Содержание:

Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с польским детским и семейным психологом, отцом четверых детей Шимоном Гжеляком и его семьей. В течение недели я с открытым ртом слушала его мысли о воспитании детей, потом попросила прислать мне написанные им статьи, на основе которых он впоследствии выпустил книгу "Стратегия позитивных инициаций". Можем ли мы перенести его опыт на родную почву? И можем ли применять его стратегию с собственными детьми?

Стратегия положительных инициаций.Часть 1Помните, как на задворках школы выкурили первую сигарету или играли в "бутылочку"? Догадывались ли вы тогда, что вами движет потребность в инициации?

Инициация — (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Идеей инициации является выведение младших старшими, неопытных опытными, непосвященных посвященными на новый уровень, новую высоту.

Потребность в инициации естественна и живет в каждом из нас. Мы найдем ее следы в каждой религии. Крещение, первая исповедь в православном христианстве, у католиков к этому добавляются разнесенные во времени с вышеупомянутыми таинствами первое причастие и конфирмация (миропомазание); бар-мицва и бат-мицва в иудаизме, ритуалы самскара в индуизме. Ритуалы "введения во взрослость" существовали практически в каждой первобытной культуре. А советские ритуалы? Все эти приемы в октябряты, пионеры, комсомол...

К содержанию

Отрицательные инициации

Отсутствие современных институтов инициации в сегодняшнем обществе приводит к индивидуальному и групповому поиску путей инициации. Здесь-то мы и приходим к началу статьи: поскольку инициации в нашей культуре носят очень отрывочный характер, а потребность в них никто не отменял, дети и подростки вступают на путь отрицательных инициаций.

Шимон Гжеляк пишет: "Когда в группе людей, занимающихся профилактикой проблем детей и молодежи, я спрашиваю об ассоциациях со словом „инициация“, быстро появляется целый список. Большинство ассоциаций относится к рисковому поведению или проблемной молодежи: никотиновая инициация, алкогольная, наркотическая, сексуальная... Вот контекст посвящений и начал, в который входит значительная часть молодежи. Почему? Потому что молодые люди хотят быть взрослыми, хотят, чтоб к ним относились с уважением, хотят познать посвящение, хотят открывать новые горизонты, хотят жить, хотят принимать вызовы".

А способ инициации определяет культура. Какая культура — такие и посвящения. Какое общество — такие и инициации. Во времена кризиса культуры и семьи перед большой частью молодого поколения никто не ставит позитивных вызовов, к которым молодые стремились бы дорастать. А если вызовы ставятся, то подросткам часто недостает помощи, чтобы их принимать. Нехватка позитивных вызовов и нехватка поддержки вытекает из проблем мира взрослых, которым трудно играть роль позитивных авторитетов перед такой требовательной аудиторией, как подрастающие дети. Потому что взрослый, который ставит вызовы, должен быть достоин веры. Должен жить в согласии с тем, что говорит. Должен сам быть посвящен в то, во что посвящает. И еще должен уметь поддерживать младшего в переступании порога и найти на это время.

На практике часто случается, что потребности развития молодых людей подталкивают их в сторону тех посвящений, которые есть под рукой. Они переступают новые пороги самостоятельно. Ровесники или ребята на пару лет старше играют роль вводящих и ставят вызовы. Первая сигарета на глазах одноклассников, первое пиво. Первые порнофильмы, сексуальные контакты, первая кража... Много ценного адреналина. А вновь посвященный начинает посвящать следующих.

У отрицательных инициаций есть одно преимущество — они легки. Не нужно для них ни специального знания, ни силы характера, ни нравственного чувства. Отрицательные инициации идеально подходят к климату потребительского общества, где царит иллюзия достижения счастья без усилия. Вот батончик, который тебя осчастливит! Еще больше халявных импульсов, и будешь иметь вокруг себя круг приятелей! Выпей наше пивко, и приобретешь силу укрощения стихий!... В такие начала легко вводить. Авторитет, который вводит, в полной мере достоверен. Так же выпил. Так же выкурил сигарету (марихуану). Так же побил. Кроме того, этот авторитет оказывает поддержку. Вырожденной формой поддержки здесь является прессинг ровесников, прессинг группы.

Шимон Гжеляк предлагает не сидеть сложа руки, пока окончательно не исчезнет значение традиционных инициационных порогов. Он побуждает родителей, педагогов, психологов творчески подойти к созданию новой культуры воспитания, которая обогатится новыми, приспособленными к нашему времени инициациями, а также усилит значение прежних. Черпать вдохновение он предлагает из традиции, из современных педагогических знаний, а также не в последнюю очередь из личного опыта, который каждый из нас, немного подумав, может добыть из сокровищницы воспоминаний. Стратегий, этапов и порогов, может и должно быть настолько много, насколько разнообразны мы, взрослые.

К содержанию

Инициации младшего возраста

Стратегия положительных инициаций.Часть 1В раннем возрасте одной из "вех" может стать первый постоянный зуб. Что если в честь этого отец возьмет дочку или сына в какое-нибудь "взрослое" путешествие? Содержание путешествия зависит от интересов отца, просто это должно быть что-то, что будет ребенку немного трудно, но интересно, например, однодневный пеший или лыжный поход. Должно быть какое-то преодоление, но в конце что-то приятное — купание в озере или речке или вкусный обед в кафе для лыжников. А главное, только с папой, без мамы, брата или сестры. Сами имея троих детей, мы хорошо знаем, как каждому из них важно индивидуальное внимание родителей. Итак, во время этого путешествия отец объявит ребенку о том, что он теперь выходит на другой этап с новыми правами и обязанностями. Например, дочкам Шимона позволялось отныне гасить свет в спальне на 10 минут позже, что было очень "престижно" в глазах младших. В то же время именно с этого момента ребенок включался в круг домашних обязанностей, например, должен был по очереди со взрослыми или старшими детьми ставить посуду в посудомойку.

Интересно, что первый и последующие дети переживают инициации по-разному, и оба способа одинаково полезны. Для старшего в приключении есть момент неожиданности, и новые правила тоже совершенно новы. А последующие дети отныне будут с нетерпением ожидать, когда же и у них сменится первый зуб, чтобы и они могли стать большими, как сестра или брат. В семье Шимона самая маленькая дочка настолько хотела участвовать в складывании посуды в посудомойку, что "выбила" себе право заменять любую из заболевших сестер.

С обязанностями должно быть так, чтобы они были для ребенка "подъемными", и накладывать их на ребенка нужно вовремя. Ведь для 10-летнего убирать посуду в посудомойку совершенно не является "престижным". В то же время если 5-летнему поручить мыть посуду после жирной еды, это может для него стать сложновыполнимой задачей. Вспоминаю, как мне было приятно, когда мне поручали во время наших многочисленных переездов упаковывать книги, однако, складыванием посуды или других "негабаритных" вещей меня не нагружали.

Следующий этап — первый раз в первый класс. В нашем обществе это большое событие. Родители вместе с ребенком покупают портфель и пенал, школа устраивает праздник. В храмах каждый год 1 сентября служится молебен за учащихся, это внимание детям из верующих семей неизменно важно и приятно. Перемены в жизни ребенка и так происходят, уровень ответственности значительно возрастает, от родителей требуется только подавать ребенку четкие сигналы "ты справишься", "твоя роль очень важна", "мы в этом с тобой".

Также переход в школьный возраст может стать хорошим поводом для постепенного увеличения уровня самообслуживания. Шимон рассказывает о том, как он договорился с детьми, что сам режет хлеб на бутерброды, а остальное в подготовке "перекуса" в школу девочки берут на себя. Постепенно к 9-10 годам дочки уже справлялись с бутербродами в школу совершенно самостоятельно. В конце концов, этим мы готовим ребенка ко взрослой жизни, которая требует постоянных жертв, и привычка к самообслуживанию будет незаменима в жизни семейной. А родителям остается время на то, чтобы в нашем сумасшедшем ритме еще успевать уделять время друг другу, ведь поддержание теплых и романтических отношений между матерью и отцом исключительно необходимо детям.

Потом приходит возраст 8-9 лет, когда, по наблюдениям Шимона, дети начинают отдаляться от родителей. Это стало причиной того, что он сделал восьмой день рождения особой инициационной вехой. На этот раз он брал дочку в поход не на один, а на пять дней. Даже забирал из школы. Для него это была возможность познакомить ребенка с одним из своих увлечений — альпинизмом в Татрах. Поделиться радостью единения с природой, простой еды, приготовленной на примусе, общения с такими же пешими туристами. Согласитесь, времяпровождение совершенно отличное от сидения перед экраном телевизора или компьютера. Конечно, маршрут он выбирал легкий, и с каждым ребенком приобретал все больше опыта в том, как не перегрузить.

В нашей семье этот возраст стал началом регулярных совместных прогулок ребенка с отцом, один на один. Наш близкий друг и крестный отец наших детей, у которого дети старше, дал нам один ценный совет: заводите традиции совместного проведения времени с родителями до подросткового возраста. Потом это станет привычкой, будет само собой разумеющимся. Потому что подростка этим уже не заинтересовать. Муж ходит с дочерью на прогулки раз или два в месяц, это возможность выслушать ее и рассказать что-то о себе. Для нее это как свидание. Причем когда мы попробовали это с младшей в более юном возрасте, эффекта совершенно не было, она просто не доросла.

Одной из основных задач стратегии позитивных инициаций является как раз укрепление связи между детьми и родителями. Крепкие отношения — гарантия успешного переживания тяжелых подростковых лет, выпестованное доверие ребенка дает надежду на то, что со своими "недетскими" проблемами он обратится к родным.

К содержанию

Инициация и отцовство

Отдельную статью посвятил Шимон связи инициации с ролью отца. В ней он рассказывает в том числе о славянской традиции ритуальной передачи сына под власть отца. Это происходило обычно в возрасте 7-9 лет. В этой связи мы видим, что методы позитивных инициаций были применены не только в "девчачьей" семье Шимона, но и опробованы в семьях его подопечных, где были мальчики. Он рассказывает об интересном опыте одной семьи, где мальчик был разбужен среди ночи и проведен родителями через приключение длиною в час с участием темноты, чеснока, лимонного сока, холодной воды и горящего факела, который представлял собой жизнь инициируемого, которая сначала была в руках матери, а затем символически перешла в руки отца. Также мальчик, которому не очень хорошо давалось чтение, при свете факела должен был прочесть, что он теперь не малое дитя, а подрастающий мужчина, и переходит под власть отца, у которого он, в свою очередь, заберет факел в возрасте 18 лет.

Конечно, чтобы для ребенка все это приключение не стало слишком большим сюрпризом, папа несколько раз предупреждал его, что скоро придет момент, начиная с которого они с мамой будут считать его "не мальчиком, но мужем".

После этого мальчик стал самостоятельно ходить в школу, мама перестала проверять его уроки, а контроль со стороны отца не был таким беспокойным и мелочным, как со стороны матери, которая постоянно за сына переживала. Это давало сыну больше ответственности, которая помогла ему лучше успевать в школе.

А маме это помогло освободиться от роли "полицейского", который должен постоянно бороться с преступником, пытающимся увильнуть от облавы. Это открыло больше возможностей для приятного времяпровождения матери с сыном, совместных вылазок, веселья, а не препирательств.

Шимон рассуждает, что слишком много отцов "дезертируют" с поля боя и вообще не интересуются школьными успехами и другими делами своих детей. Так не должно быть ни по отношению к сыновьям, ни по отношению к дочерям.

Продолжение сделует...