Любой родитель, узнав, что его отпрыск что-то украл, разволнуется не на шутку. "Столько времени и сил уделяем воспитанию, и вдруг такое!" Однако психологи уверены, что сам факт воровства не говорит о тотальной испорченности школьника и вовсе не гарантирует его криминального будущего. Главное — вовремя понять причины воровства и найти общий язык с ребенком.
Мамам и папам то и дело приходится слышать от детей многочисленные "хочу". А чего хотят школьники? Все, что угодно: новый телефон, ролики, мороженое, поездку к морю, платье, как у Тани, сапожки, как у Оли...
Ребятам трудно сопоставить свои желания с возможностями родителей, в том числе и материальными. Собственные потребности для них зачастую важнее моральных принципов и норм поведения, принятых в обществе или в семье, и справиться с собой они не могут. При этом "плохими" дети быть не хотят. Даже совершая воровство, ребенок оправдывает себя: "Почему нельзя взять вещь, которая мне очень нравится? Чужая? Но я же не насовсем: поиграю и отдам".
В данном случае мы не будем говорить о клептомании. Это психическое расстройство, которое заставляет человека красть вещи не из желания обладать ими, а из болезненного удовольствия от самого процесса воровства. Есть и другие мотивы, заставляющие ребенка совершать не самый благовидный поступок. Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Синдром обделенности
Родителям следует помнить, что дети в школьном возрасте ведут себя так, как принято в среде их сверстников. Они стараются носить то, что носят их одноклассники, иметь такие же школьные принадлежности, игрушки, телефоны и т. д. Это явление называется детской конформностью. Вот что рассказала мне моя знакомая:
— Мы с дочерью, ей восемь лет, были в гостях у родственников. Вернувшись домой, я обнаружила у Ани красивую шариковую ручку, сделанную в виде игрушки. На мои вопросы девочка ответила, что ручку ей дала на время двоюродная сестра Полина, ровесница моей дочери. Однако я выяснила, что Аня взяла вещь без спроса.
В этой ситуации основным мотивом поведения ребенка было желание иметь такую же вещь, как у сестры. Аня чувствовала себя обделенной и не испытывала угрызений совести за содеянное. Стыд появился лишь тогда, когда родители узнали о проступке и отругали девочку за него.
Из спортивного интереса
— В семье моей подруги произошел такой случай. Ее семилетний сын Никита и его друг решили копить деньги. Причем поспорили, кто первым накопит 500 рублей. Другу родители иногда давали немного на карманные расходы, а Никите — нет. Поэтому он решил сэкономить на школьных обедах, а заодно взять деньги из ящика письменного стола, где они всегда лежали у родителей.
Вот еще один мотив воровства — соревновательный. Желание выиграть у друга заслонило все условности и запреты. К тому же, по словам мамы, Никита не признавал себя виновным в том, что украл деньги. В разговоре с ней он искренне недоумевал, почему не может взять денег из дома: "Ты же берешь деньги из ящика в столе, и папа берет оттуда. Это ведь не воровство!"
Ради близких
А иногда ребенок руководствуется и вовсе "благородными" намерениями:
— Когда Ирине было восемь лет, она украла у друзей своих родителей довольно крупную сумму денег, которую те держали в ящике стола. Сначала несколько сотен рублей она отдала бабушке и на ее удивленный вопрос ответила, что нашла деньги на улице. Потом оставшуюся сумму девочка отдала маме. Ситуация прояснилась довольно быстро, и на вопрос родных, зачем же было красть деньги, Ира ответила, что таким образом "хотела помочь маме с бабушкой, ведь денег все время не хватает".
Быть в центре внимания
И о совсем уж экзотическом мотиве воровства рассказала мне моя подруга:
— Мне было лет 10, когда мы в выходной день поехали с классом в лес, чтобы поиграть в футбол и просто отдохнуть. У моей одноклассницы Тамары были часы, которые она сняла перед игрой и положила около своего пакета. Играть мне не хотелось и вообще было скучно. Тогда я решила взять часы Тамары, спрятать их где-нибудь, а потом, когда все начнут их искать, неожиданно "найти" пропажу.
В данном случае ребенок использовал факт воровства как возможность обратить на себя внимание и заслужить похвалу от учителя и одноклассников за якобы найденную им вещь.
Но чаще всего, как показывают и наши примеры, и рассказы родителей, предметом кражи становятся деньги, на которые ребенок намеревается купить вожделенную вещь или игрушку.
Восемь способов отучить ребенка брать чужие вещи
- Регулярно выдавайте детям определенную сумму на карманные расходы. Ребенок должен учиться тратить деньги и планировать свои расходы. Школьникам также полезно узнать, что деньги имеют свойство заканчиваться.
- Деньги, находящиеся в доме, не должны быть в поле зрения ребенка. Эту рекомендацию следует соблюдать для того, чтобы у малыша не было ни малейшего искушения присвоить себе деньги родителей.
- Даже если вы точно знаете, что ребенок замешан в воровстве, ни в коем случае не навешивайте на него уголовных ярлыков, не предрекайте ему "плохую дорожку" в жизни и т. д.
- Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".
- Не вспоминайте прошлые проступки ребенка, когда он вызовет ваше недовольство в следующий раз.
- Учите детей тому, что чужие вещи нельзя брать без разрешения ни под каким предлогом.
- Воспользуйтесь рекомендацией Бенджамина Спока, приведенной им в книге "Разговор с матерью": "Если ребенок украл вещь у чужих людей, родителям не следует торопиться ее возвращать. Пусть ребенок сам отдаст эту вещь и попросит прощения". Такой урок надолго останется в его памяти.
- Какой бы плохой поступок ни совершил ваш ребенок, вы должны понимать, что от этого он не стал хуже. Да, поступок плохой, но ребенок-то все равно ваш, любимый. Своим поведением вы как бы говорите ему: "Мне не нравится, как ты поступил, но я все равно тебя люблю. Я помогу тебе справиться любой проблемой, не оставлю тебя в беде, не стану любить тебя меньше".