Содержание:

К содержанию

Несколько слов из-за такта

Изречение, вынесенное в заголовок, принадлежит немецкому философу, большому любителю музыки Фридриху Ницше. На наш взгляд, это один из самых точных и ёмких афоризмов о музыке. Лишая себя музыки (великий мыслитель имел в виду классическую музыку), человек лишает себя многих жизненных радостей, лишает себя верного помощника и друга. Думаем даже, что у любящих музыку жизнь интересней, богаче, насыщенней, чем у тех, кто к ней равнодушен...

Несмотря на это, интерес к классической музыке в сегодняшнем мире невысок. Во всяком случае, слушателей рок и поп музыки, значительно больше, чем слушателей музыки Баха, Бетховена или Чайковского. По подсчётам социологов сегодня любит и слушает классическую музыку от 3 до 5 % россиян. Это печально и несправедливо. Особенно печально потому, что именно классическая музыка могла бы стать важнейшим средством нравственного, эмоционального воспитания детей и молодёжи. Ведь язык эмоций — это и есть язык музыки. Изменить положение можно, только в корне перестроив всю систему музыкального воспитания. Чтобы классическая музыка вошла в жизнь каждого ребёнка с раннего детства. Но для этого нужно, чтобы не только учителя, но и родители осознали волшебную силу классической музыки, её огромные возможности в духовном воспитании человека.

Надеемся, что удивительные истории о музыке помогут понять, что сказанное выше не пустые слова. Что музыка, действительно, помогает человеку преодолевать любые преграды, приходит на помощь в трудную минуту, а иногда даже спасает жизнь.

К содержанию

Орфей и Эвридика

"Классическая музыка обладает магической силой, &mdash писал современный британский драматург Уильямс Конгрив. — Она может усмирить дикаря, смягчить камень, согнуть кряжистый дуб". Во всёмогущую, божественную силу музыки верили и древние. Из этой веры у древних греков возник этот миф об Орфее, которого, по одной из версий, считают сыном Аполлона. Аполлон подарил Орфею золотую лиру, играя на которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и даже горы. В одном из древнегреческих мифов читаем: "При игре Орфея птички порхали вокруг него, рыбки выпрыгивали из воды, ветры и море стихали, лев и тигр лежали мирно рядом с овцой".

Он водил за собой слушателей, вызывая радость своим голосом", — писал об Орфее Эсхил в трагедии "Агамемнон". Великий певец и музыкант-герой различных древнегреческих мифов. Так, например, он был участником известного похода аргонавтов за золотым руном (золотой шкурой барана), где совершил множество подвигов.

Особенно широко известен древнегреческий миф об Орфее и его возлюбленной Эвридике, который мы и хотим напомнить читателям. События в мифе развиваются по сказочно-героическому сюжету, пронизанному главной мыслью — пение Орфея, его музыка способны преодолеть все преграды. Прекрасная девушка полюбила Орфея за песни и за чудесный голос и стала его женой. Однажды, когда молодые люди гуляли в лесу, Эвридику ужалила змея. Смерть унесла её в подземное царство. Орфей глубоко переживал потерю любимой. Он решил найти дорогу в подземное царство и вернуть её на землю. Сделать то, что никому из смертных ещё не удавалось. Но не забудем, что никто из смертных не обладал таким чудесным голосом. После долгих странствий, во время которых даже деревья заслушивались пением Орфея и окружали певца, он пришёл к реке Стикс. Орфей попросил перевозчика Харона перевезти его на другую сторону реки. Харон категорически отказался: "Я перевожу только мёртвых". "Вот когда ты умрёшь, — добавил он со своеобразным юмором, — то не волнуйся. Я к твоим услугам". Тогда певец стал петь о любви к Эвридике и о том, как он страдает без неё. Пение Орфея было так прекрасно, что Харон (нелюдимый и всегда мрачный Харон!) заслушался, сжалился над Орфеем и перевёз его в царство мёртвых. В царстве смерти Орфея приводят в тронный зал, где восседают на троне грозный царь Аид и царица Персефона.

— Как ты, живой, осмелился придти сюда? — гневно спрашивает Аид. — Что тебе здесь нужно?

В ответ Орфей поёт песню о том, как он страдает без Эвридики и просит отпустить на землю его любимую. От замечательного пения Орфея не только Персефона заплакала, но и смягчилось сердце Аида. Он надолго замирает в раздумье. Наконец, царь смерти сжалился и разрешил забрать Эвридику домой. Однако Аид ставит перед Орфеем условие: не смотреть на свою жену, пока они не выйдут на землю. Орфей покидает подземное царство. За ним следует Эвридика. Счастье, кажется, так близко. Но в последний момент, перед выходом в светлый мир Орфей не выдержал (помните, как жена Лота, которая превратилась в соляной столб) и оглянулся. Эвридика возвратилась в подземное царство. Теперь уже навсегда. Сказочная традиция о добром конце нарушена, но в мифах такое бывает.

Фигура Орфея, одна из самых значительных в античной истории. Его последователи "орфики" создали учение о музах, в частности, о музыкальной музе Эвтеппе. Учение это, "Орфизм", оказало влияние на отношение к музыке, как к могучей силе, помогающей раскрыть духовные силы человека. Оказало огромное влияние на Гомера, Гераклита, а впоследствии на Пифагора и Аристотеля, который писал: " Не должна ли музыка — помимо того, что она доставляет обычное наслаждение — служить и более высокой цели, а именно, производить своё воздействие на человеческую этику и психику. Что музыка влияет на моральные качества, показывают, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом".

С именем Орфея связаны многие сочинения как античных времён, так и более поздних. Из наиболее значительных отметим оперу "Орфей" К.Монтеверди, оперу "Орфей и Эвридика" В. Глюка, оперетту "Орфей в аду" Оффенбаха, оперу "Орфей" А.Журбина, пьесу "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса.

К содержанию

Гаммельнский дудочник

Благодаря легенде о гаммельнском дудочнике (его ещё называют " гаммельнский крысолов", а также, видимо, за пристрастие к яркой одежде, "пёстрый дудочник", "пёстрый флейтист"), город Гаммельн в Германии — излюбленное место для туристов. Гиду есть, что показать экскурсантам: Дом крысолова, Улицу Молчания, где нельзя играть на музыкальных инструментах, церковь 13 века с табличкой, рассказывающей о произошедших в легенде событиях, мост через реку Везер, по которому дудочник вошёл в город.

Легенда о дудочнике явно отличается от других произведений средневекового фольклора. Отличается не только необычностью сюжета, но и тем, что он практически документально подтверждён. Судите сами. Нам известна точная дата, когда эти удивительные события произошли — 26 июля 1284 года. В день святых Иоанна и Павла. Этот день официально считается началом истории Гаммельна. В ежегодных празднованиях, посвящённых этому события, проводятся костюмированные балы, на которых, как правило, обыгрываются события легенды.

Им историк и монах Йобус Финцелиус во второй половине 17 века посвятил целую главу в книге "Правдивые описания событий необыкновенных". Впрочем, что там главу! Современная американская исследовательница Шейла Хорти посвятила целую жизнь сбору данных, которые подтверждают эти события. Именно она нашла в Хрониках 1384 года запись: " Десять лет назад пропали наши дети".

Думаем, что достаточно заинтриговали читателя, чтобы перейти к изложению самой легенды.

В начале 80-х годов 13 века город Гаммельн подвёргся крысиному нашествию. Крыс было так много, и они были такие большие, что справиться с ними городу оказалось не под силу. Злобные, вечно голодные животные огромными стаями бегали по городу, нападая не только на кошек и собак, но даже на маленьких детей. Это была катастрофа. Жители покидали город. Спасение пришло неожиданно: 26 июня 1284 года весёлый молодой человек в красной шляпе и ярком костюме охотника вошёл в город и направился к зданию магистрата.

— Я могу спасти город и уничтожить крыс, — твёрдо заявил он бургомистру. — Сколько вы заплатите за это?

— Если сможете уничтожить крыс,- воскликнул бургомистр, — то мы дадим вам столько золота, сколько вы сможете унести.

Горожане, присутствовавшие при разговоре, громкими криками подтвердили слова бургомистра.

Тогда молодой человек достал из кармана серебряную флейту (в некоторых вариантах дудку) и заиграл. На необыкновенно красивые звуки стали собираться крысы. Огромные полчища крыс. Флейтист, играя, уходил из города, а крысы шли за ним. Он зашёл в реку и утопил всех, оказавшихся такими музыкальными, грызунов.

Однако, счастливый конец, как и в мифе об Орфее и Эвридике, не наступил. Напротив, дальнейшие события приобретают трагический характер. Когда крысолов-дудочник вернулся за обещанной оплатой, то получил отказ.

— Если каждый будет получать кучу золота за игру на флейте, это будет слишком накладно для города, — заявил бургомистр под одобрительные возгласы всё тех же горожан.

— Но вы же обещали! — возмутился дудочник.

— Да, пообещал сгоряча. Извините, — ответил бургомистр. Выражаясь современным языком, "...чего не скажешь в шутейном разговоре".

Молодой человек ушёл, затаив обиду. Через несколько дней он снова в том же ярком костюме появился в городе. На этот раз, когда "крысолов" достал флейту и заиграл, стали собираться заворожённые его игрой дети. Флейтист уходил из города и дети, 130 мальчиков и девочек, уходили за ним. Больше никто детей не видел. По одной версии, молодой человек увёл их в ущелье горы Коппельберг, по другой, дети перешли горы и обосновались в Трансильвании, сегодняшней Румынии.

О чём эта легенда? О наказании за обман или о волшебной силе музыки? Наверно, и о том, и о другом. Во всяком случае, на протяжении многих столетий трагедия, разыгравшаяся в Гаммельне, привлекает внимание поэтов, писателей, композиторов. Из наиболее известных произведений отметим балладу И.Гёте, стихотворение "Крысолов" Г.Гейне, рассказ под таким же названием А.Грина, "Романс Крысолова" И.Бродского, пьесу американского драматурга "Пёстрый флейтист", концерт для флейты с оркестром Д.Корньяна.

К содержанию

Пифагор лечит музыкой

Перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад в Древнюю Грецию. В город Кротон в южной Италии, где много лет жил и работал великий учёный и философ Пифагор Самосский. Ещё до рождения Пифагора дельфийская предсказательница Пифия заявила, что этот мальчик принесёт людям столько добра и пользы, сколько никто не приносил ранее. Собственно, так оно и вышло. Не случайно Геродот назвал Пифагора "величайшим эллинским мудрецом".

О жизни и учении "величайшего мудреца" мы знаем достаточно подробно из книги его ученика Ямвлиха "О Пифагоровой жизни" и из сочинений Аристотеля из Аристоксена. В рамках истории, которую хотим рассказать, нас особенно интересует пифагорейская теория музыкального воспитания. В чём её суть?

Если очень коротко, то Пифагор считал, что музыка "оказывает большое влияние на ум и тело", может "привести нравы к гармонии" и называл музыкальное воспитание музыкальной медициной. Разработанная великим мыслителем теория легла в основу музыкального (мусического) воспитания детей в школах Древней Греции в V в. до н. э. Точнее говоря, не во всей Греции (Древняя Греция состояла из множества отдельных островов-государств), а в Афинах, и не всех детей, а только детей свободных граждан.

Поразительно, но и сегодня, в 21 веке, нам есть чему поучиться у древних афинян. Чему же именно? Во-первых, в те времена в Афинах все дети без исключения (повторяем, кроме детей рабов) обучались игре на музыкальных инструментах (лире, кифаре и флейте). Во-вторых, все школьники, как мальчики, так и девочки, пели в хоре. И, в-третьих, существовал строгий отбор мелодий и гармоний, которые разрешалось исполнять, так как они облагораживающее воздействуют на душу юного афинянина.

Последователи Пифагора уже тогда знали, что музыка может оказывать на человека не только положительное, но и отрицательное воздействие. Последнее положение, на наш взгляд, актуально и сегодня, учитывая количество бездарной, пошлой, пустой музыки, звучащей сегодня на концертных площадках, по радио и с экранов телевизоров. Если вы обратили внимание, как возрастает уровень агрессивности у молодёжи, которая выходит на улицу после дискотек или после посещения концертов некоторых музыкальных групп, то понимаете, что мы имеем в виду. А теперь обещанная история...

Недалеко от дома Пифагора жила молодая, симпатичная девушка Офона. За ней ухаживал молодой человек по имени Аркол из богатой семьи торговца. Девушка отвечала взаимностью, и всё было бы прекрасно, если бы не болезненная ревность жениха. Он постоянно подозревал Офону в неверности, следил за ней, вступал в драку со всеми мужчинами, которые не то чтобы оказывали девушке какие-то знаки внимания, но просто разговаривали или даже здоровались с ней. Жизнь девушки становилась невыносимой. Отец Офоны пытался не раз поговорить как с молодым человеком, так и его родителями, но ничего не помогало.

В тот день девушка пошла на рынок, а Аркол, как обычно, следил за ней издалека, чтобы уличить в неверности. В лавке, где торговали украшениями, за прилавком стоял молодой мужчина. Девушка долго выбирала бусы, потом примеривала их у зеркала. Продавец не скрывал своего восхищения её красотой, предлагал новые и новые украшения, сам помогал их примеривать. Для ревнивого жениха наблюдать всё это было нестерпимо мучительно. В конце концов, он не выдержал, бросился на продавца, ударил его, разбросал по земле бусы и ожерелья. Прибежала стража, схватила ревнивца и отвела в тюрьму. Только через два дня благодаря вмешательству богатого папы, внёсшего залог, Аркола освободили.

Однако жениха не образумила даже тюрьма. В тот же день он набрал хворосту и с руганью и криками пришёл к дому невесты.

— Ты мерзкая, продажная тварь, — ругался он. — Я убью тебя. Я сожгу твой дом и тебя вместе с ним.

Всё это видел Пифагор. Он пошёл к живущему недалеко знакомому флейтисту, попросил его придти к дому Офоны, где буйствовал жених, и сыграть медленную, спокойную, ритмичную мелодию. Флейтист пришёл, стал играть, и случилось чудо. Буйный ревнивец успокоился, собрал уже разбросанный вокруг дома хворост и ушёл.

Очевидцы приводят и другие примеры, когда Пифагор правильно подобранными мелодиями лечил гнев, ярость, умерял необузданные желания.

К содержанию

"Нам песня строить и жить помогает"

Дети — музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и обожают петь. Особенно те, у колыбели которых пели мама или папа. Иногда мальчики или девочки разыгрывают целый спектакль (такую игру надо всячески поощрять), держа в руке микрофон или какой-нибудь предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся. Именно ручеёк песни может привести вашего малыша к хорошей музыке. Как серьёзной, так и лёгкой.

Поэтому слова Лебедева-Кумача из песни "Широка страна моя родная" И. Дунаевского, вынесенные в заголовок, мы приводим без какого бы то ни было иронического подтекста. Многим людям песня доставляет радость, поднимает настроение, действительно, "жить помогает". Почти у каждого из нас есть своя любимая песня.

В 16 веке у казачьего атамана и завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича это была русская народная песня "Чёрный ворон". У отца одного из авторов, прошедшего войну, "Тёмная ночь" Н.Богословского. Огромной воодушевляющей силой обладала песня А.Александрова "Вставай с страна огромная". Песня, которая уже 25 июня, через три дня после начала войны, была исполнена Ансамблем Красной армии Александрова на Белорусском вокзале для солдат, отправляющихся на фронт. Список можно продолжать и продолжать. История, которую хотим рассказать, это история о совершенно необыкновенной песне. Песне, которая стала для целой страны историей, гимном, символом свободы и равенства...

Редко, когда можно точно установить, когда было создано то или иное музыкальное произведение. Особенно песня. Особенно, если речь идёт о песне, написанной более чем 200 лет назад. Но на этот раз нам повезло. Сохранилась запись в дневнике офицера Марсельского батальона французской армии, музыканта и поэта Руже де Лиля: "Сегодня вечером написал песню. Назвал её "Марш Рейнской армии". И проставлена дата — 24 апреля 1792 года. Поразительно, но песня, видимо, так понравилась, что уже 30 апреля батальон входил в Париж с пением этого марша.

8 октября 1792 года был одним из самых важных дней Великой Французской революции. С утра 20 тысяч повстанцев, вооружённых дубинами, самодельными пиками, топорами собирались к воротам Тюильрийского дворца, где жил под охраной вооружённых до зубов швейцарцев, последний монарх из рода Бурбонов Людовик ХVI. В час дня повстанцы кинулись на штурм дворца. Швейцарцы ответили пушечным и оружейным огнём. Силы были неравные. Площадь около дворцы была покрыта трупами. Казалось, взять дворец, практически, невооружённым повстанцам невозможно. И вдруг кто-то запел "Марсельезу". Её подхватили тысячи людей. Песня подняла нападавших в новую атаку, которую остановить уже было невозможно. Дворец монарха был взят. На другой день один из революционных генералов послал с гонцом в Конвент (французский парламент) всего несколько слов: "Пришлите подкрепление в 10 тысяч солдат или 1000 экземпляров "Марсельезы".

Позже полюбившуюся песню переименовали в "Гимн марсельцев", а, ещё позже в "Марсельезу". Прошёл ровно год и девять месяцев. 24 ноября 1792 года, когда на заседании революционного Конвента один их депутатов встал и запел "Марсельезу". Вслед за ним весь встал в единодушном порыве и подхватил песню. С того дня "Марсельеза" стала гимном Франции.