Содержание:

Число детей, которые мало, плохо или совсем не говорят в три года, постоянно растет. Профессия логопеда — одна из самых востребованных в больших городах. А между тем есть способы развития речи, которые вполне под силу самим родителям. Остановимся подробнее на одном из них — и посмотрим, почему социальный статус родителей так важен.

Развитие речи: сколько слов в год теряют дети безработных

К содержанию

Как поддержать разговор с ребенком

Ученые проводят множество часов, наблюдая за соотношением между тем, как родители разговаривают со своими детьми за игрой и во время еды — и последующей искушенностью детей в пользовании речью. У родителей, которые активнее побуждают детей к разговору, задают больше вопросов и поддерживают разговор, который начинают сами малыши, дети лучше и совершеннее овладевают языком.

Как это происходит? Сравните двух матерей — Мэри и Джейми — очень похожих между собой в отношении полученного образования и дохода. У каждой из них есть трехлетний ребенок. Вот как они разговаривают за ужином.

Первый пример

Ребенок: Я хочу хлеба.

Мэри (протягивает хлеб): Держи.

Ребенок: Мммммм...

Мэри: Хочешь еще?

Ребенок: Да!

Мэри (протягивает хлеб): Держи.

Второй пример

Ребенок: Я хочу хлеба.

Джейми: Этот хлеб такой вкусный, правда? Тебе дать один кусочек или два?

Ребенок: Один, пожалуйста.

Джейми (протягивает хлеб): А тебе понравился хлеб, с которым ты ел сегодня сэндвичи в садике?

Ребенок: Да, он был очень вкусный!

Джейми: Хлеб, из которого я сегодня приготовила тебе ланч, называется «пумперникель». Пумперникель — это особый ржаной хлеб. Ты когда-нибудь раньше пробовал ржаной хлеб?..

Мэри выполнила просьбу ребенка, но не воспользовалась возможностью развить беседу.

Когда ребенок выражает к чему-то интерес, разговор может двигаться от этой отправной точки в целом ряде направлений. Джейми сознает это и пользуется возможностью обучения, становясь партнером своего ребенка. Она подчеркивает знание ребенка о числах («один или два»), предоставляет ему ограниченный выбор, чтобы тот имел возможность принять решение («один, пожалуйста») и изложить свою просьбу так, что это способствует совершенствованию речевых навыков. Она даже знакомит ребенка с новым названием сорта хлеба.

Когда родители опираются на интерес ребенка и используют его как основу для разговора, они стимулируют развитие речи. Исследования показывают, что даже дети, достигшие всего 18 месяцев, обладают более широким словарным запасом, чем их сверстники, если их родители разговаривают с ними о предметах и действиях, которые детей интересуют. Это те же дети, у которых выявляется более обширный словарь в начальной школе, которые демонстрируют более высокие уровни владения чтением и математическими навыками в детском саду и в первом классе.

К содержанию

11 миллионов слов в год, или Чьи дети будут лучше говорить?

Одно из впечатляющих исследований роли родителей в освоении речи охватило 42 семьи и продолжалось 3 года. Ученые изучали семьи, очень разные по своему социальному положению: они наблюдали языковое взаимодействие в семьях среднего класса, рабочего класса и безработных. Их открытия достойны того, чтобы стать заголовками новостей, — и причиной для тревоги.

Оказалось, безработные родители меньше разговаривают со своими детьми, чем представители рабочего или среднего класса. В соответствии с полученными данными, среднестатистический ребенок безработных родителей слышал в среднем всего 616 слов в час, в то время как ребенок, растущий в рабочей семье, слышал в среднем 1251 слово, а дети родителей среднего класса — примерно 2153 слова в час.

Если экстраполировать эти цифры на период одного года, они ошеломляют: 3 млн слов приходится на долю ребенка безработных, 6 млн достается ребенку из рабочей семьи, и 11 млн слышит ребенок профессионалов из среднего класса!

Развитие речи: сколько слов в год теряют дети безработных

К содержанию

Как сделать ребенку замечание, поддерживая разговор

Исследование фокусировалось не только на количестве устной речи, но и на типе языка, который родители используют в общении со своими детьми. Одни родители разговаривают с детьми, используя в основном «неодобрительные реплики», в то время как другие применяют больше «одобрительных реплик».

Неодобрительная реплика — это негативное утверждение, такое как «нет!», или «не делай этого», или «прекрати!» Такие родители чаще обрывают разговор, чем вовлекают детей в беседы. Одобрительная реплика может включать похвалу — как, например, в сочетании «отличная работа!»; поощрение: «Давай-ка попробуем еще раз»; а также комплимент: «Ты просто замечательно с этим справился!». Давайте рассмотрим пример разговора матери с двухлетней дочкой по имени Инге.

Инге говорит: «Мяч!», и ее мать повторяет: «Мяч». Когда Инге перекидывает мяч через телевизор, повторяя слова, которые слышит в рекламе, ее мать говорит: «Перестань! Зачем ты это делаешь?». Инге залезает на диван с мячом в руках, наклоняется вперед и падает. Мать говорит: «Ну вот, ты сделала себе больно — и что теперь?». Инге снова залезает на диван, встает и перекидывает ногу через спинку дивана. Мать: «Эй, кончай лазить через мой диван!».

Хотя всем нам нужно заботиться о том, чтобы наши дети не навредили себе и окружающей обстановке, существуют способы сделать ребенку выговор, одновременно поддерживая разговор: «Давай не будем бросаться мячиком в доме, ладно? Хочешь пойти на улицу поиграть?», или: «Давай я найду тебе другое место, где ты сможешь поиграть с мячом, хорошо?».

Когда исследователи подсчитали разницу в чистом количестве одобрительных и неодобрительных реплик в адрес детей, результат их просто шокировал. Среднестатистический ребенок из семьи профессионалов среднего класса слышал примерно 32 одобрительных и 5 неодобрительных замечаний в час, то есть соотношение 6 к 1. Дети в семьях рабочего класса слышали примерно 12 одобрительных и 7 неодобрительных замечаний — соотношение примерно 2 к 1. И резкий контраст: соотношение было обратным для детей из семей, живущих на пособие по безработице. Они получали по 5 одобрительных и 11 неодобрительных замечаний в час, с соотношением 1 к 2!

Итак, детей среднего класса вознаграждают за разговоры, а дети безработных остаются без награды. Их учат повиноваться командам. Детей среднего класса и рабочего класса поощряют и хвалят, в то время как дети безработных постоянно слышат реплики, которые никак не могут способствовать развитию их самооценки.

Разговорное общение вносит свой вклад не только в развитие речи, но и в расширяющиеся знания ребенка о мире и в его готовность вступать в диалог с другими людьми. Только что описанные нами различия в воспитании оказывали колоссальное воздействие не только на размер словаря детей, но и на выявленный позднее коэффициент их умственного развития.