Содержание:

Мы заканчиваем серию статей, в которых разбирались различные ситуации, требующие (или наоборот, не требующие) помощи репетитора ученику, еще не достигшему абитуриентского возраста. Сегодня рассмотрим самую сложную и во многом неприятную ситуацию - кстати, послужившую для автора отправной точкой при написании этих материалов. Итак...

К содержанию

Вымогательство денег

Мне как педагогу неприятно об этом говорить, но факт остается фактом. Некоторые школьные учителя заявляют, что ребенку нужен репетитор, чтобы подзаработать. Наименее щепетильные прямо говорят, что исправить двойку в четверти можно за столько-то частных уроков по такой-то цене. Те, что поскромнее, говорят, что ребенку нужны дополнительные занятия, и ждут, что вы сами разовьете мысль в правильном направлении.

Как можно понять, что от вас ждут "материальной поддержки" отдельно взятого работника образования? Вот ряд признаков.

  • С этим учителем значительная часть одноклассников вашего ребенка уже занимается за деньги, и именно этим детям учитель ставит хорошие оценки.
  • Учитель сразу говорит, что вашему ребенку нужен репетитор, вместо того, чтобы пригласить вас к совместному обсуждению проблем успеваемости.
  • На ваш вопрос: "Что же нам делать, чтобы исправить двойку (улучшить успеваемость и т.п.)?" учитель, раздосадованный вашей недогадливостью, предлагает в качестве репетитора самого себя или продолжает отделываться общими фразами вместо того, чтобы дать конкретное задание, указать на пробелы в знаниях, порекомендовать пособие и т.п.
  • Учитель может предложить вам в качестве частного преподавателя своего знакомого. Возможно, это действительно тот специалист, который поможет вашему ребенку. А может, учителя просто договорились меняться неблагополучными учениками, которые могут оплатить частные занятия. Для того чтобы понять, какой из этих вариантов ближе к истине, можно сделать следующее:
    • попросить рекомендации на этого педагога или координаты учеников, которые с ним занимались;
    • спросить, чем можно заменить частные уроки: какими пособиями воспользоваться и т.п.;
    • выяснить, почему вам рекомендуют именно этого педагога, в чем состоит уникальность его методики.
  • Помните, что если преподаватель действительно стоящий, то ему нет нужды насильно вербовать учащихся. Репетиторов высокого класса родители сами рекомендуют своим друзьям, так что недостатка в клиентах эти преподаватели не испытывают. Второй момент: у хорошего репетитора педагогическая деятельность прозрачна и открыта. Такой специалист легко и доступно объяснит вам суть и задачи своей работы, а также расскажет, в чем состоит особенность его подхода к ученикам.

Итак, если вы поняли, что преподаватель хочет получить от вас деньги и, советуя нанять репетитора, руководствуется своими материальными интересами, а не благополучием вашего ребенка, вам придется сделать выбор: платить или не платить. Вот что говорит о сложности этого выбора и его воспитательном аспекте психолог Алла Олеговна Доранилова.

К содержанию

Заплати "налоги" и спи спокойно?

Ваш ребенок занимается с учителем, у него улучшаются оценки, вроде бы и знаний стало побольше, нет никакого нервного напряжения - в общем, все довольны. Возможно, в вашей ситуации это действительно правильный выбор. Только, пожалуйста, не обманывайте себя. Соглашаясь на шантаж преподавателя, вы не "вкладываете средства в образование ребенка", а занимаетесь кое-чем другим, менее благородным, а именно покупкой оценки.

Задумайтесь над тем, какой урок вы даете ребенку. Если взятка (давайте назовем вещи своими именами) не противоречит вашим принципам, то повода для беспокойства нет. Вы просто даете еще один правильный жизненный урок своему ребенку. Если же эта ситуация вам неприятна, но вы успокаиваете себя мыслью о том, что кроха ни о чем не догадывается, то спешу вас расстроить. Вы ошибаетесь. И вскоре это поймете. Когда сын или дочь попросят вас "купить" им место в бесплатном вузе.

К содержанию

Не платить

Вы отказываетесь заплатить преподавателю, потому что считаете, что такой тип отношений противоречит вашим принципам. Я вас поддерживаю.

Но, во-первых, будьте дипломатичны. Не надо агрессии и гнева, пусть даже праведного. Разговаривайте спокойно, не обвиняйте педагога, а приглашайте его к совместному решению проблемы. Вы ни в коем случае не должны называть негативные черты этой ситуации открыто. Наоборот, взывайте к лучшим чувствам учителя. Вот примерный вариант разговора.

"Мария Ивановна, я и сама хотела, чтобы вы позанимались с Сашей. Вы опытный педагог, да и ребенка дергать по двум программам ни к чему. Но, понимаете, у него такой характер... В общем, он будет очень переживать, что из-за вашей помощи ему будет слишком легко учиться. Легче, чем другим ребятам. Да и мы с мужем хотели бы воспитать в нем самостоятельность и упорство. Что вы нам посоветуете?".

Пусть педагог предложит вам другое решение проблемы. Таким образом вы позволяете ему сохранить лицо и проявить благородство и компетентность. В то же время, не нарушая своих принципов, вы максимально сглаживаете то негативное чувство, которое могло бы возникнуть у преподавателя по отношению к ребенку.

Во-вторых, поговорите с ребенком. Если вы замечаете, что ему намеренно занижают оценки, не бойтесь сказать об этом в следующей форме: "Я думаю, что ты написал на четверку (у тебя такие-то недостатки и такие-то достоинства в работе), но Мария Ивановна поставила тройку. Давай подумаем, почему".

Очень важно подчеркнуть свою позицию по этому вопросу, показать, что вы справедливы по отношению к тому, что делает сын или дочь. Не следует противопоставлять себя учителю или же наоборот во всем с ним соглашаться. Обсудите с ребенком сложившуюся ситуацию, избегая мотива вымогательства денег или сглаживая его, если ребенок довольно-таки взрослый. Разговор должен соответствовать традициям вашего внутрисемейного общения, так что ничего более конкретного посоветовать нельзя.

К содержанию

Отступить и сохранить нервы

Если вас шантажирует преподаватель, от которого ребенка можно избавить (перевести в другой класс начальной школы или в другую группу по изучению иностранного языка), то для начала следует выяснить общешкольную ситуацию. Ко мне обращаются клиенты из школ, в которых подобное "репетиторство" благословляется директором и цветет буйным цветом. В таких ситуациях я советую поменять школу, даже если она "английская" или "самая лучшая в районе". Взвесьте достоинства школы и тот негативный опыт, который приобретает ваш малыш. Сознание того, что оценки покупаются, что взятка - это норма общения между людьми, может обесценить образование в глазах ребенка и отбить у него желание добиваться поставленных целей.

Если же вымогательство денег - частная инициатива отдельно взятого преподавателя, ребенка можно перевести в другой класс или группу. При этом ни в коем случае не рассказывайте новому преподавателю, каким негодяем оказался его предшественник. Этим вы не завоюете ни симпатии, ни сочувствия. Потратьте ваши силы на установку конструктивных и доброжелательных отношений с новым педагогом, а не на разбор предыдущего конфликта. Если у ребенка под влиянием плохого педагога сформировалось негативное отношение к предмету или к учебе вообще, обратитесь к детскому психологу.

Подготовила Анна Бабина

Статья из апрельского номера журнала.