Вижу, слышу, ощущаю
Какой способ познания мира - главный для вашего малыша?

Пришла забрать сынишку из садика. Захожу в группу - навстречу мне кидается его подружка Маша: Посмотрите на мое новое платье! Красивое? А это моя кукла!

Пришла забрать сынишку из садика. Захожу в группу - навстречу мне кидается его подружка Маша:
- Посмотрите на мое новое платье! Красивое? А это моя кукла! - я сажусь на корточки, и передо мной начинают вращать куклу в ярко-синем платье.
- Тетя Марина! - меня перехватывает девочка Саша, наша соседка. - Слушайте, что сегодня было! Собачка... Я вам сейчас все расскажу. Неужели вы еще ничего не знаете?!
Но Саше приходится прерваться и уступить место моему сыну. Гриша подходит молча и не просто обнимает меня, а как-то вжимается всем телом.
- Мама, ты меня любишь?
- Очень, очень люблю, - отвечаю я.

Три человечка встретили меня в садике - и все по-разному. Еще несколько лет назад я даже не задумалась бы над этой ситуацией. Но с рождением ребенка пришлось учиться понимать его: что им движет, чего он хочет, почему поступает так или иначе, находить с сыном общий язык. И помогло мне в этом, как ни странно, одно из направлений психотерапии - нейролингвистическое программирование, позволяющее искать и находить подходы к очень разным людям.

Мы с вами воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологи доказали, что для каждого конкретного человека ведущим обычно оказывается какой-то один из этих информационных каналов, а остальные становятся вспомогательными. И предложили классификацию (конечно, весьма условную), в соответствии с которой человека с доминирующим зрительным восприятием назвали визуалом, того, кто лучше воспринимает на слух - аудиалом, а предпочитающего общаться с миром посредством осязания - кинестетиком.

Чтобы было понятнее, приведу один простой тест. "Я никогда не был на море, - говорите вы своему собеседнику. - Расскажи, какое оно?".
- О! Море - это бф-бф! Огромные валы накатываются и глухо разбиваются о берег. Тяжелый звук хлопка еще долго дрожит в воздухе.
"Ага, - говорите вы себе. - Звук - значит, аудиал".
- Море - это теплая вода. Входишь в него, и оно окутывает, захватывает тебя и медленно-медленно начинает покачивать на волнах.
Этот человек говорил об ощущениях - он кинестетик.
- Море - это голубая вода, желтый песок и огненный шар над головой.
Да, это визуал, потому что он нарисовал картинку.

Вот и дети, встречавшие меня в детском саду, все разные: Маша - визуал, Саша- аудиал, а мой сын Гриша - кинестетик. Понятно, что к их развитию, обучению и даже общению с ними надо подходить по-разному. Как? Опишу подробнее каждый тип - вдруг вы узнаете в нем своего ребенка и сможете подобрать к нему еще один, совершенно новый "ключик".

Кинестетики опережают сверстников в физическом развитии. Они раньше начинают ходить, очень подвижны, энергичны. Не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Мир познают преимущественно тактильным способом. Говорить начинают поздно.

Мой сын до трех лет обходился тремя словами. Вместо фразы: "Дай чашку" мой ребенок выдвигал из-под стола табурет, тащил его к шкафу, залезал, открывал дверцы и указывал на чашку. Так, через движение, ему изъяснятся было проще.



Не проронив ни звука, движением и мимикой, он мог выразить такую, на мой взгляд, сложную фразу: "Бабушка, ты сделала неправильно: к зеленой чашке нужно поставить зеленое блюдце, а не белое. Если ты не поменяешь, я не буду пить какао".

Садик помог нам преодолеть барьер молчания, и к четырем годам Гриша заговорил. Спустя какое-то время я начала обучать его чтению и счету. Мы учились не по книгам, а с помощью магнитной азбуки - Грише было очень важно потрогать букву, повертеть ее в руках. Я сидела в одном конце комнаты, называла букву, Гриша бежал в противоположный угол и приносил ее. Так, бегая взад-вперед, он составил свое первое слово.

Потом я стала писать слова на карточках. Гриша брал слово-карточку из правой кучки, читал и перекладывал в левую кучку - так у сына появлялась возможность подержать слово в руках. Позже слова, из которых мы составляли предложения, нам подвозили игрушечные паровозики и машинки. Очень помогли книжки-раскраски. Прочел слово - раскрась. А пишущая машинка до сих пор остается огромным подспорьем в процессе обучения: каждую букву можно не только потрогать, но и нажать на нее.

Детям-кинестетикам бывает сложно в школе, где требуется усидчивость, внимание и есть ограничения в движении и пространстве. Поэтому я стараюсь не только учитывать основной способ познания, которым пользуется мой сын (по-научному это называется "ведущая модальность"), но и развить другие модальности: слух и зрение. У сына много аудиокассет, он может сам пользоваться магнитофоном, слушать что хочет и сколько хочет. А настольные игры, которыми мы его регулярно снабжаем, помогают развить усидчивость и навыки зрительного восприятия.

И последнее о кинестетиках: они очень ранимы, чувствительны и больше других нуждаются в телесном контакте с родителями.

Девочка Саша - яркий пример ребенка-аудиала. Заговорила раньше, чем пошла. В годик уже произносила слова и коротенькие фразы. Мы часто гуляем вместе, и я не припомню, чтобы Саша бегала: обычно она стоит и внимательно слушает, о чем же говорят сидя на скамеечке мамы других детей.

Саша очень любит петь, рассказывать стихи, охотно отвечает на вопросы взрослых. Обожает придумывать и организовывать игры, распределять роли, но если намечаются игры подвижные, быстро к ним охладевает.

Прислушиваюсь к голосу Саши, которая вместе с другими детьми играет во дворе: "Какая маленькая девочка! Нет, это не девочка, это куколка. Куколка, куколка, иди к нам! Не подходи к этой куче! Там червяки живут! У, какая глупая, ничего не понимает! Ха-ха, мы не будем с тобой играть! Уходи. А это что у тебя в руке? Покажи. Иди-иди к нам...". За минуту - такая смена эмоций: восхищение, испуг, пренебрежение, интерес. Сашенька виртуозно манипулирует чувствами. Она может обидеться, накричать, всплакнуть, пригрозить, успокоиться, при этом легко меняет тембр голоса - может говорить и как маленькая девочка, и как взрослая женщина. Речь разбавляет любимыми словечками мамы и бабушки, фразами из рекламы и высказываниями любимых героев сказок.

Домочадцев Саша убалтывает лет с пяти. Вместо того, чтобы выполнить просьбу, она долго будет рассуждать, как это лучше сделать, а может быть, и не нужно этого делать, а вот она слышала... Устав ждать и слушать, бабушка все делает сама - а внучке только этого и нужно.

В школе Саша легко воспринимает требования учителя, усваивает новую информацию после первого же объяснения, на слух. Учителя хвалят ее за полные развернутые ответы, но излишняя болтливость часто мешает на уроках. Сашенька в прекрасных отношениях со сверстниками и уже давно привыкла быть в центре внимания.

Машу любят ставить в пример: "Посмотри, как красиво и аккуратно одета Маша! А ты мимо лужи пройти не можешь, чтобы не перепачкаться!". Есть и оборотная сторона - визуалу-Маше очень важно, во что она одета. Уже в два года ей было небезразлично, какого цвета на ней колготы, какая маечка. Утренние сборы в садик затягивались: это платье не надену, эта юбочка уже грязная, а водолазка ни к чему не подходит.

Несмотря на заботы о внешнем виде, Маша не любит привлекать к себе внимание. Во дворе она предпочитает наблюдать, как и во что играют другие дети. Не припомню, чтобы Маша бурно выражала свои эмоции. Если ей что-нибудь не понравится в поведении окружающих, она скорее отойдет в сторонку и найдет себе другое занятие.

Все, кто знает Машу, считают ее спокойной и молчаливой. И в садике, и дома она любит подолгу играть одна. Любимые игрушки - куклы, раздевать, переодевать и укладывать их спать она может, кажется, бесконечно. Причем разложены и расставлены Машины игрушки в особом, только ей ведомом порядке. Постоянно используются настольные игры: кубики с картинками, мозаика, пазлы, а еще Маша любит рисовать и лепить. У нее превосходная зрительная память и отлично развита мелкая моторика рук. Она рано начала писать печатными буквами и уже до школы умела достаточно бегло читать.

В школе Маша легче запоминает объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: ей проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило - почему надо писать именно так. Вообще наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, подчеркни, выдели - все это способствует лучшему усвоению материала ребенком-визуалом.

Физически Маша развита слабее своих сверстников. Спорт не ее стихия, но, возможно, в будущем ее захватят бальные танцы, где красивые девочки и мальчики в умопомрачительных платьях плавно движутся в такт музыки.

А на каком языке говорите вы со своим малышом?

Марина Саватеева

Статья из октябрьского номера журнала.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Вижу, слышу, ощущаю
Какой способ познания мира - главный для вашего малыша?"

Вы не авторизованы.

Со свойственным мне педантизмом:), я бы хотела внести бОльшую ясность в обсуждаемые в статье типы...
С "аудиалом" и "визуалом", более-менее, понятно... А вот кто такой "кинестетик"?:)
Чтобы в этом разобраться, необходимо рассмотреть, с одной стороны, стимулы различной модальности, исходящие извне, и попадающие на рецепторы соответствующих анализаторов (не ругайтесь за термины - школьная программа:)), благодаря чему мы испытываем тактильные (осязание), зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые ощущения, и, с другой стороны, сигналы поступающие от рецепторов, находящихся в наших внутренних органах.
Естественно, все мы подвержены модально-специфическим влияниям окружающей среды, и выбираем наиболее "понятный сигнал", в зависимости от того, насколько хорошо работает тот или иной анализатор.
А вот сигналы, несущие информацию о состоянии нашего организма, благодаря чему мы испытываем кинестетические ощущения, что это за сигналы?
И поговорим о том, почему в "кинестетики" попало там много очень разных по своим способностям людей...
2001-12-03, Элла Прокофьева
Немного странно, что напрочь опущен дигитальный тип - логически думающий ребенок, с быстро формирующимися убеждениями, использующий все три канала поступления информации, но требующий их логической связи. Видимо, его записали в аудиальный тип, но это в корне не верно. Если аудиал и раним аудиально (то есть родительский крик и ругань для него страшнее шлепка), то дигитальному ребенку это все одинаково безразлично или одинаково больно, но сильно ранит его только объяснение на логическом уровне до какой степени он был не прав. Это его может совершенно деморализовать. Мне, кстати, кажется, что тип ребенка легче всего вычислить именно по типу наиболее действенных для него наказаний. Это еще очень важно для того, чтобы именно такие наказания исключить, потому что уж слишком "в цель" они попадают и могут нанести ребенку серьезный ущерб. Нельзя шлепать и резко хватать за руку кинестетика, орать на аудиала, а визуалу показывать страшные картинки и говорить "представь себе...ужасы всякие", ну и дигиталу, я уже выше написала :))
2001-12-03, Яся
Мне кажется, ты все-таки ошибаешься. Основной вид восприятия все же закладывается природой. Мне как раз недавно пришлось с этим столкнуться. Нам в логопедическом саду дают всякие задания на выходные. Сейчас идут задания связанные с восприятием звуков на слух. Ну, например, определить, есть ли в данном слове данный звук. Я в прошлые выходные аж ревела от того, что Лизка в упор не может сделать простейшее задание. А потом до меня дошло - я стала писать слова на бумаге и справшивать, есть ли в них буква, обозначающая данный звук. Лизка справилась с таким вариантом не раз! А потом и на слух стала понимать, что от нее хотят. И еще она очень любит смотреть мультики на французском языке и потом еще умудряется пересказать содержание. Хотя языка ессно не знает. Так что зрительно она воспринимает информацию гораздо лучше чем на слух. И мне кажется это у нее по наследству, ибо мне словами объяснять что-то новое и сложное для меня бесполезно :-) Надо либо дать руками сделать, либо на бумажке нарисовать.
2001-12-04, Irina L
Как-то по-другому это распознается и выражается, мне кажется. И визуал не обязательно опрятно одет, и аудиал может не хорошо учиться, и кинестет -- рано заговорить... Я, например, во всех трех описанных типах узнала что-то от своей дочери -- и ни в одном из трех нет ничего от моего сына. Учитывать тип надо, а ограничиваться -- нельзя. "Это многое объясняет" -- но не все, даже не половину. Но говорит надо, причем не столько применительно к малышам, сколько уже применительно к школе -- потому что иностранному языку учить надо всех по-разному, стихи учить -- по-разному, даже урок вести -- учитывая с разными разное. И не только тип восприятия, но и тип мышления, и темперамент... все это, конечно, невыполнимо, но родитель, наверно, как-то может скорректировать то, на что не обращает внимания школа.
2001-12-03, fat mouse
Не согласна. У меня ребенок кинестетик - так это с младенчества было видно. Может, все маленькие дети в какой-то степени развивают этот канал, но никто из детей моих знакомых, например, в трехмесячном возрасте не ощупывал попутчиков в метро, изучая фактуру различных одежек, сумочек и пр.
Да это даже с первых месяцев беременности было заметно.
Я сама визуал-аудиал, постоянно все визуализирую и веду с собой внутренние диалоги. Так вот: я не могла ни визуализировать своего ребенка, ни говорить с ним. Просто барьер какой-то был. Мы с ним общались ранее неведомым для меня способом - с помощью мысленных прикосновений.
2001-12-07, Artemis
:))) Шин! Я кинестетик, но не "деятель". Нет во мне ничего экстремально-подвижного. И воспитывали меня как аудиала (музыканты всё ж).

Но я даже тут пытаюсь обойтись минимумом слов. Некоторые расценивают это как сдержанность (привет Клавке). На самом деле я в таких случая говорю, что я скорее слушатель, чем говоритель ;). Так что даже целого аудиала можно подразделить :)).

Так что речь старайся развивать. Не в смысле "А ну, повтори за мной!!!", а присказки, считалки, песенки-потешки. А вот о логике применительно к своей мелкости я даже говорить пока не могу. Нет там логики, есть "вижу" или "не вижу".
2001-12-03, Баба Нюра
мне не понравилось, что в статье деление на три типа приведено как данность свыше, можно подумать, что люди такими рождаются с разными способами восприятия
вообще-то все дети рождаются кинестетиками, а вот интересен вопрос почему некоторые ими и остаются, а другие делаются визуалами - существует предположение, что это происходит, если ребенка в чем-то ограничивают, например в еде, а другие аудиалами...
правда есть еще дискретный тип, но это уже из области потологий...
2001-12-03, alyonka
Поделитесь:

03.12.2001
Обновлено 03.12.2001
Статья дня
Близкие по теме статьи
Горе от ума
Горе от ума
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития. Не верите?
Учимся музыке, играя
Учимся музыке, играя
Прививаем ребенку любовь к музыке посредством обучающих игр: распознавание звучащих инструментов, определение ритма, исследование нотного стана.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!