Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Протянуть руку к предмету и взять его — трудная задача для младенца первых месяцев жизни: у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого — на втором году жизни, а сформируются лишь в процессе воспитания и обучения.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность создать путем жестов — указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. — первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, он усиленно пользуется языком жеста. Мимика и жест — первый язык малютки, его первая "речь", обращенная к взрослому, дополняемая вокализациями, т. е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).

Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, оно сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона): новорожденный настолько плотно прижимает пальчики, что способен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого. Этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатывается так называемый "ладонный рефлекс": ребенок накладывает на предмет все пальцы и прижимает его к ладони, при этом сами пальцы еще не точны в своих действиях. Рефлекс формируется исключительно в процессе взаимодействия со взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.

К началу девятого месяца ребенок начинает брать предмет пальцами. Он умеет захватывать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных пассажей: петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки, приближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем движется по его поверхности.

Если вы понаблюдаете за тем, как малыш берет в руки предметы, игрушки, то увидите совершенно самостоятельную, характерную именно для второго года линию освоения предметной деятельности.

Вначале он часто совершает промахи, движения руки неточны. Но постепенно они становятся все более координированными и четкими. Действия руки постепенно начинают как бы предвосхищать форму, величину и положение предмета в пространстве. Теперь рука, приближаясь к предмету, начинает приноравливаться к захвату и более точному действию.

Предлагаем родителям ознакомиться с динамикой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.

Итак, вначале рука ребенка словно связана, пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.

Примерно к 1 году 3 месяцам при схватывании начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладевает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.

Умение брать предметы тремя пальцами — большим, указательным и средним — формируется на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения пальцев сформируются только к трем годам. Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Поэтому развитие действий руки следует осуществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными навыками самообслуживания (умывание, одевание, прием пищи и т. п.), и организуя специальные занятия с дидактическими игрушками — кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т. п. Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев — шнуровки, занятия с пуговицами, крючочками, кнопками и т. п. Полезны пальчиковые, перчаточные игры, пальчиковый театр.

На втором году жизни ставится задача научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к полутора годам он мог самостоятельно есть первое и второе блюда. Взрослый должен помочь малышу выстроить манипуляции с ложкой в орудийное действие. Рисунок этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык перейдет в привычку, которая с самого начала должна складываться на основе правильного показа.

Показ. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.

Метод пассивных движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке. Не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении. Так складывается двигательный рисунок навыка приема пищи.

Метод подражания. Подводя руку ребенка с ложкой ко рту, взрослый вытягивает губы трубочкой, имитирует втягивание ее содержимого. Малыш, подражая взрослому, снимает с ложки пищу.

Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу), можно считать, что обучение действиям приема пищи (техническая сторона) состоялось. С каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Однако ребенок этого возраста очень быстро устает сидеть за столом, часто отвлекается, его трудно организовать. Поэтому мама может докормить его, взяв другую ложку, при этом ребенок продолжает самостоятельно брать пищу своей ложкой.

Итак, взрослый в совместной деятельности с ребенком выполняет сразу несколько функций:

  • дает смысл действий с предметом;
  • организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
  • через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий.

Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребенка за столом. Для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, столы и стулья.

Малыша до 1 года 3 месяцев сажают в детское креслице. Сидя в нем, ребенок опирается ступнями о пол (ноги не зависают). Это важно для формирующейся осанки: опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу "над тарелкой" для аккуратного приема пищи. Ребенку повязывают нагрудник из непромокаемого материала, под который можно подложить один угол салфетки, а на другой поставить тарелку. Тогда и рубашка, и штанишки малыша останутся чистыми после еды.

Посуда также должна соответствовать возрасту ребенка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять ее следует до внутреннего ободка); тарелка для второго блюда с высокими краями или широкое блюдце, но не миска; чашка (бокал) с прямыми стенками.

Имеет значение и сервировка стола. На стол стелят скатерть или красивую клеенку, ставят хлебницу (малыш должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки (ребенок будет сам вытирать подбородок, губы), красивую детскую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Очень скоро он начнет узнавать свою тарелку, свою чашку, свою ложку. А они действительно должны быть только его — это требование гигиены раннего детства.

Любовь Николаевна Павлова
"Практическая энциклопедия раннего развития"
Статья предоставлена издательством "РОСМЭН"