Содержание:

Чаевые... В прежние времена в нашей стране это понятие было политизировано и носило определенно негативный характер. Между тем, чаевые всегда брали, берут и брать будут - сомнительно, чтобы официант, парикмахер, швейцар или носильщик в отеле смущенно отказался бы от дополнительного заработка. Как правило, чаевые идут в карман тех людей, которые имеют небольшую официальную зарплату. Часто дополнительный доход в виде чаевых является решающим фактором и при выборе места работы.

В любой стране мира существует более или менее схожая система чаевых. И считаться с подобным положением дел приходится даже тем, кто не является их активным сторонником. Другое дело, что культура расчетов чаевыми для многих россиян все еще остается тайной за семью печатями. А ведь зарубежная апробированная практика по существу данного вопроса сложилась уже давно, и изобретать велосипед здесь вовсе не стоит.

Так какими же нормами поведения следует руководствоваться? Не секрет, что многие наши соотечественники, разъезжающие по дальним странам, с завидным постоянством производят удручающее впечатление в обстоятельствах, когда требуется мгновенно сориентироваться в правилах хорошего тона и деловом этикете. Иногда столько отвалят "на лапу", что у "чаемздоимца" глаза на лоб лезут от восторженного удивления. А иногда, наоборот, вовсе зажмут благодарственный денежный комплимент. Поэтому вопрос с чаевыми стоит весьма остро: кому платить, сколько платить и нужно ли это делать вообще. Иногда мы просто не знаем, как достойно выйти из ситуации, когда принято "оставить немного сверху".

К содержанию

Зачем и когда?

У чаевых две функции: во-первых, вы как бы усиливаете акцент на то, что рассчитываете на надлежащее обслуживание, во-вторых, отдав чаевые, - благодарите за уже имеющийся результат. И всегда(!) речь идет о денежном вознаграждении - или за еще не оказанную услугу, или за уже предоставленную.

Теоретики, сломавшие не одно перо на ниве сочинительства правил хорошего тона, не без оснований полагают, что изначально чаевые зародились в ресторанном деле. Некая сумма выкладывалась на стол еще до появления на нем блюд с яствами. Расчет делался на то, что официант, увидев деньги, будет обслуживать старательнее. Если клиента все устраивало, то он выходил из-за стола, оставив деньги на прежнем месте. Если же он считал, что обслужили его не на должном уровне, то ни о какой благодарности речь не шла - деньги попросту забирались со стола.

Похожая стимулирующая функция чаевых сохраняется и в современном обиходе. Например, вы заранее просите метрдотеля зарезервировать нужный вам столик и сопровождаете свою просьбу чаевыми. Подобным же образом поощряется и транспортный агент отеля, где вы остановились, - он заблаговременно забронирует билет на нужный рейс и окажет некоторые другие услуги (впрочем, и без дополнительной мзды входящие в его компетенцию). Но все же сегодня функция вознаграждения чаевыми за уже оказанные услуги превалирует. В целом же вопрос о том, когда давать "на чай" - "до" или "после", - не должен волновать, если вы решили его для себя в принципе. Возможны оба варианта. Все зависит от ваших намерений и от конкретной ситуации.

К содержанию

Где и кому?

Речь, понятно, идет о сфере обслуживания. Логично будет не платить чаевые работнице прачечной, которая выдала вам белье, - она действовала в пределах своих функциональных обязанностей. Совсем не обязательно давать "на чай" и работнику отеля, регистрирующему постояльцев. Если не хотите, то можете не платить и гостиничному лифтеру, и музыкантам, задержавшимся у вашего столика в ресторане, и гардеробщику в отеле или театре, если тот ограничился лишь тем, что снял пальто с вешалки и протянул его вам, и работнику туалета в ресторане...

Но если гардеробщик помог одеться и даже прошелся по одежде щеткой, если туалетный "бой" предложил чистое полотенце или что-то еще из соответствующих принадлежностей и, например, привел в порядок какую-нибудь деталь вашего гардероба - чаевые давать нужно. Подобным же образом рекомендуется поступать и в парикмахерской, если мастер смог угодить вам. Следует поблагодарить чаевыми и таксиста, который не только формально "подбросил" в нужное место, но и выбрал оптимальный маршрут, помог погрузить и выгрузить багаж, терпеливо разыскивал нужный адрес, был любезен и тактичен. И, конечно же, не принято обходить вниманием официанта в ресторане, обслужившего вас так, как вы этого пожелали.

Однако следует отметить и такой момент: иногда получатель услуг ставится в безальтернативное положение и вопрос - давать "на чай" или не давать теряет всякий смысл. Речь идет о некоторых странах, где традиции и заведенные порядки подразумевают чаевые как определенный процент от стоимости оказанных услуг. Подобное можно встретить в ресторанах и в гостиницах, когда, например, в номер заказываются обед, завтрак, ужин или спиртные напитки. Но если даже чаевые не входят в счет, то ими, как правило, вознаграждается помощь работника гостиницы, поднесшего багаж в номер или, наоборот, к машине (автобусу), услуги портье, по вашей просьбе поймавшего машину, а также труд горничной, убирающей ваш номер. Здесь качество услуг уже как бы не имеет существенного значения, априори считается, что оно всегда на должном уровне, а раз так, то и чаевые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Впрочем, если вы по каким-то причинам не желаете тратиться на дополнительное вознаграждение, то можете этого и не делать. Только помните, что отказ от чаевых должен быть мотивированным и адресным. Не стоит вымещать свое раздражение на портье, если вас не устраивает номер. Нельзя отказывать в чаевых и официанту, если заказанное вами блюдо оказалось не таким, как вы его себе представляли, - не он виновник случившегося. Возникшее недоразумение следует решать в сдержанной и одновременно вежливой форме непосредственно с теми людьми, от которых зависит качество предоставленной вам услуги.

К содержанию

Сколько и как?

Многие попадают в нелепое положение: им приходится ломать голову над вопросом - как дать и сколько. Конечно, если бумажник пухнет от денег, то эта проблема, скорее всего, не поставит вас в тупик. Но справедливости ради все же оговоримся, что сорить деньгами налево и направо, наивно рассчитывая на более уважительное отношение, не стоит. Это не есть признак хорошего тона, и воспринимается как поведение подгулявшего купчишки. Здесь главное - не переусердствовать. Кроме самих облагодетельствованных, вас, скорее всего, никто не поймет. Да и те, получив солидные чаевые, вполне возможно, покрутят у виска пальцем, указывая другим пальцем в вашу удаляющуюся спину. Ваши широкие жесты не доставят радости и хозяевам гостиницы или ресторана, ибо подобная расточительность не побуждает персонал к работе, а наоборот, развращает его. Не надо выходить за рамки разумного: дать 20% вместо 15% от стоимости услуги, как и $2 вместо $1 носильщику за багаж в аэропорту считается вполне допустимым.

Следует избегать и недоплаты чаевых. Если, к примеру, в отеле вы недоплатили один-два раза, вам это простят. Но если подобное будет повторяться систематически и регулярно, то вам даже могут предложить объясниться по этому поводу. А если даже и не предложат, то не удивляйтесь, если вдруг услышите за спиной язвительную тираду нелицеприятных эпитетов. Тот, кто ценит свою репутацию, безусловно, не может оставаться равнодушным к такого рода последствиям.

И вот еще что: следует учитывать, что в различных странах сложилась своя система чаевых. И их размеры зависят, чаще всего, от конкретных обстоятельств.

К содержанию

Общие рекомендации

Не рекомендуется публично пользоваться калькулятором для уточнения правильности подсчета чаевых. Неплохо бы следить за тем, чтобы в карманах всегда имелись наличные "на чай". Иногда на этот счет можно отнести полагающуюся вам сдачу. А вот мотивировать отказ от уплаты чаевых наличием в настоящий момент только крупных купюр не принято.

Любые сомнения по поводу чаевых следует прояснять с теми, кто хорошо знаком с местной спецификой. Так, например, в США принято платить чаевые даже в том случае, если вас обслужили из рук вон плохо. Как рекомендуют сами американцы, лучше оставить какую-то мелочь, а далее просто отказаться от услуг данного заведения. А в Японии, наоборот, чаевыми можно нанести обиду: японцы, в силу своих вековых традиций и менталитета, убеждены, что каждый из них обязан выполнять свою работу наилучшим образом.

Можно по-разному относиться к необходимости платить чаевые. Для одних - это нечто естественное, другие их принципиально их не дают. Но все же мы полагаем, что чаевые предпочтительнее рассматривать как одну из устоявшихся традиций. А традиции, как известно, желательно уважать, чтобы не прослыть невеждой.

К содержанию

Примерные размеры чаевых в некоторых западных странах

Портье (швейцар) - $1 за помощь в выгрузке (погрузке) багажа. Если вы вызвали машину, а труд портье сводится лишь к тому, чтобы открыть вам дверь, то можно чаевых не давать.

Горничная - $1 за каждую комнату номера и за один прожитый день. Если она еще и приводит в порядок ваши вещи, то сумма может быть большей.

Консьерж - $5-10 за услуги (доставка билета в театр, бронирование билета на самолет и т.д.).

Бармен - 10-15% от стоимости спиртного, которое было заказано у стойки прежде, чем вы сели за столик.

Официант - 10-20% от стоимости заказа.

Метрдотель ресторана - ему можно не давать чаевых вообще, но если вы желаете, чтобы он на вас обратил особое внимание, то суммы в $5 будет вполне достаточно.

Гардеробщик - $1 за одно пальто.

Автостоянка - $1-2 если вашу машину сначала запарковали, а затем подали.

Такси - в большинстве случаев 10-15% от стоимости поездки.

К содержанию

Чаевые за услуги в гостиницах

Греция: горничной - $0,5; консьержу - $0,5; носильщику (за 1 место) - $0,15-0,5; швейцару - $0,5; сервис-службы - 12-15%.

Англия: горничной - $0,7; консьержу - не предусматриваются; носильщику - $0,7-1,1; швейцару - $0,4; сервис-службы - 10-15%.

Сингапур: горничной - $1; консьержу - не предусматриваются; носильщику - $0,5; швейцару - $0,5; сервис-службы - 10%.

Гонконг: горничной - $0,6; консьержу - не предусматриваются; носильщику - $0,25; швейцару - $0,1; сервис-службы - 10%.

Дания: чаевые в гостиницах предусматриваются только носильщику, да и то сумма в каждом конкретном случае определяется на месте.

Норвегия: только носильщику - $0,3 и швейцару - $0,5.

Швейцария: только носильщику - $1-1,5.

Швеция: только носильщику - $0,5

К содержанию

Чаевые за другие виды услуг:

Великобритания: рестораны - включаются в счет или 10-15%; бары, пивные, таверны - не предусматриваются; такси (без багажа) - 10-15%; гардеробщику - $0,3; работнику туалета - $0,3.

Греция: рестораны - включаются в счет плюс необязательная мелочь; бары, пивные, таверны - $0,5; такси - $0,5; гардеробщику - $0,2-0,5; работнику туалета - $0,1-0,2.

Норвегия: рестораны - включаются в счет; бары, пивные, таверны - 5%; такси - 10%; гардеробщику - $0,25; работнику туалета - $0,25.

Швейцария: рестораны - включаются в счет плюс необязательная мелочь; бары, пивные, таверны - включаются в счет; такси - включаются в счет; гардеробщику - указываются на месте; работнику туалета - не предусматриваются.

Швеция: рестораны - включаются в счет; бары, пивные, таверны - 10-15%; такси - 10%; гардеробщику - $0,2-0,3; работнику туалета - $0,1.

Сингапур: рестораны - включаются в счет или 10-15%; бары, пивные, таверны - 10%; такси - 10%; гардеробщику - $0,5; работнику туалета - $0,25.

Гонконг: рестораны - включаются в счет или 10-15%; бары, пивные, таверны - 10%; такси - 10%; гардеробщику - $0,25; работнику туалета - $0,1.

К содержанию

На чай по-американски

В нью-йоркском департаменте по делам потребителей выпустили специальное пособие, регламентирующее размеры "дополнительного материального поощрения". Особая забота в этом документе проявлена об официантах - им рекомендуется давать 15-25% от ресторанного счета. Таксистам "сверх счетчика" следует платить 15-20%. Работникам парикмахерских также нужно давать "на чай" от $3 до $10 (правда, за маникюр можно почему-то "сунуть сверху" всего $1-2). Водителю автобуса, курсирующего между отелем и аэропортом, - доллар. Плюс столько же за каждое место багажа. Швейцару, поймавшему для вас у входа в гостиницу такси, - будьте добры, еще доллар. За еду, доставленную в номер, придется "отвалить" аж 10-15% от стоимости заказа. И туалетного работника, торжественно восседающего в "предбаннике", нужно поощрить 50 центами (даже если он просто услужливо вам улыбался). Не забыты в нормативном документы и работники сети быстрого обслуживания, типа "Макдональдс" - и на них, оказывается, не стоит скупиться, доллар-другой приветливому человеку дать все же следует.

Мироненко

Статья из журнала "Travel & Pleasure"