Содержание:

Десять вечера. Тетради и учебники наконец складываются в портфель: завтра к восьми утра в школу. Девятилетняя Алина устало вздыхает: "Мамочка, мне кажется, я рождена для того, чтобы делать уроки". Алина — в третьем классе. Она приходит из школы не раньше двух-трех часов дня: каждый день — 5 уроков плюс дополнительные (обязательные по распоряжению завуча) занятия хором два раза в неделю, периодически какие-то репетиции, классные часы, по средам и пятницам — английский, со вторника по четверг — танцы. Все оставшееся время посвящается выполнению домашних заданий: презентация по окружающему миру, упражнения по русскому, задачи по математике... И так день за днем. Каждую неделю. Девять месяцев в году. Играть, гулять, а тем более бездельничать — некогда. Главное — это учиться, учиться и еще раз учиться!

К содержанию

Права и обязанности

Современные родители очень много внимания уделяют образованию ребенка, расценивая приобретение знаний как выгодное вложение капитала, гарантирующее неплохие дивиденды в будущем. Казалось бы, разумный подход. Вот только, к сожалению, получение хорошего образования часто становится не столько целью, сколько образом жизни ребенка. Жизни, в которой слишком много обязанностей и которая поразительно напоминает жизнь взрослого человека: вместо работы — учеба, вместо зарплаты — оценки, а в итоге — те же стрессы и переутомление. Но в отличие от нас, взрослых, дети реагируют на перегрузки гораздо острее.

Получение хорошего образования часто становится не только целью, но и образом жизни ребенка едва ли не с пеленок.

Вот наиболее типичные признаки того, что ваш ребенок не справляется с нагрузкой:

  • нарушение сна, ночные кошмары;
  • частые болезни;
  • снижение успеваемости;
  • эмоциональная неустойчивость (капризы, подавленность, истерики).

Знакомая картина? Увы. Даже одного из этих тревожных симптомов достаточно, чтобы всерьез обеспокоиться.

Предположим, ребенок плохо спит. Значит, на следующий день в школе он не сможет сосредоточиться. Отсюда проблемы с усвоением нового материала. А в начальных классах оказаться в числе неуспевающих — слишком трудное испытание для школьника. Когда что-то не получается, интерес к учебе пропашет довольно быстро. Организм ребенка чутко реагирует на внутреннее состояние паники — и вот, пожалуйста: температура, повышенное давление, боль в животе. Да что угодно, в конце концов.

Болезни чаще всего бывают самыми настоящими, и лишь изредка — придуманными. В любом случае это отчаянный крик о помощи: "Родители, остановитесь! Не отбирайте у меня детство!"

Наша задача — услышать своего ребенка и помочь ему. Нам это вполне по силам. Достаточно привести в равновесие систему "семья — ребенок — школа". Подобно Архимеду попробуем найти точки опоры.

К содержанию

Школьные нагрузки

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02), объем максимально допустимой недельной образовательной нагрузки в 1-м классе не должен превышать 20 часов при пятидневной учебной неделе. Другими словами, каждый день — не больше четырех уроков. Причем предусмотрен так называемый ступенчатый метод возрастания нагрузки. В первой четверти каждый день по 3 урока длительностью 35 минут, во второй — по 4 урока. Домашние задания и оценки в 1-м классе ребенок не получает.

Когда что-то не получается, интерес к учебе пропадает довольно быстро.

Во 2-4-м классах нормы меняются. Продолжительность урока увеличивается до 40-45 минут. Предельно допустимая нагрузка: 25 часов — при шестидневной учебной неделе и 22 — при пятидневной. То есть три раза в неделю — 4 урока, два раза — 5. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. А значит — никаких добровольно-принудительных занятий хореографией или пением после уроков!

Домашние задания появляются во 2-м классе, но их объем не должен превышать половины проделанной в классе работы. В среднем ребенок должен тратить примерно 20 минут на выполнение домашней работы по каждому предмету. Умножаем на четыре урока — получаем 1 час 20 минут в день.

По данным научного центра здоровья детей РАМН, фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, составляет от 9-10 часов в день начальных до 13-15 часов в старших классах.

Почему же наши дети просиживают долгие часы над учебниками и часто заканчивают "домашку" как раз перед тем, как лечь в кровать? Всегда ли причина кроется в том, что учителя по тем или иньм соображениям произвольно увеличивают объем заданий на дом? А может быть, дело в ребенке? Или даже в родителях?

Как это ни печально, именно родители часто виноваты в чрезмерных нагрузках школьника. Как говорится, благими намерениями... Стремясь к идеальному выполнению домашней работы, взрослые нередко заставляют ребенка по нескольку раз переписывать упражнение, увеличивая таким образом объем задания вдвое, а то и втрое. Причем результат иногда оказывается довольно плачевный: количество ошибок не уменьшается, а возрастает, потому что ребенок устал.

Не нужно предъявлять завышенных требований к своему чаду.

К содержанию

Стремление к совершенству

Заботясь о качестве образования, родители стараются отдать сына или дочь в школу с углубленным изучением ряда предметов, гимназию или лицей, полностью не осознавая, что подобные учебные заведения работают по более сложной программе, которую с легкостью освоит не каждый ребенок. В результате, если ученик не справляется, приходится прибегать к помощи частных учителей, а это — дополнительные нагрузки. И плюс ко всему в напряженный недельный график родители включают занятия музыкой, танцами или спортом. И как следствие — переутомление, апатия или даже болезни. Конечно, нельзя забывать, что все дети разные, и кому-то учеба дается легко: одновременные занятия в лицее, музыкальной и художественной школах для них не такой уж непосильный труд. Но это скорее исключение, чем правило. И даже таким одаренным личностям нужно свободное время. Время побыть просто ребенком.

Не раньше семи! Психологи и педагоги настоятельно рекомендуют не отдавать детей в школу раньше семи лет. До этого возраста мозговые структуры, которые отвечают за анализ текстов и распознавание символов, еще недостаточно развиты. До семи лет в психике ребенка преобладает игровая мотивация, а для того, чтобы хорошо учиться, должна превалировать учебная.

К содержанию

Что делать?

Существует ли эффективный способ борьбы с чрезмерными нагрузками? Безусловно!

Во-первых, не нужно предъявлять завышенных требований к своему ребенку: адекватно оценивайте его способности и возможности. Не стоит бесконечно повторять ему "ты должен". Единственное, что действительно должен ребенок — быть самим собой, а не машиной по усвоению новых знаний и умений. Ему необходимы свободное время, шанс выбрать занятие по душе и возможность время от времени просто повалять дурака.

Как помочь ребенку избежать переутомления?
  • Планируя день ребенка, не забудьте включить в распорядок время для отдыха и игр.
  • Чередуйте интеллектуальные и физические (спортивные) нагрузки.
  • Соблюдайте режим дня, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и сбалансированном питании.
  • Не забывайте о пользе массажа и водных процедур; они снимают напряжение, помогают организму расслабиться.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка: удобная мебель, хорошее освещение помогут выполнить домашнее задание с минимальными затратами энергии.
  • Разумно организуйте процесс выполнения домашней работы: не начинайте с самого энергоемкого задания (например, если ребенок потратит два часа на решение десяти задач, ни на что другое у него просто не хватит сил). Если малышу задали переписать слишком большой текст, ускорьте процесс, продиктовав ему, скажем, половину упражнения. Проговаривайте задание — это поможет ребенку быстрее его понять и справиться с ним.
  • Не заставляйте малыша по нескольку раз переписывать работу, выполненную "грязно": постарайтесь изначально настроить его на аккуратное выполнение домашнего задания.
  • Чаще хвалите ребенка, повышайте его самооценку.

Во-вторых, не стоит придавать большое значение успехам или неудачам вашего ребенка в учебе. Он имеет право на ошибки, и двойка, в конце концов, — рабочий момент. Если вы видите, что он устал, а уроки на завтра не сделаны, может, следует забыть на время об учебе? Иногда бывает полезным даже прогулять школу. Гораздо важнее следить за его эмоциональным и физическим состоянием, чередовать нагрузки с отдыхом, работу над домашним заданием и занятия спортом.

Избежать переутомления ребенку также помогут соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе и сбалансированное питание. Но самое главное лекарство от чрезмерных школьных нагрузок — осознание того, что жизнь состоит не только из получения хорошего или плохого образования. К сожалению, детство — это очень короткий промежуток времени. Постарайтесь наполнить его яркими событиями, окружить вашего ребенка теплотой и вниманием, чтобы, повзрослев, он с удовольствием вспоминал то время, когда был маленьким, и хотел хоть на минуту вернуться в эти счастливые годы.