Содержание:

Вот и прошли те дни, когда вы сидели со своим малышом дома. Теперь он стал совсем взрослым и пошел в детский сад, а на вас обрушилась целая куча новых дел: рано утром подъем, работа, не забыть завести малыша в детский садик, а вечером - с работы опять за ребенком, ужин, сон и так каждый день с самого начала... Конечно, еще в этом списке не хватает: стирки, уборки, глажки, магазины и кухня, кухня, кухня... Ни о каких "умных" и требующих времени игр речи в таких ситуациях быть не может. Только на сказки перед сном и остается время. Нам бы в сутках - хотя бы 48 часов!

Поэтому всю надежду многие мамочки возлагают на добрых мамочек - воспитательниц в детском садике. Но хорошо, если группы маленькие. Да, занятия там проводятся по плану, но ведь этого совсем мало. Поэтому, дорогие мамочки, давайте постараемся уделять хотя бы один часик в день, (это может быть время, пока вы идете домой из садика, из магазина, в выходной день или праздник) самому дорогому, что у нас есть - нашим любимым деткам. Многие мамочки, начитавшись, кучу публикаций о развитии детей до трех лет, думают: "А ведь моему ребенку уже три и мы еще не все умеем и знаем, неужели все упущено?" Не переживайте, у вас еще много времени, ведь психика ребенка до 6 лет настолько легко поддается обучению, что вы сможете очень быстро наверстать упущенное. А я хочу предложить "Игру между делом, на ходу" для детей, которые уже немного говорят, которая помогает правильно сформировать понятие цвета в зрительном восприятии. Ее можно проводить везде: во время прогулки, а я предлагаю заняться этой игрой на кухне (пока мамочка готовит обед или ужин, - малыш с помощью красок и кисточки знакомиться с цветами радуги). Семь цветов, которые должен знать, уметь находить и называть ребенок: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - семь цветов радуги.

Для нас, взрослых, есть одна очень хитрая подсказка - вы, наверное, уже знаете, как легко можно запомнить эти цвета? По первым буквам слов: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Но для наших малышей этот способ запоминания не годится, т.к. звуковой анализ еще не развит. Для малыша лучше всего подойдут стихи.

Красный

Красная редиска выросла на грядке.
Рядом помидоры - красные ребятки.
Тюльпаны красные - бравые солдатики,
С красными гвоздиками хороводят в садике.

Оранжевый

Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа,
Оранжевая тоже.

Желтый

Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый

У нас растет зеленый лук,
И огурцы зеленые,
А за рекой зеленый луг
И листики зеленые.

Голубой

Глаза голубые у куклы моей
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Синий

В синем море - островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок-
Синий, синий василек.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она,
На столе в красивой вазе около окна.

А теперь "Сказка - игра", для которой понадобятся только кисточка и краски, думаю, что это всегда найдется в каждом доме. Эта игра формирует у детей представление о том, что, смешивая три основных цвета в разных пропорциях, можно получить почти все цвета радуги.

К содержанию

Сказка

В одном сказочном царстве, разноцветном государстве жили-поживали два брата. Младший работал маляром, красил дома, раскрашивал все улицы, деревья, всегда ходил веселый и приветливый. Люди очень радовались работе младшего брата, им было приятно видеть голубое небо и белые облака, первую зеленую травку, серебристый дождик и яркую, многоцветную радугу на небе. Малыш, а твой мир, твое "государство" разноцветное? А дома в твоем городе/ поселки кто покрасил? Видел ли ты в небе радугу? А старший брат всегда ходил угрюмый, ничего его не радовало, он очень завидовал младшему из-за того, что люди любили его самого и его работу, и мечтал отомстить. И вот однажды, когда младший из братьев отправился в соседнее королевство раскрашивать замок, старший пошел к злой колдунье и попросил ее стереть с предметов все цвета, уничтожить всю работу младшего брата, да так, чтобы никто не смог эти чары снять.

- Хорошо, - ответила ему колдунья. - Я сделаю так, как ты хочешь. Я заколдую твое царство, я выкрашу его в серый цвет, и люди забудут, что когда-то оно было разноцветным, и никто не сможет его расколдовать, пока они сами не вспомнят, что есть разные краски. Малыш, скажи, пожалуйста, а когда небо бывает серым? (когда на нем тучи, когда идет дождь). А другие предметы когда-нибудь становятся серыми? (в темноте, когда их плохо видно). Подумай, весело ли будет жить в серой стране? С тех пор в этой стране после долгой ночи наступило хмурое утро. Люди перестали обращать внимание друг на друга, они стали чаще ссорится. Бесцветный мир их не радовал. Но как ни старалась злая колдунья, стереть воспоминания о красочном мире у людей ей так и не удалось. Дети же сразу почувствовали, что они лишились чего-то прекрасного. Среди них нашелся один мальчик, который решил понять, почему вокруг так мало радости. Он отправился в путь по серому царству-государству и по дороге расспрашивал всех, кто ему встречался, не знают ли они, отчего это люди живут так скучно? Но люди в ответ пожимали только плечами. Однажды мальчик набрел на старую хижину, где жил одинокий слепой старец, и спросил его:

- Дедушка, а ты не знаешь, почему в нашем царстве-государстве все люди живут так скучно? Почему все такие злые?

- Слушай, сынок, - промолвил старец,- я расскажу тебе, как люди жили раньше, и что случилось потом. В те времена я был помоложе и работал придворным маляром - красил замки и дома в красивые оттенки. Я очень любил свое ремесло, потому что оно приносило людям радость. Один заморский король даже пригласил меня, чтобы я расписал его замок в разные цвета. А, когда я вернулся домой, то чуть не умер от горя: труд всей моей жизни пропал. Все дома, да и все вокруг стало серым, а люди как будто стали чужими. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели от слез. Самое дорогое, что у меня осталось - это три мои краски, привезенные издалека.

- Дедушка, покажи мне их, пожалуйста, - робко попросил мальчик. Старик нащупал узелок и достал дощечку с красками. А теперь, малыш, прежде чем я продолжу сказку, нарисуй на своем листочке эти три цвета (синий, желтый и красные круги). Мальчик не мог оторвать взгляд от ярких нарядных красок. Старик почувствовал это. Он стал рассказывать, какие еще бывают краски, и какого цвета все вокруг. Затаив дыхание, мальчик слушал.

- Я знал, - продолжал старик, - что тебе понравятся эти краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их, и ты сможешь вернуть людям радость. Долго я ждал этого часа. Старик вздохнул и заснул вечным сном. Мальчик поплакал и решил, что нужно поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым и разноцветным. Но вот беда: старичок рассказал, какими красками что раскрасить, а как их смешать, показать не успел. Мальчик совсем не умел обращаться с красками, поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, он отправился на необитаемый остров. "Здесь-то я и потренируюсь", - решил он. На солнышко он брызнул желтой краской, как и учил его старичок. Солнышко заулыбалось. Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия. В море он капнул синей краски, и оно ожило. Теперь очередь дошла до дерева с апельсинами, которое стояло на острове. "Что же делать, как получить оранжевый цвет для апельсина?! - подумал мальчик, глядя на краски. Малыш, давай поможем мальчику. Как получить оранжевый цвет? (Смешать желтый и красные цвета). Давай и мы сделаем то же самое.

Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья деревьев. Тут он легко догадался, как получить зеленый цвет, и смешал две краски. Какие две краски смешал мальчик? (Правильно, желтую и синюю). Смешай и ты свои краски и закрась кружок зеленым цветом. Затем мальчик нечаянно капнул синей краской в красную, и они смешались. "Ничего, - решил он,- этим цветом я выкрашу себе брюки". Малыш, давай, и мы смешаем синюю и красную и посмотрим, какой цвет у нас получится. Кружок этого цвета мы поместим между красным и синим. "А теперь, - решил мальчик,- смешаю-ка я все три краски, какие у меня есть, - желтую, синюю, красную". Он пробовал несколько раз, добавляя больше то одной краски, то другой. И, о чудо! У него получались разные оттенки коричневого, серого и даже черного цвета. Мальчик легко подобрал цвет для ствола пальмы. Сейчас мы тоже попробуем смешать эти три цвета. И сделаем это в среднем кружочке. Юный художник решил покинуть остров, но увидел, что небо осталось безжизненно-белым. "Нет, сюда такой синий цвет, как у моря, не подойдет, - размышлял мальчик. Как же сделать небо нежно голубым? Я смешиваю разные краски, но не один оттенок не подходит. От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза капнула на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала нежно-голубой. Малыш, а что будет, если в любую краску добавить немного воды? (они станут светлее). Осветли все краски и нарисуй ими колечки вокруг всех наших разноцветных кружочков.

Вот такая вот забавная сказка. Она немного длинноватая, но вы сами можете придумать ей любой сюжет. Таким способом моя старшая дочка выучила все цвета (но ей больше нравилось, когда во время прогулки я сочиняла сказку и мы в парках, на бульварах находили все эти цвета). Моему маленькому Сереженьке 1 год 11 месяцев: он все понимает, и пока совсем не говорит, однако он очень любит мои сказки, внимательно их слушает, пытается рисовать красками. И я, надеюсь, что он также скоро сможет распознавать все цвета радуги. Дорогие мамочки, уделяйте хоть немного внимания каждый день своим деткам, и вы увидите, сколько счастья и радости будет в глазах у вашего малыша. Крепкого здоровья вам и вашим деткам.

Надежда, npod@yandex.ru.