Содержание:

Современному человеку автомобиль нужен как воздух и даже больше, ведь из любви к "железным коням" мы давно уже променяли его на смог. Хотя еще в древние времена были популярны "аэрарии" - открытые площадки, где собирались люди, желающие насладиться, оздоровиться под воздействием свежей атмосферы. Ведь еще в античности понимали, что воздух вне всяких зданий несравненно лучше влияет на человека, чем его "собрат" внутри помещений.

Однако даже "спертый" воздух в четырех стенах покажется свежей струей по сравнению с тем, чем вы дышите в автомобиле: вредные химические соединения, пыль… Здесь есть все, кроме чистого воздуха.

К содержанию

Запа-ШОК

Исследования ученых Университета Южной Калифорнии показали, что грязный воздух особенно угрожает людям, передвигающимся в автомобиле. Например, каждый житель Лос-Анджелеса, владеющий автомобилем, ежедневно проводит за рулем около полутора часов. За это время он успевает вдохнуть 33-45% допустимой суточной "нормы" опасных субстанций, получаемых в процессе дыхания. Авторы исследования утверждают, что если человек не курит и ведет здоровый образ жизни, то именно пребывание в дороге и является самым опасным для здоровья периодом времени. Заметим, что московских пробках дорога на работу и обратно занимает порой значительно больше времени.

"Ну, и глупые эти американцы", подумает кто-то. Ведь чтобы избавиться от "запаха улиц" достаточно поплотнее закрыть окна и….задохнуться окончательно! Особенно в том случае, если у вас новый автомобиль. По словам экспертов из американской организации "Экологический центр", знаменитый "аромат новой машины" содержит в себе массу вредных веществ. В некоторых моделях воздух в салоне насыщен парами клея, красок, винила, пластика. Они способны вызывать головокружения, тошноту, слабость и реакции.

Например, обивку сидений и салона обычно пропитывают замедлителями горения, тоже испаряющимися в воздух. В их состав у производителей из США также входят полибромированные дифенилэфиры, причем в европейских странах некоторые из них запрещены к использованию. Недаром содержание этих веществ в материнском молоке европеек в 10-100 раз ниже, чем в молоке американок. Но даже если всем "новоделам" вы предпочитаете ретро-модели, всё равно внутри вас ждет пыль, бактерии, тополиный пух и много чего еще, что способно не только испортить воздух, но и разрушить здоровье.

"Нос-драйв"

Однако все названные средства могут оказаться неэффективными, если основной источник "ароматов" - салон вашего автомобиля. Подавляющее большинство производителей авто не указывают полный состав материалов и красок, поэтому "сюрпризов" бывает много: фенол в отделке и наполнителе сидений, ароматические углеводороды, ксилол и толуол от лакокрасочных материалов, ароматические соединения от искусственной кожи салона, альдегиды, амины, ацетон, хлориды от синтетических тканей.

Чтобы не задохнуться во всем этом разнообразии, "держите нос востро" еще на стадии покупки: желательно посидеть в закрытой машине с включенным и выключенным двигателем, потом проветрить салон и заметить время накопления запаха. Если всего через 15-20 минут после проветривания он опять станет сильным, то, скорее всего, материалы отделки не самые лучшие.

И хотя продавцы автомобилей еще не проводят такие "нос-драйвы", фактор чистого воздуха учитывается при производстве машин всё чаще. Так новый Volvo S80 стал первым автомобилем, отвечающим высоким стандартам Шведской Ассоциации по проблемам астмы и аллергических заболеваний. "В этой организации приняты определенные стандарты, предусматривающие низкое содержание формальдегидов, мелких частиц, компонентов, которые вызывают различные виды раздражения, летучих углеводородов и запахов", - объясняет Андерс Лофвендаль, менеджер по проекту Volvo Cars и специалист по отделке салона автомобиля.

Технология, которая обеспечивает чистый воздух в автомобиле и повышает уровень комфорта в дороге, называется "Комплексная система поддержания чистого воздуха в салоне". Система поддержания хорошей атмосферы в салоне запускается в тот момент, когда водитель при помощи пульта дистанционного управления открывает дверной замок автомобиля. Благодаря новейшей системе вентиляции, из салона автомобиля быстро удаляются любые запахи и испарения. Мощность вентиляции снижается по мере очищения воздуха.

Фильтрующий элемент состоит из активированного угля, который задерживает мелкие частицы, например, пыльцу. Активный угольный фильтр впитывает газы и неприятные запахи. Датчик в свою очередь фиксирует наличие различных веществ в воздухе, включая окислы азота, угарный газ и углеводороды. Если содержание вредных веществ оказывается значительным, система закрывает доступ воздуха извне до тех пор, пока концентрация вредных веществ не снизится.

К содержанию

Не чихайте на ДТП

Так крошечные частицы загрязнений в воздухе, меньше 0,1 толщины человеческого волоса, могут вызвать свертывание крови и образование тромбов. К такому выводу пришли, вы угадали, тоже американские исследователи. Это объясняет, почему загрязнение воздуха приводит к увеличению числа сердечных приступов у населения. Доктор Гохан Матлу из Северо-Западного университета в Чикаго, изучающий действие загрязненного воздуха на мышей, говорит: "Теперь мы наверняка знаем, что воспалительные процессы в легких, вызванные воздушными загрязнителями, приводят сердечно-сосудистым заболеваниям, чреватым летальным исходом".

Матлу изучал действие дизельных выхлопов на мышей еще 2 года назад и обнаружил, что сначала загрязнение воздуха уменьшало у мышей кровотечения, а после некоторого превышения концентрации наблюдался сердечный коллапс. "У мышей формировались комки загустевшей крови", - говорит ученый.

Опыты, поставленные на мышах, нашли подтверждение и в ходе экспериментов над… полицейскими! Роберт Делвин из американского Агентства по защите окружающей среды и его коллеги следили за "копами", патрулировавшими дорогу вечером. В течение четырех дней исследователи измеряли уровень загрязнения в их машинах, а затем на следующее утро проверяли состояние их сердца.

Ученые выяснили, что крошечные углеродные частицы, содержащиеся в автомобильных выхлопах и проникающие внутрь автомобиля, могут вмешиваться в работу сердца водителя. Чем большее количество этих частиц получил полицейский за свою девятичасовую вахту, тем чаще у него возникала аритмия и повышался уровень тромбоцитов.

Возможно, кто-то и считает работу полицейского или таксиста "непыльной", но на самом деле у них, как и в жизни любого автовладельца, чего-чего, а пыли точно хватает! На первый взгляд, эти невидимые частицы менее опасны, чем выхлопные газы, однако в реальности организм ежедневно "заглатывает" огромное количество пыли. За сутки человек вдыхает до 12 тысяч литров воздуха, в одном литре которого содержится до 500 тысяч пылинок. Однако природой предусмотрена и работа по его очистки. Волнообразные движения ресничек, которыми покрыты все дыхательные пути, выводят наружу микрочастицы. В этом им помогает кашель и отхаркивание, но в случае сильного запыления этого бывает недостаточно. Пылинки размером более 5 микрон, оседают в легких и нарушают обогащение крови кислородом, что отражается на любой деятельности.

В группе особого риска - водители машин и их пассажиры. Группа ученых из Имперского колледжа в Лондоне исследовала пять способов перемещения по городу: пешком, на велосипеде, на машине, на автобусе и на такси. В каждом случае была замерена концентрация вредных микрочастиц в воздухе, окружающем человека.

Оказалось, что во время езды на такси концентрация наночастиц на кубический сантиметр воздуха вокруг пассажира превышает 100 000. Во время поездки на автобусе их число чуть меньше 100 000. До 80 000 частиц окружает водителя машины, до 50 000 - велосипедиста. Наконец, самый лучший результат показала простая пешая прогулка - в каждом кубическом сантиметре воздуха, который вдыхает пешеход, микрочастиц не более 40 000. "Машины такси в общей сложности проводят на дорогах гораздо больше времени, чем личный транспорт, а значит, в них успевает сконцентрироваться больше вредной пыли", - прокомментировал этот результат руководитель группы исследователей, Сурбжит Каур (Surbjit Kaur).

Еще один интересный момент: "нечистый" воздух может не только разрушить организм, но и привезти к ДТП. К такому выводу пришли испанские ученые, которые обследовали эффект сезонных аллергий на поведение человека за рулем. По данным их исследования, два процента аварий непосредственно связаны с аллергией водителя. Каждый чих отвлекает внимание водителя на 2-3 секунды: при скорости 120 км/ч автомобиль за это время бесконтрольно проезжает 100 метров.

Мусор, прочь с дороги!

Чтобы удалить пыль из салона автомобиля, надо полдня ползать по грязному полу, залезать во всякие щели тряпками да щетками. Пылесосом эта работа делается за 10 минут без всяких контактов с пылью и грязью. Но принести его - тоже работа.

Маленькую революцию в этом деле совершил Инграм Корн из США. Под капотом машины он разместил свое изобретение - пылесос с приводом от аккумулятора бортовой сети. Воздух с пылью и мелким мусором, взвешенным в нем, засасывается соплами, укрепленными в разных местах салона. По трубам, проложенным под полом кабины и в других укромных местах, он поступает в пылесборник.

Уборка ускоряется, облегчается и делается тщательнее, чем обычно. Система проста только в использовании. Ведь разместить сопла и трубопроводы так, чтобы собрать всю пыль - трудная задача. Но вполне решаемая. Коммерческий успех этому оборудованию обеспечен постоянной готовностью - нажал кнопку, система заработала. Иногда только надо вытряхнуть собранный мусор.

К содержанию

Воздушная тревога

Всем, кому не начихать на свой собственное здоровье, следует принять целый ряд мер. Например, аллергикам особенно стоит избегать образования пыли внутри салона автомобиля. Для этого следует устанавливать специальные фильтры, а также чаще чистить салон. Вообще профессиональная химчистка должна производиться в любом автомобиле в идеале 2 раза в год. В этом случае обрабатывается буквально все элементы, начиная с внутренних отсеков багажника, потолочного и коврового покрытия, дверных обшивок и панели приборов.

Начав борьбу с грязью и пылью, необходимо выбирать только качественные средства для ухода за автомобилем. Например, в стеклоомывающей жидкости низкого качества может присутствовать метанол. Испаряясь, он вызывает раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли и даже судороги.

Поэтому необходимо проверять состав на этикетке и избегать метанолсодержащих жидкостей. Лучше использовать средства на основе этанола, они менее токсичны. Также жидкости на основе изопропанола часто имеют сильную отдушку для перебивания ацетонового запаха вещества.

К числу обязательных процедур нужно отнести и периодическую очистку кондиционера. Иначе накопившиеся в нем вещества станут причиной не только не самых приятных запахов, но и не самых легких болезней.

Достаточно эффективным является использование в салоне и автомобильных озонаторов. Малогабаритные механизмы работает от прикуривателя автомобиля, включают их на 10-20 минут 1-3 раза в день. Они уничтожают вирусы, бактерии и микроорганизмы, препятствует их распространению. Также озонаторы освежают воздух: увеличивают количество кислорода, снимают усталость, повышают внимание.

Для борьбы с уличными "газами" наиболее эффективно использовать специальные фильтры. Например, отечественное предприятие ОАО "Сигма" разработало экосистему ЭСОВ с 4-мя блоками очистки воздуха (фильтрация, химическое поглощение, адсорбция, каталитическое окисление). ЭСОВ обеспечивает эффективную очистку воздуха внутри автомобилей от твердых частиц (сажи, пыли) и газообразных токсичных веществ (ТВ): СО, МОх, СН (в т.ч. акролеина, формальдегида).

Вадим Владимиров
Статья предоставлена журналом о здоровом отношении к работе "8 часов"
8 часов