Содержание:

Полоцк и Изборск, Чернигов и Смоленск, Владимир и Галич могут, как по мановению волшебной палочки, вдруг ожить у вас на ковре посередине комнаты или возродиться прямо на письменном столе. Для этого нужен всего лишь специальный конструктор, из которого можно сложить почти настоящую крепость - сердце любого старинного русского города.

А вслед за этим оживут такие забытые слова, как "детинец" и "окольный город", "валы" и "бойницы". И начнется игра - взятие крепости или ее защита. И будет она долгой и увлекательной, такой же, как русская история.

Для игры вам понадобятся как минимум два отряда солдат, два игральных кубика и, конечно же, правила. Они могут быть, например, такими.

К содержанию

Начало игры

Вначале вы должны разместить свои войска на поле боя. Сделайте это тайно друг от друга - многое в предстоящей битве будет зависеть от мудрости замысла полководца. Пусть каждый начертит на листе бумаги план крепости и дислокацию ваших отрядов. Потом покажите эти планы друг другу и расставьте солдат в крепости (это осажденные) и вокруг нее (это осаждающие).

К содержанию

Передвижение

Ваши воины будут ходить на столько шагов, сколько вы выбросите очков на игральном кубике. Бросьте кубик 3 раза, сосчитайте, сколько всего очков выпало, и передвиньте ваших воинов на такое количество шагов. Но помните: пехотинец может за раунд сделать не более 4 шагов, а конный воин - не более 8. Благодаря кубику ваши воины будут подниматься и на стены крепости по штурмовым лестницам: сколько очков вы выбросите, на столько ступенек поднимется ваш солдат.

К содержанию

Стрельба

В вашей армии наверняка будут воины, вооруженные луками или арбалетами. Это оружие позволяет поражать противника на расстоянии при условии, что противник находится на линии выстрела. Определять, удалось ли вам сделать удачный выстрел, будет игральный кубик. Скажите "Стреляю", укажите, в кого, и бросьте кубик. Если расстояние до вражеского воина меньше 10 шагов, то вам достаточно 4 очков на кубике, чтобы убить противника. Если расстояние от 10 до 20 шагов, то меткий выстрел получится у вас только в том случае, если вы выбросите "5" или "6". Больше, чем на 20 шагов, стрела не полетит.

К содержанию

Рукопашная схватка

Рано или поздно ваши воины сойдутся в рукопашном бою. Победителя здесь будут определять игральные кубики. Бросьте их и посмотрите на результат. Если разница между выпавшими очками не меньше 4-х, то моментальную победу в схватке одерживает тот, у кого выпало больше очков. Например, если вы выбросили "6" или "5", а у противника выпало "1", то ваш воин поразил своего соперника наповал (тот убит и убирается с игрового поля боя). Если перевес меньше - 1 или 2 очка, то выбросивший меньшее число очков отступает на шаг или два (зависит от разницы в выброшенных очках), а выбросивший больше получает право на еще один бросок - возможность улучшить результат и победить. Если два или три ваших воина напали на одного противника, то у вас есть преимущество: противник будет бросать кубик один раз, а вы - два или три.

К содержанию

Победа

Осаждающая армия побеждает в том случае, если полностью уничтожит противника или заставит его сдаться в плен. Для осажденных победой будет отступление осаждающих, которые поймут, что у них нет сил для победы над гарнизоном.

К содержанию

Придумывайте сами

Постепенно вы можете делать игру все более увлекательной. Не бойтесь вводить новые правила, но с одним условием: эти правила должны быть приняты всеми играющими. Ваши воины, например, могут приобретать боевой опыт. Отметьте солдата, уложившего противника наповал, наградой (это может быть нитка, повязанная на руку) и в следующей схватке ему - ветерану, опытному воину - будет достаточно уже разницы в 4 очка, чтобы отпраздновать новую победу и получить новую награду. Вы можете ввести и игру пушки или волшебников, которые будут обладать особыми способностями.

Если родителям или кому-то из старших детей повезет найти еще и соответствующую книжку, например "Русскую крепость" изданную в Москве Центром детской книги в 1995 году, или какой-то захватывающий исторический роман на эту тему, то игра может оказаться серьезным учебным занятием - и по истории, и по родному языку, а прежде всего, конечно же, по фортификации.

Иван Николаев
Статья из журнала