Если мы заглянем на любую детскую площадку, то увидим, как правило, одну и ту же картину: дети копаются в грязноватом песке, съезжают с полуразвалившейся горки или залезают на расшатанную лесенку, а мамы болтают на близлежащей лавочке, лишь изредка посматривая в сторону своих чад: не подрались ли, не свалились, не наелись ли песку. Почему-то родители уверены, что прогулка - это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, малышу необходимо время для самостоятельного познания мира, для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или, наоборот, перевозбуждены и не в состоянии играть самостоятельно, а мама лишь отмахивается: "Ну иди же, играй в песочек, дай поговорить!" При этом те же самые мамы постоянно жалуются, что им не хватает времени ни на что вообще, а в частности - на занятия с ребенком. А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми.

Вы - сторонники идей Глена Домана и вам нравится показывать малышу карточки с подписями? Замечательно! Отправляйтесь в ближайший лесопарк, на берег реки, на бульвар или просто в зеленый уголок двора. Напишите на карточках слова "земля", "трава", "дерево", "одуванчик", шишка, "кора", "берег" и т.д. и разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев , прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уж о более старших, будет в восторге от такой игры. Ребенку постарше можно предложить поиграть в "музей живой природы", пусть он правильно расставит карточки перед "экспонатами". Если ваш малыш еще не умеет читать, помогите ему: "Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись!" "Вот я пишу: "сосна", а ты поищи пока, куда ее прикрепить." Двух-трехлетний с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете.

Ну, где же еще, как не на прогулке изучать основы географии и астрономии? Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как сориентироваться без компаса. Четырех-пятилетним можно уже рассказать, как пользоваться планом и картой местности (очень хорошо и подробно об этом написано в книге "Развивающие игры" Б.Никитина). Можно даже отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты. Ясным зимним вечером, когда рано темнеет, попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.

Птицы и насекомые - самые доступные для городских жителей представители фауны. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушку для снегирей и синиц. Приучите малыша тихо-тихо наблюдать за птицами. Хорошо приходить регулярно на одно и то же место. Например, ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся к отлету. Можно заодно вспомнить сказку про Серую Шейку.

Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной семьей. Если вы возьмете с собой лупу, можно осторожно рассмотреть муравья или другое насекомое. Только ни в коем случае не разрешайте ребенку мучить насекомых и птиц. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попробовать превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях гусеница сидела: ими ее и надо кормить.

Иногда на прогулке можно заняться и математикой. Ну где, как не в лесу осваивать понятие десятка? Соберите, к примеру, несколько десятков шишек или камешков, разложите их по заранее припасенным коробочкам или просто на крупных листьях - вот вам и математическое пособие. Песчаные и асфальтовые площадки подойдут для занятий геометрией. Можно чертить палочкой или мелом, а если соберется несколько детей вместе, предложите им самим превратиться в геометрические фигуры: протягивая друг другу веревочки, малыши смогут составить треугольник, квадрат, ромб … Если вы захватите из дома рулетку или складной метр, можно заняться измерением расстояний, расчетом периметров и площадей (например, площадки для строительства замка)

Если вам дороги идеи Монтессори, запасайтесь сосудами различного объема, чтобы пересыпать и измерять количество различных жидкостей и сыпучих тел, можно взять еще и безмен. Песочница или берег пруда - идеальное место для изучения понятий много-мало, тяжелый-легкий, жидкий-твердый. А возня с песком, водой, мелкими камушками и шишками укрепит пальчики малыша, разовьет мелкую моторику.

Можно попробовать говорить малышом на прогулке только на иностранном языке (при условии, конечно, что вы сами говорите на нем достаточно свободно или, хотя бы с правильным произношением и без грубых ошибок).

Время от времени (но не очень часто, чтобы не надоело) возьмите на прогулку бумагу и краски или карандаши и поиграйте в "художников на этюдах". Объясните малышу, как делать наброски растений, животных, людей, рисовать пейзажи. Только не требуйте сходства, пусть рисует, как ему хочется. А если вы тоже будете рисовать (не за ребенка, а рядом с ним!), будет совсем замечательно. Потом можно будет даже устроить выставку.

Дворовые игры нашего детства постепенно уходят из жизни, а нынешние дети совершенно не умеют организовывать групповую игру. Поэтому на детской площадке стоит попытаться устроить общие игры для малышей, от "каравая" и "ручейка" до лапты и "казаков-разбойников". Возможно, вы знаете какие-то более редкие старинные игры или можете придумать их сами - тем лучше. Ведь в любых групповых играх ваш ребенок приобретает бесценный опыт общения и сотрудничества, который так пригодится ему в жизни.

И все-таки, самое важное на прогулке - это открытия, которые ваш малыш совершит самостоятельно, опыт общения, который он приобретет, играя с другими детьми. Поэтому не спешите и не навязывайте ребенку свою программу, а вступайте тактично и незаметно, когда почувствуете, что малыш уже устал развлекаться самостоятельно.

Ася Штейн, andreios@mtu-net.ru, филолог-классик.