Пожалуй, ничто так сильно не сказывается на интерьере, как страсть к собирательству. Бывает, заказчика (чаще, конечно, заказчицу) привлекает процесс коллекционирования интерьеров как таковых — и тогда он становится сам себе дизайнером, без конца экспериментируя с отделочными материалами и вариантами расстановки мебели. Но гораздо чаще в моей практике встречаются люди, которые приглашают профессионала для того, чтобы тот помог разместить на фоне существующей обстановки дорогое их сердцу собрание.

Чего только не коллекционируют наши соотечественники! Фарфоровую посуду, бронзовые статуэтки, керамические фигурки животных или клоунов, венецианские маски, оловянных солдатиков, резные шкатулки... Перечислять можно еще очень долго, но когда речь заходит о способах размещения коллекции в интерьере, дизайнеру становится уже не так важно, что именно страстно собирает его заказчик. Главное — выяснить общие параметры предметов, которые предстоит экспонировать в домашнем пространстве: габариты (крошечные, средние или крупные), фактуру (нежный фарфор нуждается в одном освещении, а бронза — совсем в другом), степень пылебоязни. Последний фактор особенно важен, ведь от него зависит, будет ли собрание размещено на открытых стеллажах или закрытых.

В том, что для экспонирования будут предложены именно стеллажи, можете даже не сомневаться. Нет, конечно, можно распихать любимые фигурки слоников по сервантам, подоконникам и столикам, но тогда они будут восприниматься исключительно как "визуальный" мусор, а не нечто достойное внимания и восхищения гостей. Есть и другой вариант размещения коллекции — ниши со специальной подсветкой. Но сколько ниш можно сделать в одной комнате (при условии, что мы имеем дело не с несущей стеной, которую можно деформировать)? Ну три, ну четыре "выемки" на разной высоте, но ни в коем случае не больше, иначе ваша комната будет напоминать крепостную стену с бойницами.

В общем, более универсальной системы хранения и экспонирования предметов, чем стеллажи, человечество еще не придумало. А как же витрины, скажете вы, вспомнив о школьном посещении Третьяковской галереи. Согласна, отличный способ продемонстрировать все лучшее, при условии что ваша квартира позволяет установить подобные громоздкие остекленные конструкции, а бюджет предусматривает затраты на их продуманное освещение и поддержание под стеклом специального микроклимата.

Компромисс между настоящей музейной витриной и банальным стеллажом — застекленный шкаф, предназначенный специально для хранения дорогих сердцу вещиц. Такие домашние витрины могут быть разными по форме и дизайну: квадратными, прямоугольными, овальными, круглыми, вогнуто-выпуклыми, угловыми. Тут уж все зависит от вашей фантазии и характера вашего интерьера. Как правило, заказчики все же приобретают шкафы, спланированные по принципу максимальной рациональности, и располагают их вдоль стен (кстати, подальше от прямых солнечных лучей, губительных для большинства хрупких экспонатов). Впрочем, есть и навесные "витринки", и передвижные модели на колесиках, даже такие, которые монтируются под прозрачной столешницей журнального столика. В последнем случае ящик-витрина поделен с помощью перегородок на равные квадраты, в которые можно помещать оригинальные аксессуары (в том числе привезенные из недавнего отпуска морские ракушки, кораллы, засушенные цветы) и разглядывать их, беседуя за чашкой чая.

Говоря о витринах, нельзя не сказать и о подсветке. Даже если полки вашего шкафа стеклянные, экспонатам, расставленным на них, скорее всего, не будет хватать света, а значит, без искусственного освещения не обойтись. Кстати, лучше пользоваться маломощными галогенными лампами и светодиодами: расходуют они мало, практически не нагреваются и не вредят даже самым хрупким экспонатам. Такими лампочками, например, можно подсвечивать даже коллекции насекомых или гербарии. Вообще же подсветка позволяет расставить акценты, подчеркнуть рельефность и объем наиболее важных для вас экспонатов, создать внутри витрины и вокруг нее особую атмосферу.

Вот только несколько секретов господ оформителей. Если полки прозрачные и на них расположены предметы из стекла или хрусталя, можно эффектно подсветить их снизу, чтобы подчеркнуть структуру стекла и его чистоту. Расписную фарфоровую посуду лучше подсветить сверху или с боков: так рисунок будет легче "прочитываться" сторонними зрителями. А на особо ценную вещицу лучше направить точечный свет, чтобы она, как фокусник на арене цирка, была всегда в центре внимания. Если же вам достаточно в витрине загадочного рассеянного света, приобретенные лампочки нужно расположить по периметру.

Свои неоспоримые преимущества — у открытых стеллажей. Во-первых, эти конструкции позволяют рассортировать по тематике огромное количество экспонатов и в любой момент точно знать, на какой полке что хранится. Во-вторых, стеллаж может расположиться практически где угодно: под лестницей, под окном, в углу, вокруг входной или межкомнатной двери и, конечно, вдоль любой из стен. Кроме функции собственно системы хранения вещей стеллаж может зонировать пространство. В этом случае достаточно установить его не вдоль стены, а поперек помещения. Коллекционерам важно помнить одно: в открытых стеллажах экспонаты лучше размещать подальше от края полки, иначе досадных утрат можно не избежать.

Ну, и напоследок несколько простых правил экспонирования сокровищ в домашних условиях. Коллекция выигрышнее смотрится на каком-либо фоне, а не на просвет. Но фон, в свою очередь, должен быть контрастным, а ни в коем случае не пестрым, иначе он "уведет" взор от самих артефактов.

Раритеты особо мелких размеров лучше располагать на верхних, открытых взгляду полках, а крупные — на нижних. Самым любимым экспонатам стоит отвести наиболее выигрышные места — на уровне глаз и чуть выше, на высоте вытянутой руки. Впрочем, здесь все зависит от того, как вам больше нравится любоваться своей коллекцией: прогуливаясь вдоль полок или сидя в кресле и потягивая вино.

Яна Таис
Статья предоставлена журналом "Собственник"
Собственник