Содержание:

Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии состоянием здоровья. У 65% из них врачи обнаруживают нарушения психики. Назрела необходимость всерьез задуматься о здоровье наших школьников. За идею ухватились учителя-новаторы. Что такое школы, пропагандирующие так называемые здоровьесберегающие технологии? Корреспондент "Карьеры" побывала в этих учебных заведениях.

В 2001 году правительство объявило, что одним из приоритетов российской политики станет повышение качества образования. Был принят десятилетний план модернизации системы обучения. Спустя четыре года чиновники признают, что задачу еще даже не начали выполнять. Между тем школы здоровья, работающие как городские экспериментальные площадки, устраивают окружные семинары, где обмениваются опытом. Процесс, как говорится, пошел.

К содержанию

Всем встать!

Школа №760 - типичная для спального района Москвы: белое здание в три этажа, много детей из ближайших новостроек, классы в среднем по 25 человек. В группе продленного дня девочки увлеченно рисуют, расположившись на полу, в руках - ни кисточек, ни карандашей. Дети выводят буквы… пальцами. Учительница первого "Б" Марина Дмитриевна Пищикова объясняет: "Это специальные пищевые краски. Они совершенно безвредны и легко смываются. Рисовать пальцами удобно - дети легче запоминают буквы, к тому же это развивает моторику". На первом этаже две девочки прыгают в нарисованном на полу круге. "Это тоже тренажер, - поясняет директор Владимир Гармаш, - он развивает координацию движений". Пока дети прыгают на "тренажере", который раньше назывался "классиками", их мамы терпеливо ждут в холле.
- Вас устраивает эта школа?

Мама восьмилетней Маши говорит, что довольна:
- Дочка с удовольствием ходит в школу. На уроках дети следят за бегающими огоньками на потолке. Учителя говорят, это укрепляет зрение. А еще здесь пишут перьевыми ручками. Правда, приходится часто стирать одежду, дочка возвращается из школы вся вымазанная чернилами.

Здоровьесберегающие технологии школа №760 внедряет в классах с первого по четвертый. "Сначала мы накопили аналитическую базу и только потом начали этот эксперимент. Зато теперь получаем чистый результат, - говорит Владимир Гармаш. - Парты подбираются под рост каждого ребенка, есть "сидячие" и "стоячие". Причем каждые 15 минут обязательный перерыв: дети меняются местами, ведь ребенку тяжело сидеть 45 минут на одном месте. Таким образом, малыши не успевают устать и лучше усваивают материал".

В этой школе все пишут перьевыми ручками, потому что безотрывное письмо, как утверждают авторы методики, очень важно для первоклашек. В школе делали замеры и выяснили, что "через 20 минут обычного письма у детей наблюдаются все признаки стенокардии".

"За первый год обучения, пока ребенок учится писать, он теряет 6–8% своего жизненного потенциала, потому что возникает аритмия, перенапряжение. Во время письма дети, напрягаясь, задерживают дыхание, а это очень вредно. Напряжение, как оказалось, снимает обычная перьевая ручка и чернильница-непроливайка", - рассказывает Гармаш. Он утверждает: то, что не сообразно природе человека, наносит ему вред. Письмо - одно из таких "вредных увлечений" человечества.

И тем не менее у первоклашек школы №760 серьезная, недетская нагрузка, которая вполне может свести на нет все усилия директора: английский язык с первого класса, французский - со второго. Иногда у малышей бывает по шесть (!) уроков в день.

К содержанию

Физкульт с приветом

"Главное - бороться за здоровье здоровых, чтобы не было больных", - уверен директор московской школы №1959 Михаил Асирян.

Атмосфера в этой школе расслабляющая, обстановка - как в доме отдыха. На этажах большие мягкие диваны, вместо противного звонка - веселая музыка. Посреди здания - альпийская горка с небольшим фонтаном. На улице дети радуются первому снегу, во дворе школы четверо мальчиков играют в снежки. Спрашиваю у десятилетнего Артема, нравится ли ему здесь учиться. "Мне нравится, что здесь есть психологи, что у них хватает времени на каждого", - говорит Артем. "В эту школу не так просто попасть", - не без гордости поясняет его бабушка.

"Скоро мы станем школой здоровья, осталось только пройти аттестацию", - хвастается Михаил Асирян. По его словам, "школы здоровья делятся на два типа: школы, применяющие оздоровительные методики, и школы здоровья санаторного типа для детей с серьезными отклонениями. Первых в Москве более двухсот, а школ, которые хотят получить статус школ здоровья, - 78. Но неизвестно, сколько их останется после грядущей аттестации Министерства образования и науки. Желающих много: эти школы финансируются особо".

- Так чем же подобные школы отличаются от остальных?
- Одни школы фактически подменили поликлиники, другие просто соблюдают санитарно-гигиенические нормы, которые и без того должны соблюдать.

- Как вы пришли к идее создать школу здоровья?
- Есть простая формула здоровья: питание, дыхание и движение. Если человек физически здоров, то психика устойчива, этот человек сможет сделать хорошую карьеру. А жить благополучно - это цель любого человека. Начинать нужно со школы.

- Что в вашем конкретном случае подразумевается под "школой здоровья"?
- У нас есть центр здоровья - это медицинская, психофизиологическая, коррекционно-оздоровительная службы. Они обеспечивают медико-психолого-педагогическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса с первого по одиннадцатый класс.

- Как именно здоровьесберегающие технологии используются в учебном процессе?
- Во-первых, на уроках ребенок не должен утомляться, для этого нами разработаны физкульт-минуты. Они проводятся один или два раза за урок и помогают детям восстанавливать потерянную энергию. Во-вторых, есть специальные дидактические материалы, учебные комплекты, созданные лабораторией профессора Касаткина, их можно использовать на любом уроке. Учебный план школы включает в себя уроки здоровья, на которых детям дают дополнительные знания о здоровье. Их проводят медики и психологи. Каждый день в школе начинается с утренней гимнастики.

Руководитель психологической службы школы №1959 Земфира Джабраилова дополняет: "У нас также есть аппарат "психомат", на котором мы исследуем функции высшей нервной деятельности: память, внимание, мышление, ориентировку в пространстве, проводим тесты на личностные особенности".

К содержанию

Школа тревоги нашей

Руководители самых успешных учебных заведений, использующих здоровьесберегающие технологии, встретились в ноябре этого года на общероссийском форуме "Образование и здоровое развитие ребенка", который проводился под эгидой Совета Федерации. Один из организаторов форума - член Совета Федерации Анатолий Коробейников. "Какие бы потрясения ни происходили на нашей планете, единственное, что остается неизменным на протяжении столетий, - потребность людей в здоровье и обучении. Эти две категории не только фундамент каждого государства, но и его всесторонний успех" - так начинается его доклад. Сенатор обращается к коллегам, перечисляя "школьные факторы риска": "стрессовую тактику педагогических воздействий, несообразную природе ребенка организацию учебного процесса и внешкольных занятий". Сетует на "современную вербальную, формально-рассудочную школу, построенную на обездвиженности ребенка", которая "включает против него не только учебные перегрузки, но и такой механизм разрушения здоровья, который игнорирует в учебном процессе активность тела и органов чувств, отдавая предпочтение инструктивно-программирующим методам обучения". Спасение видится г-ну Коробейникову в "надежде на себя", а не в "ожидании помощи государства".

В работе над докладом г-на Коробейникова консультировал профессор Базарный, который возмущается: "Сегодня, когда речь идет о школе, исполнительная власть полностью игнорирует реализацию принятых законов. Закон об образовании гарантирует приоритет здорового развития ребенка, роль первичной профилактики и наказывает взрослым содействовать интеллектуальному, духовному и творческому развитию ребенка. Это социальный заказ народа власти. Но ведь его не соблюдают!"

Возникает неизбежный вопрос: в деле сохранения здоровья школьников каждый будет идти своим, заповедным путем или когда-нибудь энтузиасты объединят свои усилия и в стране появится единая программа действий? Ответа на этот вопрос в докладе Коробейникова я не нашла… Видимо, спасение утопающих остается делом самих утопающих. А здоровьесберегающие технологии - очередной модной темой для обсуждения.

Анна Виноградская
Статья предоставлена журналом
Карьера