Повышение уровня рождаемости в стране, о котором с гордостью говорят государственные служащие, это, безусловно, хорошо. То, чего так долго добивались в нашей стране — выправление демографической ситуации, наконец-то воплощается в жизнь. Однако, с какой стороны ни посмотри, как оказалось, государство наше оказалось не готово к подобным событиям. Иными словами, за что боролись, на то и напоролись.

Количество родителей и их детей, которые остались без путевок в детские сады, а значит без дошкольного, обращаю ваше внимание, общедоступного, образования. В сложившейся ситуации, рынок услуг отреагировал незамедлительно. Спрос рождает предложение. Частные и домашние сады сегодня не редкость. Кто-то из родителей не доволен государственной образовательной программой, оснащением помещений, условиям пребывания и отношением к ребенку в муниципальных и государственных образовательных учреждениях и видит выход для себя только в устройстве своего чада в частный либо домашний детский сад. А для кого-то это просто выход в сложной жизненной ситуации, когда ребенку исполняется 3 года, маме надо выходить на работу, а оставить подрастающее поколение на время рабочего дня не с кем.

И так как такое явление, как домашний детский сад, набирает обороты, то, безусловно, есть необходимость в его анализе и разборе. Что и попробую сделать в данной статье.

Итак...

1.Чтобы начать любую деятельность в нашей стране необходимо пройти процедуру государственной регистрации.

Дело в том, что согласно действующему законодательству нет такого вида детского сада — "домашний". Перечень видов дошкольных образовательных учреждений является исчерпывающим и приведен в пункте 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении:

"К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

  • детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
  • детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
  • детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
  • детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
  • детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
  • центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Таким образом, очевидно, что под вывеской "Домашний детский сад" на базе обычной квартиры работать в рамках закона невозможно.

Конечно, как и везде, существует возможность найти лазейку, чтобы все-таки действовать легально. Можно не называться детским садом, и вообще образовательным учреждением. Закон РФ "Об образовании" содержит понятие индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, под смысл которой можно подвести и деятельность домашнего детского сада. Развивающая, воспитательная деятельность, организация досуга не требуют лицензирования. Кроме того, кружки, секции или студии при образовательных учреждениях также могут работать без лицензии. Здесь главное удачно выбрать название из списка в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ...

Минусы данной лазейки для организаторов детского сада заключаются в том, что это всё-таки лазейка. И в случае привлечения внимания к вашей организации контролирующих органов, укрыться не удастся. По сути, индивидуальная педагогическая деятельность заключается в разовой преподавательской деятельности, будь то лекция, семинар, стажировка или что-то в этом роде. Как мы понимаем, ежедневное круглогодичное воспитание нескольких дошкольников в эти рамки не вписывается. А соответственно велика вероятность того, что в ваших действиях могут усмотреть незаконную предпринимательскую деятельность. Последствия такого вердикта неутешительны.

Минусы для родителей детей, посещающих данное учреждение заключаются в том, что при такого рода деятельности ни о какой ответственности за жизнь и здоровье вашего ребенка речи не идет. Как вы понимаете, документально, ваш ребенок прослушивает лекцию или семинар в это время. Питание, сон, игрушки и прочее, и прочее не имеют места при данной деятельности. А соответственно и ответственность организатор в данном случае не несет.

2. Порядок организации и деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется Постановлением Правительства РФ от 1209.2008 г. № 666 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении". В частности указанное Постановление указывает на то, что право на ведение образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения, зарегистрированного в установленном законом порядке, после получения лицензии и прохождения аттестации.

Однако, если вы решили организовать детский сад в жилой квартире вам следует знать, что согласно нормам Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Кроме того помещение квартиры не отвечает Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2005 г.)

Итак, для легального ведения деятельности необходима лицензия. А для получения лицензии, прежде всего, необходимо согласовать помещение. Для оформления помещения для детского сада нужно получить немало разрешений и согласований.

Подходящее помещение — это шесть квадратных метров площади на ребенка, отдельные комнаты для игр и сна, спортивно-оздоровительный комплекс, наличие медицинского обслуживания, пожарная сигнализация (которая стоит совсем недешево, а пожарные после недавних нашумевших трагедий в детских учреждениях очень строго спрашивают), специальная мебель и оборудование. Кроме того, существует масса требований, касающихся организации питания.

Если все-таки вы получили разрешение от СЭС и пожарных, то следом нужно предоставить в Лицензионную палату образовательные и воспитательные программы, а также предъявить высококвалифицированный педагогический состав, получить аттестацию и госаккредитацию.

Очевидно, что для варианта домашнего детского сада требования невыполнимы. В российском законодательстве просто не предусмотрено такой возможности.

Существует другой вариант — это детский сад в отдельном коттедже или загородном доме. Вариантов узаконить данное учреждение в данном случае, безусловно, больше.

При осуществлении индивидуальной педагогической деятельности, под которую мы "подогнали" деятельность домашнего детского сада, не требуется лицензирование, а соответственно и согласования помещения для этой лицензии. Но полностью избежать общения с пожарными и СЭС все равно не удастся. И соответственно этот факт не в пользу организаторов учреждения. При содержании небольшого домашнего детского сада совершенно неохота платить определенные суммы в пользу государственных органов.

Минусы такой лазейки для учредителя домашнего детского сада также вполне предсказуемы. В случае поступления в контролирующие органы информации о вашей деятельности, её придется закрыть, либо узаконить в соответствии с требованиями законодательства. Судебная практика на эту тему существует, и она в настоящее время складывается не в пользу домашних детских садов.

Минусы для родителей воспитанников в данном случае актуальны, как никогда. При отсутствии государственного контроля за санитарным состоянием помещений, еды, обстановки и многого другого, рассчитывать приходится только на порядочность людей. В случае, если ваш ребенок в условиях такого домашнего детского сада получит серьезное заболевание, то контролирующие органы разведут руками. Решение об оставлении своего ребенка в руках вызывающего у вас доверие организатора учреждения принимаете только вы. Вы же за него и отвечаете. Грубо говоря, вы же не подадите в суд на соседку, которой оставили под присмотр собственного ребенка, а тот заболел коклюшем? В данном случае, ситуация аналогичная. Можно с этим сколько угодно не соглашаться, но факт остается фактом.

3. В случае, если владельцы домашнего детского сада зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, они не подчиняются органам управления образованием.

Соответственно деятельность домашних детских садов не подлежит прохождению специально предусмотренных для дошкольных образовательных учреждений проверок и не состоит на учете в органах управления образованием, в отличие от дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свои функции на основании Типового положения о ДОУ.

То есть в данном случае организация свободна в выборе методик и программ образовательной деятельности, которые весьма и весьма разнообразны. В этом большой плюс домашних детских садов. Ежедневные прогулки, посещения музеев, театров, праздники, дни рождения, развивающие занятия, закаливающие процедуры... Продуманный, хорошо организованный домашний детский сад, где в группе не 25 человек, а 10. И где воспитатели — не мамочки, желающие устроить своих деток, а профессионалы. Где работают с каждым ребенком и, если нужно, семьей, индивидуально. Это отличное начало для вхождения ребенка в детский коллектив.

Минусов в данном случае для учредителей детского сада нет. Главное фантазия и желание дать всё лучшее детям.

Однако минусы для родителей этих детей вполне могут стать реальностью.

Если нет контроля органов образования, нет обязательной программы, то насколько вы можете быть уверенными в грамотности, предлагаемой в данном учреждении, программы? И вообще ведется ли она? Немало примеров, когда под вывеской домашнего детского сада скрывалась исключительно деятельность с целью получения прибыли без каких-либо серьезных вложений. Иными словами, деньги с родителей брали, а дети в течении дня были предоставлены сами себе в одной из комнат снимаемой для этих целей квартиры.

Как вы понимаете, в данном случае, родитель опять же просто рассчитывает на порядочность воспитателя данного учреждения.

В связи с изложенным, можно сделать некоторые выводы:

Первое, о чём должны позаботиться организатор/владелец/учредитель домашнего детского сада — это добрые отношения с родителями детей и соседями. Возможно, придется проходить через довольно неловкую процедуру "инструктажа" родителей. Просить их, чтобы они не говорили, что ребенок ходит в домашний садик, а ходит к няне или подруге. Понятно, что для поддержания хороших отношений с родителями придется затрачивать сил куда больше, чем этого требуют ведение бухгалтерии и прочие формальности. А самое главное — нужно действительно любить своё дело и серьёзно к нему подходить.

Что же касается родителей, решивших отдать своего ребенка на воспитание в домашний детский сад, отмечу, что наличие заключенного договора между домашним детским садом и родителем ребенка, в нем обучающимся, всё же лучше его отсутствия, однако принципиального значения не имеет. В случае возникновения серьезных конфликтов и проблем, данный договор не сможет защитить интересы ни вас, ни вашего ребенка, так как на сегодняшнем законодательном уровне домашний детский сад — это, прежде всего, вверение ребенка на основе доверия и "под честное слово" его работникам. Помните, что ответственность за вашего ребенка всегда лежит на вас. Хотя бы в части принятия правильного решения в отношении образовательного учреждения.

В качестве резюме хотелось бы отметить следующее: система домашних детских садов неоспоримо нужная на сегодняшний день и, конечно же, востребованная в нашей стране. Нельзя однозначно утверждать, что муниципальный/государственный детский сад — хорошо, частный/домашний детский сад — плохо, либо наоборот. И в одной системе и в другой хватает как добросовестных ответственных людей, так и непорядочных и не заслуживающих доверия. Однако, в случае должного законодательного урегулирования деятельности детских садов, отличных от государственной системы образования, явно будет больше плюсов, нежели минусов всем участникам правоотношений. Остается надеяться, что разумный подход законодателей к вопросам частного образования в России не заставит себя долго ждать, а педагогов, желающим воспитывать грядущие поколения с душой и ответственностью, станет больше.

Ирина Гилета, юрист

Статья предоставлена сайтом "Детские сады — отзывы родителей"