Содержание:

Проблемы кормления детей начинают волновать семейство буквально с самого рождения малыша. Хотя проблемы эти типичные, и многие поколения родителей уже на них и шишки набили, и опыт положительный получили, менее актуальными они от этого не становятся.

Мамы и папы по-прежнему жалуются на то, что:

  • дитя не ест ничего по своей воле;
  • кушает все, но лишь в определенной обстановке, из определенной тарелки, определенной температуры и еще с соблюдением десятка разных условий;
  • ест только то, что хочет, а остальное — лишь из-под палки (да и впихнуть сложно, так как сразу начинаются рвота, температура и прочие неприятности);
  • кушает много и все подряд, все время голоден, а глистов точно нет;
  • вроде и хочет есть, но ест так долго, что вся пища теряет привлекательный вид, остывает;
  • кушает хорошо, но, пока усадишь за стол, уже и кормить не хочется.

Словом, причины снижения или изменения аппетита многообразны. Когда любимое чадо перебирает продуктами, игнорирует полезное блюдо или отказывается есть в принципе, родитель, даже самый разумный и прогрессивный, начинает переживать, думать, как исправить ситуацию и к каким бежать врачам.

Для начала надо понять, что в норме у человека процесс принятия пищи регулируется особыми участками головного мозга, где существуют "центр голода" и "центр насыщения". Вполне возможно, что изменение аппетита у ребенка возникает в связи с нарушением работы этих центров в результате различных интоксикаций, дефицитов, заболеваний мозга или... психологических факторов. Другими словами, кроме физиологических причин отсутствия или искажения аппетита провоцировать проблемы могут и переутомление, перевозбуждение и просто ошибки, которые совершили или совершают родители, сами того не зная.

К содержанию

Ошибка первая, или "Театр за столом"

Есть очень популярное мнение, что еда для ребенка должна быть красивой, приятной, а сам процесс принятия пищи — привлекательным.

Возразить трудно, но почему-то некоторым родителям удается довести этот тезис до абсурда. Чем старше становится ребенок, тем труднее удержать его на месте, как будто происходит накопление какого-то внутреннего заряда энергии, который не позволяет маленькому человечку долго сидеть спокойно. Детям иногда трудно сосредоточиться на еде, многие продолжают разговаривать за столом, пытаются убежать, не закончив трапезу. В таких случаях родителям нужно немного потрудиться и создать максимально спокойную обстановку. Возможно, придется постепенно внушать крохе то, что за едой нельзя болтать и убегать из-за стола. Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет — это любознательный непоседа: он всем интересуется, ему небезразлично все вокруг, в том числе и он сам. Что ж, нужно постараться и процесс еды сделать не менее интересным, чем игра! Знакомьте малыша с новыми блюдами, рассказывайте о продуктах, из которых они приготовлены.

Но не развлекайте искусственно ребенка за едой! Каких только "шоу" не устраивают несчастные мамы и папы, лишь бы малыш отвлекся и поел, — от невообразимых кулинарных скульптур до театрализованных представлений с костюмами. Это детей увлекает, но не учит правильно кушать и не улучшает аппетит. Да и родитель, который несколько раз в день на стол накрывает, как на всемирный конкурс рестораторов, конечно, не получает от этого удовольствия. Кроме того, от обеда, съеденного под папины художественные чтения и мамины танцы, мало пользы: пища, которую удалось "впихнуть" хитростью (то есть, по сути, против воли и желания малыша), не будет переварена и усвоена должным образом, так как не произошло выделения необходимого количества слюны и желудочного сока. Наконец, такие актерские "подвиги" родителей портят характер ребенка: он попросту начинает эксплуатировать интерес мамы и папы, а заодно бабушки, дедушки и т. д., к своему аппетиту.

К содержанию

Ошибка вторая, или "Не все примеры хороши"

Говорят, для того, чтобы дети хорошо кушали, им надо показывать пример.

Примеры — это замечательно, но лишь в том случае, если они правильные. Старайтесь как можно раньше приучить сына или дочку к соблюдению основных правил поведения за столом: пусть ребенок вместе с вами идет мыть руки перед едой, сам ест ложкой, а с 4-5 лет — и вилкой, пользуется салфеткой, убирает за собой после еды и т. д. Но помните: дети в возрасте до 5 лет очень впечатлительны и охотно примеряют на себя поведение окружающих. И не только то, которое вам бы хотелось. Например, если мама на диете, то и малыш способен заразиться стремлением ограничивать себя в еде. Или, когда папа категорически не ест молочное, ребенок вслед за авторитетом тоже может резко отказаться от молока, кисломолочных продуктов и творога. Если ваш малыш регулярно обедает в компании сверстников (например, в детском саду), то появление в ней всего одного капризули способно испортить аппетит всем остальным и, наоборот, единственный ненасытный кроха может активизировать аппетит у десятка других карапузов. Не менее легко дети попадают под косвенное влияние тяжелобольных родственников. Если дома болеет кто-то из взрослых, ребенок, как бы примеряя на себя его роль, тоже может отказываться от еды или выбирать продукты точно по таким же критериям, что и болеющий.

Так что стоит следить за тем, чтобы примеры, которые видит перед собой ребенок, были достойны подражания.

К содержанию

Ошибка третья, или "Скушай за маму, за папу..."

Большинство родителей полагают: для того чтобы ребенок нормально рос, он должен ежедневно съедать положенное в его возрасте количество пищи.

Безусловно, нормы существуют, поэтому педиатры пишут книжки. Но каждый ребенок — это индивидуальность. Вспомните, каждый ли день вы едите одно и то же количество пищи или все же сегодня больше, а завтра меньше? Бывает ведь, что вчера в обед хотелось слона съесть, а сегодня и чашки кофе кажется много? Так почему же детям мы отказываем вправе иметь разный аппетит?

К случайному, нестойкому снижению аппетита у ребенка надо относиться спокойно. В такие периоды чаще давайте ребенку его любимые блюда, уменьшите порции (просто вспомните, что, когда есть не хочется, вид полной тарелки неприятен). Примите как факт то, что сильные переживания могут на некоторое время испортить аппетит, а ребенок в этом смысле еще более чувствителен: любые неприятные ощущения, боль, обида, огорчения заметно отражаются на детской психике и нарушают аппетит. С другой стороны, как ни странно, но и приятные эмоции могут быть причиной потери аппетита. Если кроха перевозбужден, заигрался или набегался, это может вызвать кратковременный отказ от пищи. Следует немного подождать и не предлагать малышу каких-то промежуточных перекусов, и через некоторое время аппетит вернется.

К содержанию

Ошибка четвертая, или "Тарелки должны быть чистыми"

Правила хорошего поведения требуют после еды оставлять тарелки пустыми — это часто вспоминают бабушки и мамы. При этом искренне забывают о другом, не менее важном, правиле: класть на тарелку надо столько, сколько хочется съесть или сколько попросили. Если ребенок регулярно не может осилить порции, которые ему дают, значит, они велики. Лучше давать меньше (ведь добавить всегда можно), чем заставлять есть до конца, когда "уже не лезет". В таких ситуациях больше всего не повезет послушным детям: они действительно научатся жить по этому правилу, и их тарелки всегда будут оставаться чистыми, независимо от того, насколько приятным, вкусным было блюдо, и насколько большой была порция. Когда они вырастут, то, весьма вероятно, будут страдать различными заболеваниями — от ожирения до неврогенной (без физиологических причин) рвоты после еды. Часто именно про таких людей говорят: "Этот съест все, что лежит на тарелке, даже сено! Ему все равно, что есть, — не умеет получать удовольствие от еды".

К содержанию

Ошибка пятая, или "Режим питания — залог здоровья"

Режим — это, конечно, хорошо, но нельзя не учитывать и психологические особенности возраста. Если для грудных детей чувство голода — доминанта, то есть когда пришел час кормления, ребенок будет плакать, пока ему не дадут есть, и никакой погремушкой, никакой песенкой, никакими разговорами его не отвлечешь, то годовалый, а тем более двух — трехлетний карапуз, увлекшись игрой, вполне может и забыть о еде. В этом возрасте ребенка нельзя резко отрывать от игры и тащить к столу — ему надо дать время успокоиться, переключиться. Кроха в состоянии перевозбуждения вряд ли сможет положительно настроиться даже на любимую еду, да и желудок, пока организм не успокоится, не получит команду выделять желудочный сок.

К желанию или нежеланию ребенка есть в данный момент надо относиться уважительно. Пожалуй, это правило, которое родители игнорируют чаще всего. И это их самая большая ошибка. Насильственные действия "великана с ложкой" приводят к тому, что у малыша формируется стойкое отвращение к самому процессу еды, да и съеденная пища не идет на пользу. А иногда случается и так, что раздраженные родители кормлением через силу доводят ребенка до рвоты. При таком подходе даже разговоры о еде порой вызывают у малыша тошноту. Исправить ситуацию иногда бывает очень трудно. Вывод: родители должны сохранять спокойствие в течение всего процесса кормления, и как только ребенок научится есть самостоятельно, необходимо перестать вмешиваться в этот процесс, проще говоря, не кормить его, если он в состоянии донести ложку до рта самостоятельно.

Чтобы у малыша всегда был хороший аппетит, очень важно разнообразить питание. Слишком однообразная пища и вредна для здоровья, и не способствует возникновению аппетита. Даже самое любимое блюдо становится "противным", если им злоупотребляют. Лучший выход в данном случае — введение в рацион малыша новых блюд и знакомство с неизвестными ранее продуктами.

К содержанию

Ошибка шестая, или "Утешение едой"

Еда может вернуть радость жизни и согреть душу, когда трудно, грустно или просто одиноко, — именно это убеждение провоцирует родителей на слова вроде: "Ну что ты грустишь? Возьми, съешь яблочко (конфетку, печенье), и жизнь веселее будет!". Каждая очередная такая фраза подкрепляет установку у ребенка на то, что любое горе и неприятность можно заесть. Последствия этой привычки могут сказаться как в лишних килограммах, так и просто в неумении решать проблемы. Ведь вместо поиска выхода из ситуации человека в детстве научили просто прятаться, поедая то, что позволяет забыть о неприятностях.

К содержанию

Ошибка седьмая, или "Не хочу и не буду"

Иногда встречается явление, которое даже у самого стойкого родителя может вызвать панику. Это отказ от пищи. Ситуации бывают разные. Например, ребенок может отказываться от пищи, но при этом пьет достаточно для того, чтобы поддерживать процесс развития и роста. Или малыш игнорирует большинство продуктов, но сохраняет массу своего тела, употребляя в больших количествах ограниченный перечень излюбленных продуктов. А третий ребенок, отказывающийся есть, теряет массу тела и отстает от сверстников в физическом развитии. Кто-то ест чрезвычайно медленно, кто-то боится определенных продуктов (так называемые пищевые фобии; они часто возникают как посттравматические явления)... Поэтому, прежде чем приступить к решению проблемы, важно четко определить тип нарушения пищевого поведения, которое демонстрирует кроха.

Когда ребенок не кушает, отчаявшиеся родители часто начинают заставлять малыша есть или лишают предпочитаемой пищи, чтобы он начал есть все остальное. А у детей с выраженным избегающим пищи поведением это может лишь усиливать нарушение.

Для изменения ситуации следовало бы:

  • исключить во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны;
  • во время приема пищи избегать любых неприятных переживаний, особенно тревоги;
  • создавать такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.

К содержанию

Правила на заметку

Итак, сказать что-то общее про аппетит детей до 6 лет крайне сложно: сколько детей, столько и вариантов пищевого поведения. Кто-то ест все, что предложат, и столько раз, сколько дадут; кто-то ограничивается легкими перекусами на завтрак, обед и ужин. Можно посоветовать только одно: не старайтесь подогнать своего ребенка под какую-то общепринятую норму — во всем нужен индивидуальный подход.

Как видите, нарушение аппетита у ребенка может быть обусловлено различными причинами, как вызванными состоянием самого малыша, так и чисто внешними, не зависящими от него. Гораздо легче предупредить большую часть негативно влияющих на аппетит факторов, чем устранять их последствия. Поэтому, если вы хотите защитить себя от проблем с питанием:

  1. Кормите ребенка только тогда, когда у него присутствует желание есть (даже у грудничков надо отличать плач, который сигнализирует просто о желании внимания, и плач от чувства голода).
  2. Приучайте малыша к тому, что еда — это средство для того, чтобы жить, а не разменная монета в получении желаемого (не поощряйте ребенка за "хорошо поел" и не наказывайте за "ничего не съел").
  3. Пробуйте сформировать режим питания для ребенка, но будьте гибки в вопросах его реализации.
  4. Не возводите питание ребенка на пьедестал значимости: если отказался от обеда, значит, покушает на ужин, а вместо обеда пойдет и яблоко или даже пирожок. Не стоит дежурить у плиты, как в ожидании великих гостей, и двадцать раз разогревать суп играющему ребенку.
  5. Не ругайте за игры с едой — просто спокойно выводите малыша из-за стола, когда ему там уже скучно.
  6. Кормите ребенка теми порциями, которые он сам выбирает (если вы не заставляли его есть насильно, то, скорее всего, его природное чувство голода всегда подскажет, сколько ему сейчас надо скушать).
  7. Помогайте ребенку выбирать здоровые, но вкусные пищевые сочетания.
  8. Если проблемы с аппетитом все-таки возникли, не изводите себя и не портите отношения с ребенком — посетите специалистов (гастроэнтеролога, психолога, гомеопата).

К содержанию

Вместо заключения

Мама на приеме у детского психолога.

— Наша пятилетняя Катя стала очень капризной: например, за столом она не говорит, если ей что-то надо, а сразу ноет или воет. Мужа это нервирует, и он последние пару недель сильно на нее давит во всем, вплоть до мелочей (может поругать за то, что чашка близко к краю стоит — мол, а вдруг упадет, и т. д.). Из-за этого по всяким пустякам у них начинается конфронтация (как у двух ровесников, честное слово!). Как можно прекратить это нытье? Например, ситуация за столом: я спрашиваю Катю, хочет ли она молоко. В ответ — истеричное "не-е-ет!" и сразу слезы. И это притом что я никогда не заставляю ею кушать, и она твердо знает, что только Катин животик решает, сколько ей надо есть. Получается, что реакцией на любой вопрос, если она хочет дать отрицательный ответ, становится плач.

Психолог:

— Попробуйте изменить политику. Например, во время семейных трапез перестать дочери предлагать вслух пищу: накройте на стол, положите еду на тарелки и расслабьтесь — все остальное она может или попросить, или взять сама. И еще стоит помнить: раз реакция на любой вопрос, если подразумевается ответ отрицательный, — немедленный плач, значит, вам с мужем надо учиться переживать ее плач, т.е. не реагировать на него, не спешить утешать ребенка и не предлагать что-то другое. Иначе она будет вами управлять...

Мама (спустя два дня):

— Отчитываюсь. Сегодня утром впервые за долгое время завтрак прошел в положительной атмосфере. Катя сперва растерялась из-за того, что ей ничего не предлагают. Потом спросила, хотим ли мы, чтобы она "это" (помидорчики черри) попробовала. На что я ответила: "Катя, я взрослая и ем эти помидоры, потому что хочу. Ты тоже уже большая. Так что решай сама, хочешь ты их попробовать или нет". С чрезвычайно удивленным видом она смела все помидорчики... Но главное — весь завтрак Катя разговаривала своим голосом! Никакого воя и нытья!