Зачем я стала водить свою дочку в музеи? Возможно, мой ответ будет совершенно неправильным и дилетантским с точки зрения педагогики, но сделала я это для того, чтобы моя дочь... получала удовольствие. Я сама очень люблю исторические и мемориальные, художественные музеи, музеи-усадьбы. Конечно, посещение музеев развивает, позволяет получать какие-то новые знания. Но для меня такие походы - прежде всего радость. Так почему же не поделиться этой радостью со своим ребенком? Я хочу рассказать здесь лишь о некоторых музеях, бывать в которых мы так любим. Другие, например, Дарвиновский музей, и так хорошо известны. Во многие замечательные московские музеи мы пока "не дошли" (просто времени не хватило). Поэтому обзор мой будет не полным и субъективным.

Начну с "гигантов". Наше знакомство с Третьяковской галереей началось с репродукций в альбомах по искусству. У двухлетней Полины это называлось - "смотреть красивые картины". Я не стремилась к тому, чтобы дочка заучивала названия полотен и фамилии их авторов, мне хотелось другого - чтобы она их полюбила, признала "своими". Когда через некоторое время мы впервые вошли в залы Третьяковки, Полина не чувствовала себя "чужой", радостно узнавала в оригиналах полюбившиеся "красивые картины". Дальнейшему процессу знакомства с живописью прекрасно способствуют многочисленные игры, продающиеся в Третьяковке. Особенно нам нравится арт-лото "Шедевры Третьяковской галереи (на само деле вовсе не лото, а игра типа "Memory"). В залы галереи мы наведываемся ежегодно, а начиная с прошлого года, когда Полинке исполнилось 5 лет, мы стали еще и посещать лекции абонементных циклов, которые проводятся для детей различных возрастов в лекционном зале. На этих лекциях много интересного и нового узнает не только Полина, но и я.

А вот дорога в Музей изобразительных искусств им.Пушкина у нас начиналась с древнегреческих мифов. Сначала мы читали их дома, а потом захватили с собой в музей и использовали как справочник (в самом деле, пойди упомни всех этих многочисленных богов и нимф!). В первое посещение музея (Полине не было тогда и трех лет) греками мы и ограничились. А потом мы каждый раз открывали для себя что-то новое: то египетские мумии (и человека, и кошки), то западноевропейскую живопись, то иконы. Увлечение древней Грецией стало для Полины "долгоиграющим", в пятилетнем возрасте она заставила меня полностью прочитать ей книгу Куна (неадаптированную для детей, а предназначенную для учителей истории), и до сих пор задает мне вопросы типа: "Мамочка, что-то я подзабыла, что там случилось с Андромахой во время падения Трои?" Я судорожно пытаюсь вспомнить, кто такая Андромаха и чем существенным она отличается от Андромеды, а потом советую дочери перечитать "Мифы и легенды".

В Государственный исторический музей мы обычно ходим тогда, когда там проводятся интересные для детей выставки. В прошлом году это была выставка немецкой и русской игрушки (причем дети в эти игрушки могли играть), в этом - "Мир детства российских императоров". Сначала осматриваем выставки, а затем переходим к основной экспозиции. Очень понравилась Полине и мне приобретенная в музее книга "Реликвии российской истории", в которой не только представлены фотографии экспонатов музея, но и даны небольшие рассказы о них.

Не знаю, правильно ли это, но знакомство и с госпожой Историей, и с изобразительным искусством у нас проходит через личности, причем отношение к последним у Полины часто формируется своеобразное. Например, Елизавету, дочь Петра, Полина осуждает за то, что она свергла царя Иоанна Антоновича, обидев тем самым маленького ребенка.

При посещении музеев, особенно таких больших, как Третьяковка, Музей им.Пушкина и Исторический, я никогда не стремлюсь "объять необъятное", как не стремлюсь и "наукообразить" это мероприятие. Я не искусствовед, и потому не умею долго рассказывать о цвете, о мазках, о технике живописи. Я и не буду этого делать. Я расскажу трагическую легенду о княжне Таракановой, мы вместе пофантазируем, придумывая судьбу невестам из "Неравного брака" и "Сватовства майора", вспомним сказку о "Трех царевнах подземного царства". Мы будем говорить не только о древнегреческих мифах, но и о библейских сюжетах, представим себя героями далеких времен, владельцами этих предметов, которые уже больше не покажутся нам мертвыми музейными экспонатами...

Проще всего ненаучный метод "вживания в историю" осуществить в музеях-усадьбах или в таких музейных комплексах, как Коломенское. Сюда лучше всего приезжать в хорошую погоду на целый день, для пущей романтики захватив с собой рюкзаки с "походной пищей". Несколько раз таким образом мы "путешествовали" в подмосковное Архангельское. Конечно, очень печально, что главный дворец графов Юсуповых до сих пор закрыт для посещения и, судя по внешнему виду, находится в удручающем состоянии. Ну что ж, это тоже - история, правда, новейшая. А вот парк и многие другие здания ансамбля вполне позволяют при минимальном воображении представить себе всю роскошь этого чудного места в лучшие времена. Здесь можно провести целый день, любуясь статуями и беседками, спускаясь к заросшей кувшинками реке, вспоминая бывавшего в Архангельском А.С.Пушкина.

Прошлой осенью настоящим праздником для нас стало и посещение Коломенского. Домик Петра, палаты, музей пасечника и ... настоящая пасека, где даже я, не говоря уже о Польке, была впервые. Обряженные в почти космические костюмы мы долго беседовали под аккомпанемент пчелиного жужжания с настоящим пасечником, который для нас двоих прочитал целую лекцию, показал не только простые ульи, но и специальный, демонстрационный - стеклянный, да еще и угостил яблоками. И все это - чуть ли не бесплатно. А какие замечательные праздники проводятся в Коломенском!

Одним из самых насыщенных впечатлениями дней Полининой жизни был тот, когда мы отправились в г.Сергиев Посад. Троицко-Сергиевская Лавра, прекрасные старинные соборы, источник со святой водой. Потом - расположенный здесь же, совсем недалеко от Лавры Музей игрушки. Одно обидно - еще лет десять назад многие экспонаты можно было посмотреть в действии, послушать игру музыкальных шкатулок, полюбоваться движениями механических кукол. Сейчас игрушки для посетителей не включают, поэтому приходится постоянно прибегать к воображению, чтобы представить их "во всей красе". Мы покинули г.Сергиев Посад, но наше путешествие на этом не кончилось. Нас ждало Абрамцево, имение Мамонтовых, место, связанное с именами многих известных художников начала 20 века. Здесь мало посетителей (во всяком случае ранней весной), никто не мешает любоваться избушкой на курьих ножках, чудо-скамьей, созданной Врубелем, бродить по старинному парку и дому. Мы видели комнату, где Серов рисовал Верушку Мамонтову, ту самую "Девочку с персиком", которую полюбили еще на "красивых картинах"...

Впрочем, давно пора вернуться в Москву. Музеи бывают разные: огромные и совсем небольшие, но от этого не менее интересные. Стоит, например, на Тверском бульваре в Москве маленький особнячок с окном-фонариком. Это - дом-музей замечательной артистки Ермоловой. Мы с дочкой очень любим приходить в этот дом, потому что в этом доме любят детей. Здесь постоянно проходят кукольные спектакли для детей. Здесь каждый год проводятся новогодние представления с настоящим Дедом Морозом и подарками. Мы приходим на спектакли и праздники, но при этом обязательно бродим по залам музея. Полина вместе с другими детишками любуется танцем галантных кавалеров и прекрасных дам - "жителей" музыкальной шкатулки, с интересом изучает панораму старинной Москвы, восхищается доспехами Жанны Д'Арк (сценический костюм Ермоловой). Когда ходишь по почти всегда пустым залам этого музея, то легко представить себе, какой была жизнь в особняке. Кстати, именно так "Жизнь в особняке", называется проводимая здесь экскурсия для детей. Как жалко, что на самых замечательных спектаклях, и на таких теплых, "домашних" елках здесь бывает очень мало детей. Видимо, сказывается отсутствие рекламы, потому что те, кто сюда попадает, становятся верными и постоянными друзьями этого Дома.

Новогодние праздники для детей проводятся и в волшебном тереме-теремке - Доме-музее Васнецова, что находится в одноименном переулке недалеко от проспекта Мира. Здесь каждая комната полна "интересностями": картинами, необычными предметами старины (чего стоит настоящая кольчуга). Но это - дом художника, поэтому самое интересное находится в его мастерской. Вы забираетесь на самый "чердак" и попадаете в огромную светлую комнату, увешанную огромными картинами. Здесь можно сидеть долго, рассматривая героев русских сказок и былин, наслаждаясь покоем и тишиной...

Есть в Москве место, где "встретились" три совершенно различных писателя земли русской. Знаете церковь у Никитских ворот, в которой венчались Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова? С недавних пор у этой церкви поставлен памятник-фонтан. А совсем рядом, в красивом особняке стиля "модерн", - Дом-музей Максима Горького (кстати, в него до сих пор вход - бесплатный). А во флигеле этого дома расположен дом-музей Алексея Толстого. Когда мы с Полиной не только прочитали написанные этим писателем "Приключения Буратино", но и доросли до "Детства Никиты", мы в этот дом пришли. И не пожалели об этом, потому что он полон интересных и старинных вещей, многие из которых описаны в "Детстве Никиты".

Но, конечно, первый из мемориальных музеев, куда можно и нужно повести ребенка (причем практически любого сознательного возраста) - это дом-музей Корнея Ивановича Чуковского в подмосковном Переделкине. Как здесь здорово летом! Первое, что видят дети, попадая на территорию музея - настоящее Чудо-дерево (помните, "Не цветочки на нем, не листочки на нем, а чулки да башмаки...") А потом мы вошли в сам дом, где замечательный экскурсовод Наталья Васильевна провела для нас (5 детей и 4 взрослых) совершенно восхитительную экскурсию. Дети (в возрасте от 3 до 10 лет) с восторгом искали в изданной в послереволюционные годы книжке ответы на вопросы-загадки Натальи Васильевны, брали в руки экспонаты-подарки Чуковскому со всего мира, пускали с лестницы "живую" спираль, общались с Крокодилом и другими героями стихов хозяина дома. После сорокаминутной экскурсии дети во главе с Крокодилом отправились смотреть мультфильмы по сказкам Чуковского, а мы, взрослые, продолжали слушать рассказ Натальи Васильевны, но уже не о Чуковском-сказочнике, а о Чуковском-литературоведе, переводчике, знатоке и любителе литературы. Он похоронен здесь же, в Переделкине, на старом кладбище, неподалеку от Бориса Пастернака.

А теперь хочу рассказать о музее, с которого вообще-то следовало начинать. Когда моей дочке исполнилось четыре года, она стала... академиком. Да, да, членом дошкольной академии "Муравейные братья", которая уже много лет существует в старинном особняке на Пречистенке, в музее Льва Николаевича Толстого. Два года по субботам мы спешили в этот дом на занятия. Мы учили французский язык и этикет, играли русские народные сказки, путешествовали в русскую старину. Трудно объяснить коротко, чему учили детей на этих занятиях. Любить искусство, любить свою Родину, любить окружающих? Да, всему этому, но и еще много другому. А еще здесь проводят праздники: новогодний карнавал, феерическую масленицу, теплое и таинственное Рождество, веселое Крещение с гаданиями и ряжеными. Маленьких академиков выводят на экскурсии в дом-музей Л.Н.Толстого в Хамовниках (сейчас, к сожалению закрыт на ремонт), в уже упоминаемый мною музей Алексея Толстого и т.д.

С группой "академиков" мы были на экскурсиях в музее музыкальной культуры им.Глинки и во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. В музее им.Глинки даже без экскурсии интересно походить. Думаю, большинство далеких от музыки людей даже не предполагает, какое количество различных музыкальных инструментов существует на свете, и как они красивы! А в музее декоративно-прикладного искусства (он находится на Делегатской улице) ведется большая работа с детьми: здесь по воскресеньям в детском центре проводятся занятия, где дети за очень небольшую плату в игровой форме знакомятся с русскими традициями и народными ремеслами. В этом музее часто проводятся интересные для детей выставки, такие, например, как выставка японской игрушки, выставка японских воздушных шаров и волчков, выставка новогодних игрушек, выставка русской игрушки "Забавушки" и т.д.

Умеют увлечь детей и в Биологическом музее им.Тимирязева. Здесь по субботам (в какие именно дни и в какое время, нужно узнавать заранее по телефону) действует "Комната открытий" и работает "Семейный лабиринт". Вашему непоседе все в музее нужно потрогать, влезть в панцирь черепахи и подергать акулу за зубы? Тогда вам прямая дорога в комнату открытий. Хотите пройтись по залам, выполняя интересные задания, разгадывая кроссворды и загадки и получить за это приз? Вас ждет "Семейный лабиринт".

Начинала я рассказ с больших музеев, а закончу - совсем маленьким. На улице Малой Дмитровке (бывшая ул. Чехова), почти на против "Ленкома", есть Музей уникальных кукол. Девочек туда легче завести, чем вывести, а всех, кто любит сказку "Три толстяка" и одноименный фильм (с Алексеем Баталовым в главной роли) здесь ждет приятная встреча с куклой наследника Тутти.

Боюсь, мой рассказ о наших любимых музеях получился слишком длинным. Напоследок замечу, что путь в любой музей должен все-таки начинаться с подготовки. А для знакомства с музеем хороши любые методы, кроме скучных.

Татьяна Попова, popova@reforma.co.ru, экономист.