Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Как и когда учить читать без кубиков?

Отвечаю на вопросы: наиболее оптимальная Методика раннего обучения чтению БЕЗ КУБИКОВ реализована П.В. Тюленевым в 1988 - 1989 году, опубликована в ряде статей (1991-1992) и книжек (с 1995 г.), тогда же получено авторское свидетельство РАО.
По этой методике, входящей в "систему МИРР", возрасте одного года ребенок может показать следующие результаты, зафиксированные вот уже 10 лет:
- складывает первые слова,
- в 1 год 2 мес. печатает первые слова на пишущей машинке,
- в 2 года - свободно читает, печатает на пиш. машинке под диктовку;
- в 3 года ведет дневник, и т.д. Основные результаты в виде документов представлены на сайте www.bsim.ru/~larisa, или www.mirr.ru и в библиотеке "7ya".
Эта методика входит в программу "Играем в Журналиста", и, коротко, она состоит из следующих этапов:
1-3 мес.("смотрунок" по - Тюленеву)) - показ карточных букв "Универсальной развивающей азбуки МИР"(3 варианта);
3-4 мес.("трогунок" по - ТПВ) - ощупывание карточных букв и букв магнитной азбуки;
4 - 6 мес. ("пластунок")- собирание карточных букв и букв магнитной азбуки по комнате;
6 - 8 мес.("буквонос") - таскание букв УРАМИР или магнитных букв по заданию, по квартире путем ползания на четвереньках;
9 - 13 мес - таскание слов из букв;
14 мес. ("печатник" - по Т.П.В.) - по специальной методике организуется печатание слов на электрической пишущей машинке;
Кроме этого требуется освоить еще некоторые элементарные методки: "Кормлечтение", "Инвентаризация", Ведение дневника".
Используются карточки МИР, книги - альбомы.
Противопоказания: методика Домана и все другие, так как они просто ухудшают результаты.
Вопрос: Можно ли использовать компьютер?
Ответ: Можно, только ограниченно и осторожно - написано в книгах.
Компьютер с принтером вводится дополнительно к возрасту двух лет.
ВОпрос: Можно ли обойтись без электрической пишущей машинки?
Ответ: Нет, практически, нельзя, разве что для этого нужно знать и уметь выполнять два десятка игр с "Универсальной развивающей азбукой МИР". Почему - тоже читайте.
Все это опробовано впервые в мире еще в 1988 - 1991 годах П.В. Тюленевым, с результатами, аудиозаписями и видеозаписями, как можно читать в 2, 3 года, печатать на машинке и компьютере вы чита вы можете познакомиться сами, у Тюленева, а разделы книг по системе МИР скачать из библиотеки "7ya".
Прошу всех меня извинить за долгое молчание в связи с занятостью.
Как всегда, радует множество желающих опять изобрести велосипед из кубиков, ехать на нем приятней, но, к сожалению, получается дольше, и себе дороже. Исследования проведенные Тюленевым еще в 70 - 80 - х годах показали не только большую трудоемкость, но и невозможность эффективного использования кубиков в возрасте до 1 - 2 лет. Кому интересно - могу подробнее об этом написать, противопоказания всякие. Но, наверное, здесь неудобно, так как тут большинство специалистов, к сожалению прошли подготовку только у Зайцева, и ничего кроме кубиков не знают и знать, кажется, не хотят. Взять хотя бы результаты 60-х годов того же Б.П. Никитина: семеро детей зачитали в 3,5 - 4 года, и шестеро из них на три - четыре года раньше срока пошли в школу ...
Там, кстати, использовалась ... кажется проволочная азбука.
Так что дерзайте, антикубисты!

Лариса Князева

03.11.2000 02:43:50,

16 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Привет Лариса.
Жаль но методика у Вас очень напряженная и очень трудоемкая. Мамам в возрасте до года не разогнуться и глаза не разодрать. А папы как правило к ребенку в этом возрасте(да и нетолько в этом) вообще не подходят. Если б я услыхал про нее в дни когда малышке было несколько месяцев, то без условно чем то воспользвался. А то прямо казус какой то получается, прямо не знал чем ребенка занять.
Если не лень напиши, про противопоказания, а вообще-то существует масса примеров успешного научения чтению по кубикам в 2 года, и раньше. Причем легко, без особых нагрузок на ранние периоды развития.
Про Полезность раннего письма я уже писал и по моему мнению тут приоритет Тюленева очевиден.
Мне вот непонятен вопрос: кубики да, или кубики нет. Какая разница? Вопрос можно превести в другую плоскость: склады или буквы.
Вот обучению по буквам действительно существует масса противопоказний, мои друзья так учили. Результат буквы знает, писать читать не может. Тюленев упорным трудом(набором игр для соответствующего возраста) сумел преодолеть этот кризис. Но стоит ли создавать такую кризисную ситуацию?
Склады естественны, овеществленные звуки.
Другое дело что надпись написанную кубиками рано или позно приходится стирать.
Кстати сарказмом ты вряд ли завоюешь благосклонность других людей.(моя слабость - поучать)
Пока Гагин Михаил
04.11.2000 10:21:13, Гагин Михаил
Маша
Всем кто заинтересовался этой темой, я советую, чтобы не терять времени, посмотреть обсуждение методики Тюленева месячной давности.

Лариса, может у Вас не времени не было, а просто сказать больше было нечего? Имхо, когда человек способен не только на голословное лозунгование, но и на разумные аргументы его не пугает наличие оппонентов, скорее, наоборот.
03.11.2000 23:13:00, Маша
Привет Маша.
Ну вот опять начинается грубость.
Я понимаю что бесит. Ну можно бы и по деликатнее.
Я вот с удовольствием используя кубики зайцева, не отказался бы от пишущей машинки, как альтернативы компьютера.(Вредно много, да и постоянно держать комп. включенным нехорошо.) Ведь наши попытки переложить методику зайцева на компьютер, это фактически попытка совместить эти две методики. Ну нет еще клавиатуры со складами, допускаю что ее сделают в ближайшем будущем(для детей).
А вообщето мне хотелось, что бы к нему относились уважительно. Это человек дерзающий ищущий, кстати в чем-то наивный(судя по книгам). И к методике относились соответственно, хотя бы к как заслуживающей внимания из которой можно взять много полезного.
Вот и все. Пока. С уважением Гагин Михаил.
04.11.2000 09:33:27, Гагин Михаил
Маша
Миша, ну в каком месте я нагрубила?! Просто выдала правду-матку :) Я давно в конференции и смотрю как Виталий с Ларисой работают. Вот и опять: в начале Виталий как бы спросил (иногда он - Владимир, но мейл один и тот же!)... Потом Лариса прорезалась. Думаете случаен призыв отозваться мамочек догодовалых деток? Будут пытаться окучивать по мейлу. И меня пытались окучить лично :) Натуральный сетевой маркетинг.

Объясни мне, почему они ушли от разговора в самый разгар дискуссии? Может потому, что у них другие цели? Им слепой фанатизм нужен, а не думающие ищущие осознающие свои дейтствия сторонники? Цели то, скорее всего, сугубо коммерческие.

Все это, возможно, никакое отношение к самому Тюленеву не имеет. Мне, к сожалению, об этой методике так и не удается сформировать более-менее целостное впечатление. Возможно как раз по причине того, что в этой конференции не самые лучшие представители тюленинцев, которые не могут или не хотят грамотно объяснить преимущества любимой методики. Не нашлось также и ни одного родителя опробовавшего и похвалившего методику. Однако я и первоисточники читала. Ничего нового. Все таже пальцематика и лозунгование.

Я знаю также, что мы с тобой несколько расходимся в изначальных предпосылках при отборе методики. Я не приемлю никаких Даноновских приемов и воздействий на подсознание. Я считаю, что важнейшим является не пичканье информацией (это даже лишнее), а создание условий, при которых ребенок становится субъектом обучения и получает информацию сам, пусть и в меньших количествах. Доман, возможно, и закладывает хороший фундамент, но он делает это помимо ребенка, он не дает ребенку инструментов и стимулов для того, чтобы он потом достраивал и совершенствовал дом сам. У тебя другие предпочтения. Я ничего не имею против! И дети разные, и родители разные и, слава богу, у каждого есть возможность выбора. Но, между прочим, я не только не против, я как раз «ЗА» грамотное совмещение различных методик. Надо только понимать, что можно совмещать, а что противоречит друг другу. Вот, например, имхо, ТРИЗ и Доман противоречат друг другу. А Монтесори – это очень хорошо и вместе с ТРИЗ и некоторые элементы методики Зайцева (чтение, но не счет) тоже вполне туда подходят. А в вальфдорской школе не пойдут никакие другие методики из общеизвестных тут помимо самой вальфдорской.

Про машинку мы тоже говорили. Не почувствовала я скачков в своем развитии после каждого лета доступности машинки у бабушки на работе. Кроме деклараций нужна еще и конкретная методика, которой, имхо, нет у Тюленева (я не нашла и тюленинцы ничего конкретного не рассказывают, кроме все новых и новых тюленеологизмов). Но дело то не в этом! Можно обсуждать любую методику. Можно и плюсы ее обсуждать и минусы, хорошему методисту такое обсуждение только на пользу! Он на ошибках учится, он методику шлифует, доводит до совершенства. Родители тоже получают больше информации, обмениваются опытом. Главное, чтобы обсуждение было конкретным, а не эмоциональным и сугубо логунговым.

Кстати, когда мы обсуждали компьютерные программы, мы как раз очень конкретные методики обсуждали. Чего уж конкретнее - речь шла об игре, в которой сверху падают буквы-бомбочки, которые надо успеть сбить. Одновременно и освоение клавиатуры вслепую и первые навыки чтения. Речь шла о том, что буквы должны быть крупнее, им должны быть сопоставлены звуки и кроме букв должны падать и произноситься склады. По квесту я вообще сценарий расписала. Только, извини, но ничего тюленинского я здесь не вижу. Цель - это ни есть методика. Методика - это ответ на вопрос "КАК" достигнуть той или иной цели.

Ты думаешь, в ответ на это письмо нам расскажут подробно про печатанье на машинке по Тюленеву? Более чем уверена, что либо обвинят меня в недопонимании, в фанатичной любви к Зайцеву (меня! :), либо расскажут о результатах («дети тюленинцы пишут гениальные рассказы»), либо вообще промолчат. Ответа на вопрос "КАК" не будет. Точно так же как было когда я просила очень конкретно объяснить что было сделано, чтобы девочка в магазине в 2 года могла читать. Невозможно это после пальцематики и иже с ним. Ну подумай сам, какой переход. В методике говорится о том как ребенку показывают пальцы и дальше он вдруг к школе начинает легко решать интегралы. Мой трехлетний ребенок, насколько я помню, должен был после пальцематики решать уравнения. Да не может быть такого скачка при таких приемах. Либо там что-то ПРОПУЩЕНО в огромных количествах (нет методики!), либо это лишь декларации (есть красивые цели!). Любому разумногу человеку это понятно. У тюленинцев, имхо, просто нет ответа на вопрос «КАК», поэтому они и уходят от содержательных дискуссий. Кстати, и приверженцы Зайцева тоже этим начали грешить, когда заявили о целостности своей методики и переходе к фундаментальным наукам. Переход задекларирован, но ответа на вопрос «КАК» пока не было, значит нет пока и целостной методики. Только чтение и счет.
04.11.2000 11:59:37, Маша
Ну хорошо, оставим вопрос с грубостью. Вообщем добавить тут почти нечего, с 90 процентами сказанного я соглашусь.
Хочу просто чуть расказать о своем опыте прочтения трудных книг.
Так вот их я читаю в два прохода. первый я просто начитываю тему, формулы, выкладки плохо все это преваривая, а местами просто не понимая.
Потом вся эта каша начинает укладываться и уже затем книгу можно читать с большим удовольствием и полным осмыслением. Легко. Свойство мозга, что ли такое? Вот почему я благосклонно отношусь к доману(кстати кормлечтение как я его понимаю тоже самое что и просмотр карточек, только во время еды)и надеюсь что эта методика поможет в дальнейшем ребенку решать и творческие задачи(2ой проход). И развитие этих способностей безусловно важнее каких либо умений читать и считать в раннем возрасте, и энциклопедических знаний. Другое дело что я считаю, что эти умения способны повлиять на развитие творческих способностей. Кстати я за ТРИЗ обеими руками. Недавно прочитал книгу по ТРИЗ 85, сайт только пролистал.
О детском этапе триз в книге сказано маловато.Фантазия помоему главный мотив.
И Фантастические рассказы главный инструмент развития фантазии. И самое главное это умение сочинять фантастические рассказы(и тут не подчиняясь закону Архимеда из глубин небытия вновь всплывает Пишущая машинка и неважно в конечном счете чья она)
и записывать их. Для очень же маленьких в этом направлении лучше Монтесори и Никитина, пока ничего не знаю. Кстати если моя дочь уже воспринимает рамки Монтесори, то кубики пока никак.
Ну вообщем и так много написал.
Пока. С уважением Михаил.
08.11.2000 09:49:43, Гагин Михаил
Маша
Я только одного не пойму. Как наличие машинки поможет развитию творческой фантазии? Ну поставите вы машинку перед ребенком, что дальше? Неужели вы думаете, что ребенок начнет бестцеллеры выдавать?

Надо попробовать. У нас ведь есть печатная машинка. Пылится на антресолях :)
08.11.2000 14:20:15, Маша
Привет.
А я про это уже писал.
И конечно бестеллеры не попрут если ребенок еще не умеет писать. Сочинительством конечно же можно заниматься и без машинки, но большинство сочиненных ребенком историй забываются еще раньше чем будет закончена сама история. Фантазийность ребенка бесконечна, особенно раннеразвитого. Но лишь ребенок обладающий инструментом запоминания своих фантазий, может затем прочитать раннюю свою историю, предумать ее, сочинить что-то новое, сочинить подругому. В дальнейшем эти операции могут "свернуться", что может послужить причиной "выдачи" интерсных историй как бы с листа. Но это мои догадки.
Но игра может получиться интересной.
Для ребенка уже умеющего читать и нажимать на клавиши. Написание простого предложения - констатация факта. Небо голубое, идет снег, пришел папа, хочу есть. Выстроение последовательности предложений. Расказ.Пошли на базар.Купили банан. Сьели суп.
Запись игры. Мишка сел. Ляля легла спать. Встала. Поела. Пошла смотреть телевизор. Пели песню. Запись фантазии и ведение дневника. Ведь это все то для чего нам собственно и нужно чтение и письмо - запись, хранение и передача информации(для компьютера и человека еще ее обработка).
Но вот как увлечь этим делом. Ведь ведение дневника не является нашим повседневным делом. Но если мы всетаки сойдемся на пользе этой штуки в развитии ребенка и идеальный результат будет виден, то такая мелочь думаю волновать особо не сможет.
на первую пору может сгодиться такая игра:
На экран выдается список: животных, растений,чего_угодно. Ребенок кликает на нем мышкой. На клик выдается картинка. (Лучше чтоб картинок соответствующих одному названию было много и выбирались они в произвольном порядке). Далее мышка ломается ;( Но не беда. Внизу есть окно ввода. НАБЕРИ название картинки и получишь результат. Не лень? Ну так пусть набирает, образец в списке есть. Вот пока и все.
Удачных Вам рассказов Маша, доставайте машинку и вперед.
Пока Михаил.
08.11.2000 15:48:20, Гагин Михаил
Маша
Интересен не процесс печатанья, а подготовительный этап. Что надо сделать, чтобы ребенок вообще был способен что-нибудь напечатать. Про сочинительство вообще пока помолчим. 08.11.2000 20:15:20, Маша
Привет. А ты печатай при нем ответы в эху. Может ему захочется повторить, то что делаешь ты. Ребенок это же маленькая обезьянка. А если захочет печатать или просто сесть рядом с мамой. Печатайте вместе любимые склады. Имена. Названия.
Нет речь далеко не о 100 обезьянах и поговорках типа если долго мучаться что нибудь получиться, речь о процессе обучения. Если понравилось печатать одну фразу значит может понравиться печатать и другую. Пусть первую он повторит 1000 раз,найдите такую же увлекательную. И помоему, надо печатать вместе с ребенком, хотя бы в первое время.
Пока. С уважением Гагин Михаил.
09.11.2000 09:31:10, Гагин Михаил
Маша
Она у меня и так и очень часто на коленях сидит, когда я пишу сюда. Только как то положительных результатов не видно. 09.11.2000 11:24:00, Маша
Я знаю ,откуда это. Если взять сто обезьян, печатающих на машинках, то лет через сто одна из них и напечатает "Войну и мир"
08.11.2000 15:15:07, Шин
Маша
Мне бы твоего оптимизма :)))

Как сейчас помню, я у бабушки печатала в течение месяца: "Ехал грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап..." Наверное, я отношусь к тем, 99 обезъянам :(
08.11.2000 20:12:03, Маша
Это вообще-то не мое, чья-та слегка перефразированная фишка. Шутка, парадокс.
А если серьезно, то мне не кажется это такой уже блестящей идеей, по одной простой причине, есть комп, печатай на нем. Я дочери ставила WORD, и что, просто стучать по клаве и мышке и получать какую-то рекцию на компе в виде выскакивающих табличек со справками, попытками переутсановить и т.д. , выскакивающие в Worde буковки даже разщмера 36-48 ее не интересуют.
Чем лучше машинка, по которой еще лупить надо? Вчера в субуксах прочитала про БУлычева, который, научившись печатать на машинке, на компе получает вместо одной буковки ряд (жмет на клаву долго).
А про все сказанные Михаилом заметки на полях для обычного ребенка-непоседы кажутся хорошо продуманной экзекуцией.
09.11.2000 15:27:26, Шин
Дорогая Маша! Разделяю точку зрения, не может ребенок делать все, что расписано к году, физически не может. Это бред. А если может, то как? Читать в 4 года -да, а в 1-2 - бред. Карточки в 6 мес. он жует и правильно делает. "Тюленинцы" - назойливы и, что хуже всего, бестолково назойливы. 04.11.2000 19:09:27, Змея
Интересно было бы узнать, что за исследования, какой глубины и на каком материале они были основаны, провел Тюленев. И кто он по образованию и специальности. Еще поражает, с каким остервенение сторонники методики Тюленева на всех нападают. Я не видела ни одного хорошего методиста, который бы говорил, что все другие методики, кроме его собственной - вредны. Неужели Вас самих это не шокирует? А погдоня за быстрыми знаниями еще никогда к хорошему не приводила. Какие-то знания, может, и получат, а что с психикой и др.? 03.11.2000 23:10:50, Аня
Может, я трудна до безобразия, а что кубики Зайцева в 70-х годах появились? 03.11.2000 08:57:29, Шин

Читайте также
5 фильмов, вдохновляющих на добро: уроки из кинематографа
Фильмы, которые лучше всего рассказывают о благотворительности и вдохновляют на добрые дела

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!