А все потому, что вы умеете думать двумя способами.

К содержанию

Два состояния мозга

Это выяснила нейробиология — наука о мозге. При помощи новейших достижений техники нейробиологи умеют заглядывать внутрь мозгов, чтобы понять, как они работают.


Слева вы видите специалистов, сканирующих мозг. Человека кладут на специальную кушетку, которую задвигают внутрь сканера. Сканер делает фотографию — и получается снимок мозга, как вы можете видеть на картинке справа.

Нейробиологи выяснили, что наш мозг функционирует двумя разными способами. Мы назовём их сфокусированным и рассеянным состоянием. И оба эти состояния играют важную роль в процессе обучения.

Находиться в сфокусированном состоянии — значит быть сосредоточенным и внимательным. Например, вы пытаетесь решить задачку по математике. Или, может, стараетесь вникнуть в объяснения учителя у доски. Ещё вы фокусируетесь, играя в компьютерные игры, складывая пазлы или заучивая новые слова на иностранном языке.

Сфокусированное состояние активизирует определённые участки мозга. Какие именно — зависит от того, чем конкретно вы заняты. Скажем, решая пример на умножение и разговаривая, вы используете разные участки мозга.

Если это сфокусированное состояние, то что же такое рассеянное состояние? В этом случае ваш мозг расслаблен и ничем не занят. Вы не думаете ни о чём конкретном. Вы находитесь в рассеянном состоянии, если витаете в облаках или рисуете каракули. Если учитель настаивает, чтобы вы сосредоточились, вы, скорее всего, поймали волну рассеянного состояния.

Находясь в рассеянном состоянии, вы без напряжения активизируете участки мозга, которые обычно неактивны в сфокусированном состоянии. Рассеянное состояние позволяет вам объединить ваши идеи в образы, в результате чего мозг фонтанирует идеями.

Лучше понять специфику сфокусированного и рассеянного состояния поможет автомат для пинбола. Игра очень простая: вы тянете за рычаг, отпускаете, и он запускает мячик в поле.

Вы набираете баллы по мере того, как мячик скачет между резиновыми буферами. С помощью лапок-флипперов в нижней части игрового стола вы стараетесь удержать мячик на игровом поле как можно дольше.

Так вот, игровое поле автомата — это наш мозг. В зависимости от типа стола, буферы могут располагаться как дальше, так и ближе друг к другу. Если буферы близко — значит, мы сфокусированы, если далеко — рассеяны. Мячик быстро скачет в небольшой зоне, прежде чем упасть.

Представьте, что ваша мысль — шарик для пинбола, который, проделывая свой путь, оставляет за собой видимый след. Так происходит со сфокусированным состоянием — в мозге образуются именно такие "следы", когда вы сконцентрированы. Следы появляются, если вы узнаете что-то впервые и начинаете в этом практиковаться. К примеру, вы уже знаете правило умножения. Если я попрошу вас перемножить несколько чисел, ваши мысли пройдут по уже проторённой дорожке. Чтобы понять, что же я имею в виду, посмотрите на картинки ниже.


Перед вами две пинбол-версии вашего мозга: слева — сфокусированная, справа — рассеянная. Видите, как тесно расположены резиновые буферы слева? Это сигнал сфокусированности. Мячику остаётся лишь узкая дорожка; далеко вашим мыслям уйти не удастся! Мячик перемещается по заранее заданному запутанному пути, так как вы уже обдумывали эту мысль. Справа же — пинбол-версия мозга в рассеянном состоянии. Обратите внимание, как далеко друг от друга могут блуждать ваши мысли!

Рассеянное состояние выглядит иначе. В этом случае буферы расположены намного дальше друг от друга, а мысленный шарик катается по столу гораздо дольше, меньше "спотыкаясь" о буферы.

Наш мозг работает как оба эти пинбол-автомата. Если от деталей мы хотим перейти к более масштабному вопросу, то нам придётся переключить режим из сфокусированного в рассеянный. То есть нам потребуются два разных поля с буферами (но обратите внимание, что мозг не может находиться сразу в двух состояниях, ведь зомби не сможет играть на двух автоматах одновременно!).