Содержание:

Мы часто слышим фразу «принимайте детей такими, какие они есть», но не всегда понимаем, как это сделать. Как, скажите, принять плохие оценки или полное нежелание помогать по дому? Вот пример консультации психолога по поводу недовольства отца поведением своего 12-летнего сына. И упражнение, которое каждый из нас может сделать самостоятельно для улучшения отношений с детьми.

Ребенок плохо учится

Деннис был отцом очень талантливого двенадцатилетнего мальчика. Истинной страстью Майкла было японское аниме. Он был зарегистрирован на огромном количестве сайтов, посвященных этой теме, записывал и смотрел телешоу и заполнял рисунками любую найденную чистую бумажку или пустое место на ней (включая поля его учебных тетрадей).

Когда мы встретились с Деннисом, он был расстроен и смущен плохими оценками сына и его нежеланием больше заниматься. Ему казалось, что сын тратит время на что-то совершенно бесполезное и что вместо этого он должен проявить себя в спорте.

Я попросила Денниса представить список тех вещей, которые наиболее огорчали или разочаровывали его в Майкле. Вот что получилось.

  • Его вообще не волнуют домашние задания.
  • Он постоянно что-то рисует.
  • Он тратит время на просмотр глупых телешоу.
  • Он должен проводить больше времени на улице, занимаясь спортом.
  • Он должен больше вести себя как мальчишка и развиваться физически.

Затем я попросила Денниса описать те чувства, которые приходят к нему, когда он зачитывает каждое написанное им предложение. Ему на ум пришли такие слова, как «разочарованный», «встревоженный», «смущенный» и «беспомощный».

Затем мы перешли к необходимости пролить немного света на мысли и убеждения относительно сына, которые Деннис сам внушил себе. Ниже приведен усеченный вариант упражнения, которое мы проделали с Деннисом для проработки одной из расстраивающих его мыслей: «Майкл должен проводить больше времени на улице, занимаясь спортом».

К содержанию

Разговор с психологом: как посмотреть на проблему с другой стороны

— Одна из мыслей, которую вы отметили, заключается в том, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом. Это правда, Деннис?

— Да, это правда! Мальчик должен проявлять хоть какую-то физическую активность и проводить больше времени на свежем воздухе!

— Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом?

— Ну, думаю, что я не могу знать, что это абсолютная правда, но я, безусловно, думаю, что он должен поступать именно так! Нет ничего хорошего в том, что мальчик сидит целый день взаперти, просматривая шоу или рисуя.

— Я понимаю. И что вы чувствуете или как реагируете, когда верите в эту мысль, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом?

— Ну, я чувствую себя разочарованным и раздраженным и даже немного стыжусь Майкла, который ведет себя как маленький ребенок. А затем я начинаю переживать за него: мне кажется, что ему придется очень непросто в жизни, если все время он будет проводить дома, рисуя и болтая в чатах с другими художниками о своем хобби, вместо того чтобы заняться чем-то и хоть немного физически окрепнуть.

— Когда вам на ум приходят эти мысли, как вы ведете себя по отношению к Майклу?

— Я резок и раздражен и уж точно недружелюбен по отношению к нему. Я отчитываю его за то, что он отказывается делать то, что, на мой взгляд, пойдет ему по благо: выходить на улицу хотя бы на 45 минут в день. В большинстве случаев с той самой минуты, как я вхожу в комнату к Майклу и вижу, как он рисует один из этих рисунков, общение, которое происходит между нами, носит весьма негативный характер.

— Деннис, кем бы вы были без этой мысли или без этого убеждения, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом? Кем бы вы были или что могло бы для вас измениться, если бы вы больше не находились во власти этой идеи, которая заставляет вас быть резким, разраженным и недружелюбным? Если бы огорчающая вас мысль была бы всего лишь таблеткой, кем бы вы были, если бы не проглотили ее?

— Думаю, что я был бы намного спокойней. Я был бы более счастлив просто видеть моего сына, а не думать постоянно о том, почему он не делает то, что, на мой взгляд, он должен делать. Мне кажется, что наши отношения были бы более легкими... и, возможно, он бы даже захотел во что-нибудь поиграть на улице вместе со мной! По крайней мере я бы уже не испытывал постоянного напряжения в его присутствии. Но я не могу себе этого представить! Я не могу себе представить то, что меня больше не беспокоит тот факт, что мой сын совершенно не дышит свежим воздухом и не развивается физически!

— Все хорошо, Деннис. Не волнуйтесь, вы вовсе не обязаны верить в то, что не является правильным в вашем представлении. Давайте посмотрим на обратную сторону вашего убеждения, сделаем как бы переворот. Можете вы назвать три причины, почему может быть правдой, что Майкл не должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом? Я прошу немного раскрыть ваше сознание и подумать над тем, что в существующем порядке вещей есть своя ценность и значение.

— Хорошо, я попробую. Ну, одна из причин может заключаться в том, что ему это не нравится. В этом он больше похож на свою маму: она не самый большой любитель природы и всего такого, предпочитает быть дома и рисовать. Вторая причина связана с тем, что он очень хочет добиться совершенства в рисовании аниме. Я должен признать, что у него весьма незаурядные рисунки; за последний год он добился большого прогресса, и большая часть его рисунков ничуть не хуже того, что показывают в этих телешоу.

Возможно, третья причина, почему он не хочет выходить на улицу и заниматься спортом... это сложно. Ладно, как насчет такого: это его своеобразная форма протеста против меня. Это одна из тех немногих областей, где он может пойти мне наперекор. Ребенок и так постоянно делает то, что ему говорят целый день учителя, а ему даже не нравится ходить в школу. Это единственная частичка его жизни, где он может постоять сам за себя и сказать «нет» всем, кто пытается заставить его что-то сделать. Подойдет?

— Кажется, Деннис, вы смогли посмотреть на него с другой точки зрения.

— Думаю, мне надо хорошенько это обдумать. После таких рассуждений многие вещи в поведении моего сына начинают приобретать новый смысл.

Ребенок не хочет заниматься спортом

К содержанию

Как отказаться от своих ожиданий по поводу детей

Деннис сумел осознать, что он проецировал на Майкла собственное разочарование, которое испытывал из-за невозможности самому заниматься спортом как раньше и из-за того, что он бросил играть в баскетбол со своими приятелями, что обычно делал каждую неделю и что ему так нравилось.

Все закончилось тем, что вместе с сыном они составили список «преимуществ» (благодаря практике переворота Майкл был искренне поражен, когда отец спросил о его нежелании проводить время на улице, а затем выслушал, не перебивая, не давая советов и не выставляя своих требований). Разговор стал более откровенным, и Майкл поделился с отцом, насколько утомительной была для него школа и насколько он чувствовал себя опустошенным, ведь ему нужно было целый день делать то, что ему совсем не интересно.

Когда Деннис сел и просмотрел рисунки Майкла, он испытал небывалую гордость за талант своего сына. Спустя несколько дней он помог Майклу сделать портфолио из лучших рисунков и повесил в рамке в холле напротив спальни рисунок, который понравился ему больше всего. Уже в следующие выходные Майкл попросил отца съездить с ним на прогулку на велосипедах. Их отношения продолжали улучшаться, поскольку Деннис сделал все возможное, чтобы помочь самому себе принять своего сына — и полюбить его — таким, какой он есть.

Моя работа с Деннисом продолжалась еще месяц или два. В течение этого времени он сталкивался иногда с трудными моментами, когда оказывался лицом к лицу с разочарованиями из-за того, что Майкл не всегда отвечал тем ожиданиям, которые он возлагал на сына. В итоге он дал выход своим переживаниям, что его сын никогда не будет увлекаться спортом, как это делал он сам, и тем самым подарил себе шанс увидеть, насколько замечательным и без того был Майкл.

Ребенок начал буквально расцветать. Он прошел обучение на летних курсах аниме, и на следующий год, несмотря на его страстное увлечение рисунком, оценки в школе стали намного выше. Деннис сделал своему сыну бесценный подарок: он увидел своего сына, смог разглядеть и оценить его уникальный талант и тем самым направить Майкла на путь становления наилучшей личности, которой он только мог стать.

Когда дети высвобождаются от вечной неудовлетворенности родителей тем, кто они есть на самом деле и кем должны стать, они получают возможность раскрыть свой наивысший потенциал и ощутить радость и удовольствие от жизни, берущие свое начало в их истинном «я».

К содержанию

Учимся принимать детей такими, какие они есть: упражнение

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Слева перечислите манеру поведения, качества и черты характера, которые вас разочаровывают или которые вам трудно принять в ребенке.

Проговорите вслух — своему коту или любимому дереву, — какие эмоции пробуждают эти черты или поведение ребенка в вас. Будьте честны и сконцентрированы на том, что вы делаете, и дайте своим эмоциям достаточно времени и пространства.

Если подобное упражнение вызывает в вас очень сильные эмоции или провоцирует глубочайшее разочарование или гнев, возможно, будет намного полезнее, если вы захотите поделиться этим с психологом.

Теперь напишите предложения, определяющие каждое из «суждений», которое вы имеете относительно своего ребенка. Будет проще, если вы будете употреблять в них слова «должен» или «не должен». «Джули должна быть более общительна» или «Брайан не должен быть таким неорганизованным».

Пройдитесь так по всем качествам или манерам поведения, которые записаны на левой стороне бумаги. (Не удивляйтесь, если вдруг качество, которое особо беспокоит вас в вашем ребенке, будет полностью совпадать с тем, что вы не можете принять в самом себе.)

В правой колонке напишите по крайней мере один обратный вариант — или возможное преимущество — напротив каждой характеристики или манеры поведения, которые вы указали с левой стороны.

Возможно, вам придется проявить особую открытость сознания, чтобы оценить некое качество (например, неорганизованность) с позитивной точки зрения. Но даже это можно сделать, поскольку ребенок, не всегда способный уделять внимание деталям, в большинстве случаев оказывается крайне творческой личностью.

Вероятно, вы сделаете для себя открытие, если представите, что такие раздражающие вас качества, как желание поспорить или упрямство, могут сослужить ребенку во взрослой жизни немало добрых услуг. Не оспаривая, а принимая в ребенке определенные черты и качества, с которыми вам крайне трудно мириться, вы начинаете понимать, что хотя бы на какой-то период времени эти качества могут быть ему просто жизненно необходимы. Это позволяет вам признать и удовлетворить потребности ребенка без каких-либо попыток пресечь его плохое поведение.