• Лена 06.02.99 22:59:56
    Помогите! Сын учится во 2-м классе. Психолог озабочен его поведением на уроках. По всем тестам ребенок нацелен на учебу,но на уроках абсолютно пассивен.Психолог говорит,что нужно стимулировать процесс учебы оплатой за каждую оценку,типа оценка "5"-5 руб.;оц."4"-4 руб.;если "2"-отдай 5 руб.обратно.Как Вы думаете-это правильно? Мучаюсь в сомнениях.Может кто-то сталкивался с такой проблемой.Спасибо заранее за ответ.
    • Ирина 07.02.99 0:18:07
      Уважаемая Лена! Проблема интеллектуальной пассивности - одна из самых острых в младшей школе. То, что рекомендовал психолог, отвечает определеннму псих. направлению. Вам выбирать - приемлем ли тот или иной способ. А как Вы демонстрируете свою интеллектуальную активность дома? Начинайте от банального- обсуждения книг. походов в книжный магазин, если вы раньше этого не делали. Подчеркивается ли в вашей семье ценность знаний? Мотивирован ли Ваш ребенок на учебную деятельность - знает ли он, зачем она нужна в жизни, определяюще ли это для Вас? Только избегайте общих фраз и лицемерия, будьте конкретны. Чем занимается Ваш сын в свободное время, читает ли дома, читаете ли Вы при нем? С удовольствием продолжу начатый разговор, психолог, преподаватель психологии факультета начальных классов Самарского педуниверситета Ирина К.
       
  • Лена 07.02.99 21:09:34
    Ирина! Большое спасибо за ответ.Сын очень много читает,мы ходим в музеи,театры,потом долго обсуждаем либо книгу,либо картину которая понравилась или не понравилась,или спектакль.Но в школе,замкнут,пассивен на уроке,не поднимает руку даже если знает ответ.Психолог из школы говорит,что он настроен на учебу полностью,т.е на вопрос"Зачем ты ходишь в школу?",он отвечает"Чтобы учиться и получать знания".Только недавно выяснили,что у него страх перед дачей НЕправильного ответа.Видимо отсюда и все остальное.В семье не раз бсуждался вопрос по-поводу высшего образования.У него есть мечта,он хочет быть микрохирургом,как его дедушка.Но что с ним происходит в школе? Меня это очень беспокоит.Может нам школу сменить?
    • Женя 08.02.99 0:21:58
      Мне кажется, что менять школу имеет смысл только если есть угроза, что ребенка оставят на второй год, т.е. если он абсолютно не может учиться. А если может перебиваться с 3 на 4, то можно подождать окончания начальной школы, а уж потом переводить, как раз за это время можно подобрать другую, более подходящую, но не слишком дорогую школу. Не может ли быть, что в Вашей семье слишком серьезно относятся к интеллектуальному развитию ребенка? Последите за тем, как Вы отзываетесь о людях, как при ребенке характерезуете своих знакомых. Не создается ли у ребенка ощущение, что нет большего позора, чем сморозить глупость, проявить свою некомпетентность? Ведь мы часто рассказываем друг другу о том, как кто-то из знакомых "прокололся", дети это слышат, но мы знаем, что несмотря на проколы мы этого человека можем уважать и любить, а ребенку-то это не известно, он видит, что над ошибками смеются, он лучше не будет проявлять себя, чем подаст повод для таких шуточек. Почему это проявляется в школе, а не дома? Да потому, что он уже научился с первого своего слова по вашей реакции определять в правильном ли (на Ваш взгляд)направлении развивается его мысль. Подстроился уже, а в классе много соучеников и учитель, все разные. Страшно. Возможно, все не так, это довольно просто проверить, например, спросите себя, насколько часто Ваше мнение по поводу картины, книги не совпадает с мнением ребенка, насколько часто ему удается склонить Вас на свою сторону.
       
  • Лена 08.02.99 22:58:55
    Женя! Спасибо Вам. Дело в том,что детей,что старшего,что младшего никогда не старалась переубедит в их мнении по поводу книги или картины,спектакля.Мы с мужем всегда очень внимательно выслушивали их точку зрения,даже тогда,когда они были совсем малышами.Они привыкли,что с ними мы обращаемся как со взрослыми,советуемся с ними,или обсуждаем вместе с ними. А вот в школе...Старший,как выяснилось,"душа" компании. Но вот на уроках...Он учится в платной школе,где 13 человек в классе,индивидуальный подход,великолепные учителя,домашняя обстановка.Хотя я понимаю,что семья не заменит самой хорошей школы. НО ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ Я НЕ ЗНАЮ. Либо прислушаться к мнению психолога и "стимулировать" учебу сына с помощью денег? Спасибо всем,кто откликнулся и поддержал.
    • Женя 08.02.99 0:41:35
      Лена, а может быть Ваш ребенок просто не очень понимает правила игры "в школу"? Вообще, бывают проблемы у детей развитых, но не умеющих соблюдать субординацию, не понимающих смысла оценок, т.е. натурально, не желающих понять как строятся отношения в таком странном месте как школа. Хотя, может ребенок и понимает, но нутром не чувствует. А может быть ему просто скучно и надо его быстренько перевести через класс? А, кстати, как сам он объясняет Вам обстановку в школе? Он считает, что все нормально или ему дискомфортно? Он хочет сменить школу? Знаете, я в первых классах имела половину трояков. Потом стало много учителей, кто-то понравился, стало неловко получать плохие отметки, к 5-му классу была всего одна четверка, так и продолжилось, если не считать "уд" по поведению. Мама мне, когда были тройки, говорила так: троечник - как диагноз, редкий учитель поставит 5, видя, что остальные ставят 3. Надо быть или отпетой двоечницей или хорошисткой, отличники и троечники - зрелище убогое: серость и торжество широкой попы. (пусть не обижаются отличники, видимо мама просто хотела уберечь меня от комплексов, т.к. знала до чего я ленива). Помогло, даже помню до сих пор, надо же...
    • Ирина 09.02.99 20:42:18
      Уважаемая Лена! Искренне рада. что есть родители, так интересующиеся жизнью и трудностями своего чада! Возможно, что речь идет о т.н. "школьной тревожности", связанной со страхом сделать ошибку, быть "не тем", кем хотят взрослые, быть осмеянным. Боязнь сделать ошибку при выполнении дои. зад. связана с педантичностью родителей, которые драматично относятся к ошибкам. Соответственно. если дело качается школьных ответов, нужно знать, как реагирует (и как реагировала)учитель на неверные ответы детей. Возможно, что из-за индивидуальных особенностей нервной системы ребенок не успевает за темпом опроса учителя, который не ждет. обрывает детей. Достаточно 2-3кратного повторения подобной ситуации. Здесь, конечно. необходима совметная работа родителей, учителей, психолога. Кстати, по опыту знаню, что учителя редко признают свои ошибки.Помните, что школьные страхи и тревожность не только лишают ребенка радости. комфорта, но и ведут к неврозам. Рекомендую Вам автора, все работы которого посвящены детским неврозам - А. И. Захарова. Так же рекомендую Вам статью М.А.Камбуровой "Коррекция страхов и тревожности у младших школьников с использованием метафор" в сборнике "Возможности практической психологии в образовании"/ Под ред. Н.С.Бурлачук, М., 1998г.Сборник свежий. его можно найти в магазинах, специализирующихся на псих. лит-ре. Эта замечательная статья, я использовала этот метод в работе с собственным ребенком, хотя и не признаю этого направления в психотерапии для взрослых. По поводу смены школы - не торопитесь. но и не бросайте эту проблему. Менять нужно не школу, а учителя. Критерии - доброжелательность, ТЕРПИМОСТЬ, и редкая, но совсем не банальная ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ.Надеюсь на Ваш успех в решении проблемы. Добавлю, что родителю вполне по силам справиться с ней. С уважением, Ирина.
    • Светлана 10.02.99 11:42:18
      Уважаемая Ирина! Я с большим интересом прочитала ваши комментарии по поводу ситуации с ребенком Лены, хотя проблем такого рода у меня пока нет - моему сыну 3,5 года. Я хотела бы спросить Ваше мнение вот о чем: мой сын нарисовав или построив что-либо,спрашивает,понравилось ли мне его произведение. Я, конечно, его хвалю, когда требуется,мы вместе обсуждаем, что и как можно было бы сделать иначе. Казалось бы - все ясно, но ребенок, даже уже услышав мою оценку, еще несколько раз повторяет свой вопрос. Часто в такой ситуации он использует такую форму: "Ты даже не ожидала, что я так сумею?" Как ответить на последний вопрос грамотно? Иногда я говорю, что, да не предполагала, что он уже так хорошо научился чему-либо. Иногда - говорю, что как раз, наоборот, я знаю что он уже большой и многое здорово, даже лучше меня, умеет,и меня это очень радует. Меня тревожит, не означают ли подобные вопросы моего мальчика слишком большой зависимости от моей оценки или вообще оценок других людей?
    • Ирина 10.02.99 13:59:10
      Светлана! Ваши опасения совершенно направсны, хотя и вполне естественны. Причина такого поведения вашего ребенка - вступление в этап интенсивного развития личности, в первую очередь, развития самосознания, самооценки,уровня притязаний. Я как раз часто вижу результаты неправильного отношения к этой ситуации, когда родители, во благо, как им кажется, чтобы приучать ребенка к суровым условиям жизни ("Ведь потом их по головке гладить не будут") или вырабатывая умение "Критично" относиться к своей деятельности, постоянно указывают на недостатки. Результат - распространен и плачевен. Большинство наших соотечественников, к сожалению, - люди с глубоким чувством вины и неполноценности. Нормально, что ребенок ищет подтверждения своим успехам и нормально. что имеено у родителей. Вы еще долго будете у него ориентиром в жизни (а кто же?). Конечно. нужно учить ребенка видеть ошибки в своей деятельности (а не недостатки личности).Если боитесь перехвалить, действуйте по схеме "похвала, отмтка положительного - разбор (совместный) некоторых недочетов - снова обобщающая похвала". Хотя считаю, что, оценивая искренне и справедливо, перехвалить невозможно. Главное - не обобщать и в критичеком оценивании деятельности не переходить на критическое оценивание личности. Важно выражать уверенность и в дальнейшей успешности, в том, что он хороший, добрый, умелый, замечательный и,конечно, любимый. С пожеланиями успеха в жизни Вам и вашему сыну. Ирина.