Содержание:

Удивительно, сколько полезных сведений можно сообщить 5-7-летнему ребенку, идя с ним по улице. Пусть это будет даже не городской центр, а район "спальной" новостройки. Часто мы, взрослые, не задумываемся о том, что ребенку интересны самые обыденные вещи, мимо которых мы проходим скучая. Возможно, прочитав статью Натальи Михайловны Родиной, педагога, психолога, сотрудника Центра "Дошкольное детство" им. А. Запорожца, вы по-новому оцените ваши обычные маршруты прогулок с ребенком и получите вдвойне благодарного слушателя.

Куда пойти с ребенком 5-7 лет в выходные? Наверное, для многих родителей этот вопрос представляет определенную сложность, когда исчерпаны все традиционные варианты. Какие еще места в городе могут стать для ребенка столь же интересными?

К содержанию

Музеи

Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи - биологические, зоологические и краеведческие (которые часто соединяют экспозиции, посвященные природе и истории родного края). В некоторых исторических музеях постоянные экспозиции и организуемые периодически выставки могут быть хорошо восприняты и детьми старшего дошкольного возраста, например, в Оружейной палате и "Палатах бояр Романовых" есть специальные экскурсионные программы для детей этого возраста.

Детская логика восприятия. Однако в большинстве музеев изучение экспонатов и витрин представляет определенную сложность для восприятия, а музейные киоски, кроме пазлов и иногда раскрасок, редко могут предложить какие-либо игры или книжки, ориентированные на посетителей, которым еще не исполнилось 7 лет. Но и сами родители (без помощи музейных работников и не опираясь на специальные издания) могут с интересом и пользой для своего ребенка посетить многие музейные и выставочные залы. Главное при этом следовать не логике музейной экспозиции (переходить от витрины к витрине, от стенда к стенду), а логике восприятия информации детьми этого возраста.

Информация в разумных пределах. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, каждая из которых часто содержит очень разнородные экспонаты, утомителен и мало познавателен для дошкольника. Гораздо лучше и намного полезнее не пытаться "объять необъятное", а выбрать что-то одно и внимательно рассмотреть, изучить во всех деталях, а затем придумать и, например, нарисовать свой собственный вариант.

Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию (мальчикам это должно особенно понравиться), посуде или мебели (это должно привлечь девочек), найти среди экспонатов те предметы, которыми мы пользуемся и сейчас, и те, которые уже не увидишь нигде, кроме музея. Можно найти отличия старинных предметов от современных и попытаться объяснить, почему они так изменились (появились новые материалы, из которых стали их делать, научились делать лучше, по новым технологиям, материал стал дешевым и из дорогой вещь превратилась в обычную и т.д.).

Не меньший интерес представляют для дошкольников и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня ножи и топоры, украшения, часто очень похожие на современные и т.д.

Дошкольник хочет и может узнавать о том, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили и из какой посуды ели, на какой мебели сидели и спали, во что играли и на чем писали, в этом возрасте детям хочется "примерять эту жизнь на себя" и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто-то говорит, что дети этого возраста еще слишком малы для посещения музеев, то это значит лишь то, что мы, взрослые, не смогли сделать для них посещение музея интересным.

К содержанию

Крепости, усадьбы, дома-музеи

Часто музеи в наших городах располагаются на территории кремля или монастыря-крепости, поэтому даже если основная экспозиция не совсем рассчитана на дошкольный возраст, то место, где находится музей, оказывается одним из самых интересных для маленьких посетителей. Ведь там можно найти и рассмотреть разные бойницы, представить, как стреляли по нападавшим из луков, ружей и пушек защитники крепости, пройти по стене или подняться на башню, как настоящие дозорные, увидеть остатки старинных подъемных мостов и пройти сквозь невероятной толщины и тяжести крепостные ворота.

Замечательны для восприятия ребенка-дошкольника маленькие дома-музеи (или усадьбы-музеи, например московские Кусково и Останкино), в которых ребенок может представить, как жили в них люди, внимательно рассмотреть стоящие на своих местах (как в жизни) вещи.

Но и в таких музеях важно не ходить по ним долго, а найти и рассмотреть только то, что представляет интерес для ребенка. Часто лучше не рассматривать все витрины с экспонатами, а обратить большее внимание на устройство дома: сколько этажей, какие в доме стены и окна, есть ли сени и зачем они нужны в доме, как отапливался дом, есть ли батареи или печка (как печка устроена и как украшена, есть ли расписные изразцы, а если есть, то что на них изображено), есть ли в таком доме лифт или на второй этаж надо подниматься по скрипучим ступенькам.

Интересно рассмотреть старинную мебель: найти те предметы, которые сейчас не встретишь в наших квартирах (например, бюро или секретер), и вспомнить, какую современную мебель нельзя увидеть в таком старинном доме (например, "стенку" или диван-кровать). Можно обратить внимание на то, чем писали люди, жившие в этом доме: гусиное перо, перьевая ручка и чернильница вместо привычной нам шариковой или гелевой ручки. Лучше, если заранее, перед посещением музея выбрать и обсудить с ребенком, что можно будет увидеть в музее, а во время экскурсии найти, внимательно рассмотреть и обсудить. И сама экскурсия становится в этом случае для ребенка не просто экскурсией в музей, а походом в гости в дом к человеку, который, например, написал сказку о рыбаке и рыбке или придумал Снегурочку.

К содержанию

Город как музей

Познакомиться с тем, как жили люди в другие времена, можно и не заходя в музей. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печках, батареях, телевизорах и громоотводах, о том, зачем нужны "тарелки и палочки" на крыше, что находится на крыше сейчас (телевизионные антенны, громоотводы), можно ли увидеть дым, идущий из трубы в современном доме, как греет печка, а как батарея, смотрели ли в этом доме раньше телевизор, а если его не было, то что делали вечером. После такого разговора было бы интересно "прожить" один вечер без телевизора в своем доме, поиграть в те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки, вспомнить, например, правила игры в бирюльки.

Это старинная народная игра, для которой раньше подбирали соломинки определенной величины. За неимением соломинок можно сделать бирюльки из проволоки - их хватит надолго. Играть в бирюльки можно вдвоем. Первый игрок (по жребию) зажимает свободно в кулак все бирюльки, слегка растряся их. Затем быстро разжимает кулак, и бирюльки падают, образуя беспорядочную кучку. Потренируйтесь, чтобы получилась именно кучка. У игрока, который начинает игру, есть преимущество: если около кучки окажется несколько отдельно лежащих бирюлек, он сразу забирает их себе. После этого он начинает крючком осторожно вынимать бирюльки из кучки и складывать около себя (каждая бирюлька приносит от 5 до 50 очков). Нужно сделать это так, чтобы в куче бирюлек ничего не сдвинулось и не пошевельнулось. Иначе право хода получает второй игрок. Выигрывает тот, у кого очков больше.

Детали. Очень интересно рассматривать, как украшены дома: изображения грифонов - невиданных чудовищ с туловищем льва и головой орла, которые, согласно легенде, охраняли золото в северной стране гипербореев - и переплетенные буквы в вензелях владельцев на маленьких особняках позапрошлого века. "Вензель" значит узелок, и в такой узелок обычно "заплетали" первые буквы имени и фамилии человека. И для тех детей, кто уже знает буквы, задание придумать свой собственный вензель, оказывается совсем не сложным. После такого задания удивление ребенка вызывают украшенные вензелями чугунные ворота и ограды домов и парков - как удалось мастерам заплести в такой вензель тяжелый и прочный металл?

Большие (по сравнению с маленькими особняками) доходные дома знамениты совсем другими украшениями. Необычные яркие (а не одноцветные) цветы на фасадах, фигуры рыцарей очень легко пробуждают фантазию ребенка, "предлагая" придумать и украсить фасад своего дома (как тогда такой дом мог бы называться - "Дом с рыцарем", "Дом с маками" или просто разноцветный дом?).

Предметы. Ребенку старшего дошкольного возраста интересно узнавать историю отдельных предметов, например, "историю лестницы, крыльца и ступенек". Какой разной формы бывает крыльцо, как входили и по каким лестницам поднимались в старинные палаты, как устроены лестницы внутри дома, что такое винтовая лестница, как лестницы украшали (цветами, светильниками, зеркалами, картинами).

Новостройки. Но что делать, если добираться в центр города с ребенком-дошкольником долго и утомительно? Ведь место, куда мы можем отправиться, должно быть совершенно исключительным, чтобы привлечь внимание и удержать интерес такого маленького (с точки зрения знакомства с культурно-историческими ценностями) человека.

На самом деле все обстоит совершенно иначе. В этом возрасте детей интересуют самые простые вещи. Районы-новостройки, которые с нашей, взрослой, точки зрения не представляют ничего интересного и не могут похвастаться никакими культурно-историческими памятниками, с точки зрения ребенка этого возраста перенасыщены самыми увлекательными вещами. Задача взрослого заключается лишь в том, чтобы открыть их для ребенка. Громадная яма, вырытая ремонтными службами для замены коммуникаций, обходить которую так сложно - это прекрасный повод поговорить с ребенком на очень увлекательную тему - "Как живет современный город". Без этих труб, проложенных под землей, вся жизнь города могла бы остановиться. Мы открываем кран в ванной или на кухне и оттуда течет холодная или горячая вода, которая пришла в наш дом по водопроводным трубам. Вода из рек, озер или созданных людьми водохранилищ поступает на специальные станции, где ее очищают, и только потом она течет по трубам в наши дома. Вода в кране кажется нам привычным и естественным явлением, но ведь водопровод появился в городах не так уж и давно. По трубам в современные квартиры приходит газ, по кабелям - электричество. И все они обычно скрыты под землей, поэтому мы можем только поблагодарить за длительный ремонт тех, кто дает нам возможность поговорить об этих интересных вещах с детьми. Роль таких "экскурсий" в познавательном развитии ребенка часто оказывается гораздо значительнее, чем участие в "солидных" мероприятиях с экскурсоводом.

Вопросы и ответы. Проявление интереса, умение задавать вопросы и находить ответы по поводу самых обычных, повседневных, вроде бы и не заслуживающих внимания вещей, в большей степени свидетельствует о достижениях в развитии ребенка, чем его умение запоминать и воспроизводить (часто механически, не особо вдумываясь в смысл) набор научных сведений и фактов. Например, шестилетняя девочка прекрасно, с чувством и толком, рассказывала о Москве, сообщив, что в нашем городе много музеев и театров, прекрасные зеленые парки и сады, а также то, что Москва - порт пяти морей. Но первый же вопрос: "А где в Москве можно увидеть море или даже целых пять?" привел ребенка в полное замешательство. Рассказы, механически заученные и хорошо воспроизведенные ребенком с прекрасной памятью, могут порадовать нас, взрослых, которые будут гордиться такой прекрасной речью, но мало что будут значить с точки зрения развития ребенка.

В то же время даже обычное и часто столь утомительное и для ребенка и для взрослых "путешествие" в магазин может превратиться в действительно увлекательное путешествие. Ведь устает ребенок в этом возрасте не столько от длительности, сколько от монотонности, однообразия происходящего. И про магазины, и про то, что встречается нам на пути туда, можно узнавать, оказывается, интересные и полезные для развития ребенка вещи. Разговаривая про "ярмарки, лавки, магазины и супермаркеты", можно обсудить не только то, в какой магазин или на какой рынок мы хотели бы отправиться, но узнать:

  • какой магазин "говорит о себе", что он никакой не магазин, а громадный рынок (супермаркет), а какой бывает только раз в году (можно ли ходить на ярмарку каждую неделю, если слово ярмарка состоит из двух слов: яр - что значит "год", и "махт"- рынок);
  • какие интересные магазины были раньше - что за колониальные товары продавали в колониальных лавках; что такое "бакалея" (раньше в бакалейных лавках продавали прежде всего орехи и сухофрукты - изюм, финики, инжир и т.д. , считается, что слово "бакалея" произошло от слова "бакл", что значит "травы, овощи, зелень", но кто-то считает, что от слова "бакалис" - мелкая ягода, или даже "бак-ала" - "гляди и бери, т.е. товар на лицо, бери любое" - было бы интересно придумать, какому из современных магазинов больше подходит название "бакалея" - магазин "гляди и бери"?).
  • кто такие лотошники, коробейники, сбитенщики; что сейчас продают люди на улицах; что покупали их родители, когда были маленькими (какое мороженое любили, какую газировку из автоматов пили, какие леденцы, шоколадки и пряники им нравились).

Дорога и транспорт. К счастью, поводов поговорить о том, как устроена жизнь в современном городе, всегда найдется достаточно. Мы все время говорим нашим детям, когда выходим с ними на улицу: "Не ходите по мостовой, идите по тротуару", ведь мостовая - это место, где ездят машины. Но почему она так называется и почему так похожа на слово "мост"?

Или что может быть для всех утомительнее, чем путешествие в центр города на общественном транспорте? Троллейбус, трамвай или автобус, маршрутное такси или метро многие с удовольствием заменили бы на прогулку по реке на борту катера. Для ребенка обычно интересны только те минуты, когда поезд метро выезжает из подземного туннеля и можно успеть рассмотреть за окном реку, парк или пригородные электрички. Но, наверное, каждый взрослый москвич помнит свои яркие детские впечатления о станциях метро - бронзовые фигуры на площади Революции, светящиеся панно на Новослободской, мозаичные потолки на Маяковской.

Уникальность оформления многих московских станций - уже достаточный повод для путешествия с ребенком по московскому метрополитену.

А одновременно ребенок дошкольного возраста готов узнать, почему метро (а точнее метрополитен) так называется. Ведь метрополитен значит "столичный", и такой транспорт есть не во всех городах, а только в очень крупных. Вот почему первая подземная электрическая железная дорога в Париже получила название "метрополитен". Можно придумать, какие еще, типичные только для больших, столичных городов вещи могли бы быть названы "метрополитеном".

Еще один хороший повод для разговора с ребенком в пути - это названия станций, через которые приходится проезжать. Названия станциям часто дает та местность, которая находится рядом, например, московские станции - Новые Черемушки и Щукинская, Фили и Измайлово. Какие-то названия хранят память о селах и деревнях, которые раньше находились в этих местах (а уж названия сел и деревень о людях, которым они принадлежали).

Смысл в названиях. Названия мест - интересный повод для разговора в любых путешествиях по городу. Воскресные прогулки на Арбат и на Поклонную гору - прекрасный повод поговорить о том времени, когда границы Москвы ограничивались Кремлем, поэтому улица, идущая от Кремля, проходила уже не по городу, а по пригороду (предместью). Поэтому и получила она название Арбат. Или Поклонная гора, на которой Наполеон ждал ключей от Москвы. В этом районе города почти все связано с тем временем: триумфальная арка в честь победы над Наполеоном (через такие арки въезжали победители, поэтому арка украшена фигурами воинов и колесницей), музей-панорама Бородинского сражения, по селу Бородино под Москвой, где это сражение проходило, станции метро "Багратионовская" и "Кутузовская", названные в честь полководцев той войны. Поэтому и мемориал в честь победы в Великой Отечественной войне, в которой, может быть, участвовали прадедушки и прабабушки наших детей, тоже расположен в этом месте Москвы.

Н.М. Родина, кандидат психолог. наук
Статья из журнала "Человечек"