Гуляя с годовалым сынишкой на детских площадках, я стала замечать, что большинство детей начинает говорить гораздо позже, чем десять-тринадцать лет назад, когда росли мои дочери. Если тогда мне казалось, что наша средняя, обходившаяся до года и семи месяцев набором из слов "мама", "папа", "куколка" и "платьице" чуть ли не отстает в развитии, то теперь большинство двухлеток едва лопочут, а полуторагодовалые в основном просто мычат.

Проблемы с речью, как с устной, так и с письменной наблюдаются и у более старших детей: все чаще фиксируются нарушения речи и плохо поддающиеся лечению логопедические дефекты (дислексия, алалия) у дошкольников; школьники с трудом формулируют свои мысли, не справляются с изложениями и простенькими пересказами, не могут выучить наизусть стихотворение, резко снизился уровень техники чтения. Работая учителем словесности в гимназии, я в течение нескольких лет наблюдала, как катастрофически год от года снижается общий уровень грамотности, навык работы с текстом, владение родным языком, и это в элитарной школе для одаренных детей! Что же тогда говорить о школе массовой.

Меньше всего мне бы хотелось быть похожей на брюзгу и ностальгически вздыхать о прежних временах, когда и дети были грамотнее, и апельсины круглее. Но сложившаяся ситуация меня, как филолога, педагога и мать троих детей не может не пугать, и мне хотелось бы понять причины, по которым наши дети разучились говорить, читать и писать.

Причин, я полагаю, несколько. Начнем с малышей. Тех, которые еще не родились. Сейчас уже ни у кого не возникает сомнения, что плод начинает воспринимать звуки очень рано, а к шести месяцам его слух практически полностью сформирован. Тем не менее, мало кто пытается разговаривать с еще не родившимся ребенком, именно беседовать, громко и вслух, обращаясь непосредственно к малышу. Таким образом, несколько месяцев оказываются упущенными. И каких месяцев! Ведь в этот период идет активный рост мозга ребенка, и чем больше он будет получать сигналов из внешнего мира, тем больше будет возникать связей между мозговыми нейронами и тем выше будет интеллект малыша. А сидящий в животике мамы кроха лучше всего может воспринять именно звук. Значит, мы могли бы рассказывать ему стихи и сказки, петь песни, просто болтать с ним на разные темы … а мы молчим. Или ругаемся с мужем, мамой, свекровью, просто сквернословим, сплетничаем … А еще мы без конца смотрим телевизор, еще до рождения отравляя мозг ребенка ядовитыми плодами массовой культуры: косноязычными сериалами, навязчивой рекламой, идиотскими песнями. Кстати, хотя наши предки ничего не знали о развитии связей между нейронами, беременным искони полагалось петь красивые песни, им запрещалось сквернословить и слушать, как ругаются другие. Любая деревенская баба знала, что с "животиком" нужно разговаривать, часто и ласково, чтобы "дитятко не зачахло".

Но вот, малыш родился. Во многих родильных домах до сих пор сохраняется варварское правило отделять дитя от матери сразу после рождения и приносить лишь на кормление. Получается, что в важнейшие для ребенка дни, когда он находится в состоянии "импритинга" (это когда новорожденный впитывает и запечатлевает навеки все виденное и слышанное, когда формируется база сознания), -- именно в это ответственное время малыш оказывается изолированным от матери, и единственное, что он видит - это белые стены и потолок, а единственное, что слышит - это вопли других младенцев и раздраженные голоса усталых от этого гвалта медсестер. Вот, кстати, это одна из причин, почему "роддомовские" дети плачут чаще тех, кто появился на свет дома.

Но много ли мамы разговаривают с младенцами, вернувшись домой? Пособия по уходу за новорожденными "заботливо" советуют молодым родителям не баловать малышей, "приучать их к самостоятельности", оставляя рыдать в одиночестве, не брать без необходимости из кроватки, не носить слишком много на руках, не класть к себе в постель … Общаться с младенцем рекомендуется во время кормлений по графику (6 раз в день, причем "специалисты" не советуют держать ребенка у груди больше 15-20 минут), смены пеленок (при использовании памперсов сводится к минимуму) во время гимнастики (по рекомендации официальной медицины 10 минут в день) Посчитали, что получается? Остальное время воспитанный младенец должен или спать, спеленутый по рукам и ногам, или развлекать себя самостоятельно, лежа на спине и разглядывая развешанные перед его носом погремушки. Прежде, чем предложить такой образ жизни своему ребенку, попробуйте провести так пару деньков сами, посмотрим, появится ли у вас после этого желание вообще когда-либо разговаривать …

И вот, измученные воплями мамы ведут борьбу за режим и дисциплину, высчитывают минуты до очередного кормления, ждут, стиснув зубы, когда малыш, наконец, "поплачет и сам заснет" … вместо того, чтобы посадить кроху в кенгурушку или перевязь и заниматься своими домашними делами, тихонько разговаривая с малюткой, рассказывая ему сказки и напевая песенки. А он, может быть, пососет грудь вне графика (возможно, просто, чтобы проверить, на месте ли молочко) и незаметно заснет, слушая вас. А вы к этому времени уже перемоете посуду и сможете вздремнуть часок вместе с ним …

Или, может, он вообще не хочет спать? Многие младенцы спят совсем не так много, как это положено по возрасту. Мой сын, например, с самого рождения спал днем всего три раза по два часа, а остальное время был бодр и весел. Если ваш малыш не соня, у вас есть замечательная возможность приучить его к чтению. Покупайте книжки с яркими, крупными картинками (коротенькие стишки, потешки, маленькие сказки) и начинайте хоть прямо с рождения читать вслух. Поверьте, груднички способны понять гораздо больше, чем нам кажется. Во всяком случае, слушают они с огромным удовольствием. Надоело читать - ставьте кассеты со сказками и стихами в исполнении хороших артистов, благо сейчас их продается очень много и они совсем не дороги. Только не думайте, что одно исключает другое. Даже самым профессиональным исполнением нельзя заменить мамино чтение с рассматриванием картинок, пояснениями, повторами …

Ася Штейн, asya_shtein@mtu-net.ru, филолог-классик.