Содержание:

Родителям детей-малоежек старше года доктор Карлос Гонсалес, автор книги «Мой ребенок не хочет есть» предлагает провести эксперимент. Для него понадобятся весы, обычная еда, которую готовят в семье, и много терпения. Через неделю вы узнаете много нового о себе и своем ребенке, а главное — вам больше не придется заставлять его есть.

Ребенок плохо ест? Проведите эксперимент!

Ваша дочка плохо ест. Это продолжается много месяцев, а возможно и несколько лет. Вы уже все перепробовали, но ничего не изменилось. Вы с ужасом думаете о еде, и почти каждый день все заканчивается слезами, в том числе и вашими.

Ваша дочь не изменится, по крайней мере, пока ее организму не потребуется больше пищи, возможно, в пять лет, а может быть, и в подростковом возрасте. Ваша трехлетняя дочка не подойдет к вам сегодня или, например, в понедельник и не скажет: «Мама, я подумала и решила, что с сегодняшнего дня я буду без скандалов съедать все, что ты мне дашь. Тогда ты поймешь, что я очень тебя люблю. Надеюсь, этот жест доброй воли укрепит наши отношения». Ваша дочь не может рассуждать подобным образом, а если бы и могла, она никогда не сдержала бы свое обещание (как мы уже сказали, она физически не способна съедать больше, чем ей требуется, не нанося вреда здоровью).

Единственная надежда на перемены исходит от вас. Вы можете сказать дочери: «Дорогая, я подумала и решила, что с сегодняшнего дня я перестану заставлять тебя есть, когда ты не голодна, и не буду давать ту еду, от которой тебя тошнит». Вы-то сможете сдержать слово (хотя, конечно, это будет нелегко).

К содержанию

Эксперимент: условия и ограничения

Важно понять — то, что я здесь предлагаю, это не новый метод заставить ребенка больше есть. Есть он будет столько же, больше или меньше. Мы говорим о том, чтобы давать ребенку то, что он ест с удовольствием, и то, что он может съесть за разумный срок, а не после двух часов слез, борьбы и рвоты.

Большинству матерей, которые годами ведут борьбу вокруг еды, трудно измениться. Я знаю мам, которые уходили в другую комнату и плакали, когда они перестали заставлять ребенка есть. Вы уверены, что ваш ребенок так и не поест, если вы его не заставите. Вы думаете, что доведете его до анемии или даже «уморите голодом».

Но ваша дочь не начнет сразу же падать в обморок и умирать от голода. Прежде чем она серьезно заболеет, она потеряет вес, много веса. Помните, как она потеряла вес при рождении? Многие дети теряют 250 г в первые два дня жизни и легко набирают их снова менее чем за неделю. Если ваша дочь не будет есть, она потеряет вес, но, чтобы появились действительно большие проблемы, ей придется потерять очень много веса. Мы часто видим фотографии голодающих африканских детей — вот они потеряли 5–7 кг.

Есть один очень простой метод наблюдения за здоровьем ребенка — взвешивайте его. Пока ребенок не потерял 1 кг, он в безопасности. Я назвал 1 кг (может быть и меньше, если это совсем маленькие дети, например, 10% от веса ребенка), поскольку меньшие изменения веса абсолютно нормальны, и вам не нужно беспокоиться о них. Если вы взвесите ребенка до и после стакана воды, весы покажут, что он набрал 250 г, а если взвесить его после туалета, может оказаться, что он потерял почти полкило. Поэтому потеря веса менее одного килограмма не имеет значения, это совсем не опасно.

Попробовав в качестве эксперимента использовать предлагаемый мной метод, вы ничего не потеряете. Вы боролись в течение нескольких месяцев, если не лет, и вы все испробовали. Если вы правы, то если не заставлять ее есть, она потеряет более 1 кг и сделает это быстро. (Новорожденный может потерять 250 г в течение двух дней, даже когда нормально ест, ваша дочь может легко потерять больше 1 кг менее чем за одну неделю, если она действительно не ест.)

Если вы правы, эксперимент продлится неделю или меньше, и вы снова сможете начать кормить ребенка как раньше, и она восстановит потерянный вес. Вы сможете сказать всем соседям, что книга доктора Гонсалеса бесполезна.

Но если прав я, и, перестав есть принудительно, ваша дочь не потеряет даже 1 кг, станет ясно, что она ела одинаково, когда ее заставляли и когда не заставляли.

Сколько времени вы тратите, чтобы накормить ребенка завтраком, обедом, ужином, сделать перекусы? Многие мамы тратят по четыре часа в день, а это четыре часа слез, криков и выплевывания пищи. Теперь ваш ребенок будет тратить всего час в день на прием пищи, и ваше присутствие не всегда будет необходимо.

Подумайте, сколько всего вы сможете сделать: читать и писать книги, учиться игре на пианино, или просто заниматься чем-то приятным с дочкой. Используйте это время, чтобы читать сказки, рисовать, строить, играть и помогать ей во всем. Если эксперимент сработает, изменится ваша жизнь, жизнь ребенка и жизнь всей вашей семьи.

По сути, эксперимент заключается в следующем:

  1. Взвесьте ребенка.
  2. Не заставляйте ребенка есть.
  3. Через несколько дней снова взвесьте ребенка.
  4. Если ваш ребенок не потерял 1 кг, вернитесь к пункту 2.
  5. Если ваш ребенок потерял более 1 кг, остановите эксперимент. Делайте, как считаете нужным.

К содержанию

Весы

Обычные весы, которые стоят у вас в ванной, подойдут для эксперимента, если они нормально работают. Главное, каждый раз пользуйтесь одними и теми же весами, и взвешивайте ребенка в той же одежде (или без одежды, если вы дома). Вы сэкономите некоторое количество нервных клеток, если будете делать взвешивания в одно и то же время, но это необязательно. Можете взвешивать ребенка сколько захотите. Я бы делал это максимум раз в неделю, но, если вы очень беспокоитесь, то можете взвешивать хоть каждый день.

Ни при каких условиях не заставляйте ребенка есть до тех пор, пока он не потеряет по крайней мере 1 кг. Ясно, что такой эксперимент нужно проводить лишь тогда, когда ваш ребенок здоров, когда он не болеет поносом, простудой, ветрянкой, поскольку во время болезни 1 кг потерять легко, независимо от того, заставляете вы ребенка есть или нет.

К содержанию

Что значит «не заставлять есть»

Это означает, что вы не заставляете ребенка есть никаким образом, не используете никаких стратегий — ни жестких, ни мягких. Когда я говорю «не заставлять», я имею в виду не делать «самолетиков» из ложки, не отвлекать ребенка песнями и телевизором, не обещать награду за то, что он все доест, не угрожать наказанием. Не просите и не умоляйте. Не взывайте к любви, не ссылайтесь на одобрение бабушки. Не сравнивайте малышку с братьями и сестрами, не говорите о хороших и плохих девочках или мальчиках. Не ставьте десерт в зависимость от основных блюд.

Ребенок плохо ест? Проведите эксперимент!

К содержанию

Как не заставлять ребенка есть

Представим, что сегодня у вас на столе макароны, говядина с картофелем и банан на десерт.

«Будешь макароны?» — «Да». Как много макаронин съест ваша дочь, прежде чем начнет сопротивляться? Пять? Ладно, положите на тарелку три. Да-да, не три столовых ложки, не три кучки, а три макаронины. Пусть она сама их съест, возьмет руками или вилкой, если умеет ей пользоваться.

Если она их доела, не спрашивайте: «Хочешь еще макарошек, дорогая?». Если захочет — сама попросит. Если прошло несколько минут, и она их не съела, можете спросить: «Ты уже все?». Если скажет да, то убирайте тарелку, не смотрите на нее со злостью и упреком. Если дочка скажет, что не доела, но и не торопится, вежливо попросите, чтобы доедала или вам придется убрать тарелку. Так и сделайте, если через некоторое время она не начала есть. Поскольку ваша дочь привыкла проводить за столом по два часа, в первые несколько дней она может очень удивиться изменениям; поэтому будьте уступчивой и, если она хочет получить тарелку назад, верните ее.

Если дочка привыкла, что ее кормят взрослые, постарайтесь сделать так, чтобы она не подумала, будто вы заставляете ее есть самостоятельно в наказание или лишаете ее своего внимания. Если она хочет, чтобы вы ее покормили — покормите. Если она не ест, но и не дает убрать тарелку — предложите ее покормить: «Тебе помочь?». Но не начинайте кормить ребенка, пока она не попросила и не начала принимать помощь, и сразу прекратите, как только она даст знать, что больше не хочет.

Может быть и так, что ей просто не хочется этих макарон. Без эмоций, не меняя тона голоса, предлагайте следующее блюдо.

Съела она пять макаронин или ни одной, продолжайте обед: спросите, хочет ли она следующий продукт, и положите меньше, чем она, по вашему мнению, могла бы съесть.

Когда она больше не хочет второе блюдо, время переходить к десерту. Не пытайтесь подкупать ребенка десертом («Если все доешь, получишь шоколадное мороженое»), и не давите на него («Не получишь мороженое, пока не доешь мясо»), и уж, конечно, не высмеивайте («Вот десерт, но если бы ты и вправду хотела есть, ты съела бы больше мяса»). Не обвиняйте («Я тут мучаюсь у раскаленной плиты, чтобы приготовить вкусный обед, а принцесса, видите ли, хочет йогурт»). Если она и десерта не хочет, тогда позвольте ей пойти играть.

К содержанию

Как проходит эксперимент?

Помните, что покупные готовые продукты, например, йогурт, расфасованы с расчетом на взрослых. Когда вы едите йогурт, вы съедаете весь, а не половину. И не ждите от своей дочери, что в три года она будет есть, как вы. Может, она и съест целую баночку йогурта, и это не проблема (тогда пусть это будет весь ее ужин). Но если сначала она съела что-то другое, тогда она сможет съесть только четверть баночки йогурта. Не ждите, что она съест все.

Таким же образом, когда вы едите банан, апельсин, или яблоко, вы, вероятно, съедаете только одну штуку. Никто не берет связку бананов и не начинает есть их, как виноград. Глупо ожидать, что ваша дочь съест целый банан или целое яблоко, если это не единственное, что она ест.

Не прибегайте к наказанию: «Ладно, я уберу макароны, но пока ты их не съешь, уже остывшими и засохшими, больше ничего не получишь». Во время следующего кормления, дайте ей то, что вы собираетесь дать всем остальным. (Конечно, во многих семьях принято доедать то, что осталось. Делайте так, если вы обычно так и поступаете, но не превращайте это в наказание.)

Давайте представим, что ваша дочь ничего не ест на завтрак, обед, ужин, не перекусывает. Вы обеспокоены этим? Тогда взвесьте ее. Если она еще не потеряла 1 кг, продолжайте.

Пора подумать, как проходит эксперимент. Вы уверены, что другие члены семьи не заставляют ребенка есть? Вы уверены, что не используете подстрекательства, намеки или другое психологическое воздействие вместо физического принуждения?

Маловероятно, что ваша дочь весь день не будет есть. Она точно что-то съест, и, как правило, это будет что-то очень близкое к тому, чем она питалась до начала эксперимента. Если вы взвесите ее на следующий день, скорее всего, окажется, что она не потеряла и не набрала вес.

Также возможно, что в связи с внезапно появившейся свободой, ребенок не будет есть в положенное время, а через пару часов почувствует голод. Вы можете дать ему что-нибудь на перекус при условии, что это здоровое питание. Вы можете выбрать что-то из тех блюд, которые уже предлагали (если он этого хочет и это не наказание), или любую другую пищу, которая есть под рукой, например, банан, йогурт или бутерброд.

Постарайтесь не допустить двух ошибок: во-первых, не предлагайте лакомства вместо здоровой пищи. Во-вторых, не превращайтесь в повара. Одно дело не заставлять ребенка есть, и совсем другое — проводить лишний час на кухне, потому что ваш драгоценный пожелал спагетти, а не макароны. Любой член семьи, независимо от возраста, который не любит то, что приготовили на обед, не обязан это есть. Но ему придется питаться тем, что он найдет в холодильнике (если он не умеет готовить сам).

Каждая привилегия влечет за собой ответственность. Привилегия готовить на обед то, что хотите вы, означает, что вам придется выдержать протесты тех членов семьи, которые хотели бы что-то другое. Чтобы избежать конфликтов и необходимости готовить несколько блюд, многие родители предпочитают готовить только то, что, как они знают, нравится их детям.