Содержание:

Сегодня в российских школах существует принцип вариативности, благодаря которому каждый из нас может подобрать своему ребенку наиболее оптимальную для него учебную программу. Главное — правильно разобраться в нюансах этих образовательных систем, что и сделала наш бесстрашный автор Елизавета Пономарева.

К содержанию

При всем богатстве выбора

Любой выпускник школы должен обладать определенными знаниями и навыками, но вот добиваться желаемого результата можно разными путями. Как именно доводить ученика до ручки, то есть до "государственного стандарта", — теперь определяет само учебное заведение.

Сегодня Министерством образования утверждено десять комплектов учебных пособий для начальных классов. Восемь из них ("Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2100", "Гармония", "Планета знаний" и другие) называются традиционными, а два оставшихся — система Занкова и система Эльконина-Давыдова — развивающими.

Такое деление на самом деле довольно условно — ни одну традиционную программу нельзя упрекнуть в том, что она "не развивает", а развивающие, тем не менее, так же образовывают, как и остальные.

К содержанию

Чему учат в начальной школе

Госстандарт требует, чтобы в начальной школе дети добились успехов в трех направлениях: личностном, метапредметном и предметном. Означает это примерно следующее...

К содержанию

Личностные результаты

Учителя средних школ мечтают увидеть честного, отзывчивого ребенка, который умеет сотрудничать как со своими сверстниками, так и со взрослыми. Этот гипотетический школьник хочет учиться, а в будущем и работать, знает, что такое "правильный образ жизни", обладает эстетическим чутьем, любит родину и бережет природу.

Метапредметные результаты. Это умение учиться. Выпускник начальных классов должен знать, как найти информацию (в том числе в Интернете), схематично записать и проанализировать ее. Он умеет составлять план своей работы, понимает, за что ему ставят двойки или пятерки, и с равным успехом способен аргументированно отстаивать свою точку зрения и признавать чужую. Еще один важный ученический навык — способность урегулировать важные вопросы без драк и криков.

Предметные результаты. В 1-3-м классе нужно познакомиться с русским и иностранным языками, литературным чтением, математикой, информатикой, обществознанием и естествознанием, основами духовно-нравственной культуры народов России, изобразительным искусством, музыкой, технологией и физкультурой. И не только познакомиться, но и по возможности подружиться.

К содержанию

Новые трюки старых программ. "Школа России"

По "советскому" варианту "Школы России" учились и мы, и наши родители, и до сих пор большинство учебных заведений выбирают именно ее. Главные принципы этой старейшей образовательной системы — фундаментальность (то есть основательность) и стабильность. Родители, сохранившие в памяти хоть что-то из детских лет, смогут легко помочь малышам в учебе.

Есть у этой классической программы и минусы: материал рассчитан на середнячков, продвинутым же детишкам часто бывает скучно на уроках, и в результате они просто перестают учиться.

Сайт: school-russia.prosv.ru

Родителям кажется, что домашние задания слишком сложны, но при правильной работе учителя дети щелкают их как орешки.

"Мне нравится, что мой ребенок именно по комплекту "Школа России". Пособия очень ярко оформлены, и это привлекает внимание детей. Мне кажется очень познавательным учебник "Мир вокруг нас", особенно главы под общим названием "История нашей страны". Задания составлены так, что приучают малышей рассуждать и делать выводы, а некоторые задачки повышенной трудности мы выполняем с сыном вместе". Валентина, мама ученика 2-го класса.

"Мне не нравится учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешакова. Считаю, что программный материал здесь изложен слишком сжато и не дает достаточного объема знаний. К тому же в этой книге нет никаких заданий на закрепление пройденного, поэтому то, что запомнил ученик, остается непонятным". Наталья, педагог

Дело не в программе, если...
Ученик начальной школы часами корпит над домашним заданием, не успевая погулять.
Вначале первого учебного года "домашку" вообще задавать не положено. Если от малыша осталась лишь бледная тень — значит, вам пора отправляться в школу и разговаривать с учителем.
Папа и дядя Петя, доцент мехмата, весь вечер бьются над задачкой, но ничем не могут помочь ребенку.
Учителя говорят, что ребенок слишком слаб, чтобы учиться по их продвинутой программе, и предлагают выбрать класс (школу) попроще.
Если программа соответствует Госстандарту— значит, она рассчитана на всех поступивших в школу детей. И если малыш не успевает усвоить знания во время уроков — это в первую очередь просчет учителя. Школу менять не нужно, а вот настоять на дополнительных занятиях, безусловно, имеет смысл.
Учитель диктует и зачитывает, а дети клюют носом и ничего не запоминают.
Психологи отмечают, что сейчас среди детей очень мало аудиалов, способных легко воспринимать информацию на слух. А с визуалами и кинестетиками старые методы под названием "бубним по учебнику" не срабатывают. Малышам нужны картинки, схемы и интерактивные материалы, и современные программы все их потребности учитывают. Так что это снова вопрос к преподавателю — либо он выбрал неправильный курс, либо банально ленится использовать все возможности того или иного обучающего метода.

К содержанию

"Начальная школа XXI века"

Конек этой программы — дифференциация, и занятия тут строятся по принципу "всего понемногу". На русском одновременно проходят что-то из орфографии, что-то из синтаксиса и немного из развития речи. На математике малышня ищет ошибки в решении той или иной задачки, потом разбирает по составу число, а на закуску — делает упражнения на развитие логики и пространственного мышления. На уроке "Окружающий мир" дети успевают и стихотворение прочитать, и музыку послушать, и картинку раскрасить, а в финале и вовсе играют в "учителя" — разбившись на пары, сами ищут и отмечают ошибки в текстах. В итоге ребенок и осваивает новые правила и не устает от однообразия. В "Начальной школе" поощряют самостоятельность, а оценки, наоборот, не любят. Вместо троек и двоек используется система педагогической диагностики: в случае неудачи учителя разбираются, почему ребенок не справился с заданием, и ищут наиболее эффективные способы помощи этому конкретному ученику. Проблем с переходом в среднюю школу не предвидится.

"Программа "Начальная школа XXI века" не устает меня удивлять: в текстах ошибка на ошибке! Да еще написано все таким языком, что волосы дыбом встают (например: "Давным-давно, когда свиньи пили вино..."), правила составлены так, что язык сломаешь". Светлана, мама ученика 1-го класса.

"Я работаю по этой программе уже пятый год. Ребята, проучившиеся по ней в начальных классах, теперь показывают блестящие результаты, и все педагоги отмечают их отличную подготовку". Анна Васильевна, педагог.

К содержанию

"Гармония"

Классическая, "спокойная" программа с упором на самостоятельность и творчество. Все четыре года математики детей сопровождают герои Миша и Mаша. Персонажи могут подсказать ученикам, как решить задачку, но точного ответа не дают, ведь главное — задать направление мысли. Сходная идея реализована и на уроках русского: если ребенок не знает, какую букву написать, он ставит специальный знак "окошко", а потом — уже вместе с учителем — разбирает, как быть. На занятиях по "окружающему миру" педагог может "пожаловаться" классу, что кто-то перепутал его таблички-подписи к изображениям животных, — и, конечно, попросить помочь вернуть их на правильные места. Детям такой игровой подход очень нравится, и информацию они усваивают безо всяких видимых усилий. Переход в среднюю школу проходит в обычном порядке.

Сайт: www.umk-garmoniya.ru

"Мы занимаемся по этой программе второй год, и никаких проблем у моего сына нет. Но когда я решаю поделать уроки вместе с ним, у меня волосы дыбом встают. Уму непостижимо, как дети в этом разбираются". Оксана, мама ученика 3-го класса.

"В целом программа построена весьма логично. Ее главное достоинство в том, что малыши путем ряда различных упражнений сами приходят к тем выводам, которые и являются правилами грамотного письма. Детей учат наблюдать, сопоставлять и размышлять". Кирилл, отец ученика 2-го класса.

К содержанию

"Планета знаний"

Здесь в почете самостоятельность, творчество и гуманитарные науки. Дети сами сочиняют сказки и рисуют к ним иллюстрации. В чести и более серьезные проекты — например, малышей могут попросить подготовить презентацию на тему "Освоение воздушного пространства", с историческим рефератом и моделями парашютов (на добровольной основе).

Учтены и особенности детского восприятия: каждый раздел учебника начинается с маршрутного листа — это тщательно и красиво нарисованная карта, по которой можно проследить, что ждет впереди и каким образом разделы книги связаны друг с другом. Задания здесь делятся на две группы — обязательный минимум и "вариативная" часть для желающих.

Переход на традиционную программу средней школы обещает быть мягким.

"Программа слабая. И основательней всего меня расстраивает то, что первоклашкам не задавали никаких домашних заданий, а оценки и вовсе начали ставить только в 3-м классе. А как же стимул?". Татьяна, мама ученика 5-го класса.

"Я помогала своему ребенку делать уроки в 1-ом классе, а сейчас, во втором, он подходит ко мне, только если не может понять. Мы немного устали от проектов, но по большому счету, они интересные и действительно помогают ребенку учиться самостоятельно". Екатерина, мама ученицы 2-го класса.

Занудная юридическая справка
Основные требования к программам для первых классов определяются особым нормативным актом — Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС). Стандарты в наши интересные времена меняются регулярно. Очередной документ Министерство образования утвердило 6 октября 2009 года, и уже к 1 сентября 2011 года каждая школа обязана перейти на новые рельсы. Сейчас педагоги активно корпят над подгонкой программ под свежие условия, стараются привести в соответствие компьютерные классы, спортивные залы и прочую материально-техническую базу. О ходе работ общественность оповещает сайт standart.edu.ru. Кроме составления стандартов Минобразования каждый год проводит аттестацию всех школьных учебников и по итогам выпускает очередной приказ со списком рекомендованных пособий. Познакомиться с перечнем книг на 2010/11 год можно на сайте общественно-государственной экспертизы учебников — www.fsu-expert.ru.

К содержанию

"Школа 2100"

Самая "развивающая" из "традиционных" и потому самая спорная программа. Главный принцип "Школы 2100" состоит в том, чтобы дать всем детям положенный минимум знаний, а особо желающим предоставить максимум. Разработчики методики называют этот принцип "мини-макс". Например, на уроках русского языка есть задания и для тех, кто уже бегло читает, и для тех, кто еще очень слабо знаком с азбукой.

Родителей и учителей здесь, как правило, смущает чрезмерно широкий тематический охват. Зачем, мол, маленьким детям разбирать слова типа "Миссури" или "капуцин", они и без них пока вполне обойдутся. Но больше всего вопросов вызывает математика, которую преподают по учебникам Петерсон: эти пособия славятся внушительным объемом нестандартных задач, с которыми и старшие родственники порой не справляются. А вот простых и внятных заданий тут, увы, совсем не много. "Окружающий мир" тоже может удивить. Как вам, например, предложение приготовить доклад о жизни животных из разных климатических поясов, адресованное — внимание! — второкласснику? Велика вероятность, что неподготовленный учитель сделает эту программу абсолютно невыносимой для ребенка и всей его семьи. Но самый существенный минус "Школы 2010" в том, что вся ее сложность ориентирована только на начальные классы, для средней же школы подобной "вундеркинд" — методики не разработали.

Сайт: www.school2100.ru

"Мой сын в первом классе учился по "Школе 2100". Было очень много писанины, с первой страницы пошла пропись без косой узкой линейки, а в рабочих тетрадях по математике клетки были и вовсе меньше стандартных. В общем, потянули не все, в основном только восьмилетние". Маргарита, мама ученика 3-го класса.

"У нас "2100". 2-й класс, математика по Петерсон, английский 4 часа в неделю. Учатся на шестидневке — в 6 с хвостиком лет. Математика встроена грамотно и удобно — каждая тема повторяется, обрастая подробностями. Учительница даже запретила нам делать что-либо дома, так как родители не знаю требований по оформлению. В общем, ребенок сам все делает, и это очень здорово". Александра, мама ученицы 2-го класса.

Рекомендации психолога помогут понять, какая программа оптимальна для вашего ребенка.

К содержанию

Развивающие методики

Система обучения Л. В. Занкова

Автор программы — педагог-дефектолог Лев Владимирович Занков — считает неправильным выдавать детям знания монолитными блоками и допускать к новому куску тогда, когда старый будет разжеван. Занятия здесь — полная противоположность привычным урокам: сначала ставится задача, а потом, на основе ее решения, ученики самостоятельно выводят соответствующе правило. Детей призывают стать своеобразными "изобретателями велосипедов", а вот зубрежку, наоборот, категорически не приветствуют. По той же причине ошибки не караются: в захватывающем процессе поиска и промахнуться не стыдно. А добытый "в бою" правильный ответ отпечатывается в памяти надолго. Обучение по Занкову идет очень быстрыми темпами и постоянно усложняется. Из-за этого многим родителям программа кажется неподъемной. Но при правильном преподавании дети справляются с нагрузкой. Материал здесь осваи-вается "по спирали": на каждом новом витке идет повторение пройденного на более глубоком уровне. В целом программа дает хорошую базу знаний и умение обращаться с информацией, так что проблем при переходе в среднюю школу быть не должно. Вот разве что педагога старой закалки удивит недетская обстоятельность учеников — "занковцы" знают, что у одной задачи может быть несколько решений, а потому не торопятся тянуть руку и отвечать. Эти дети предпочитают сперва подумать, а потом уже говорить (что, в сущности, не самый плохой навык!).

Сайт: www.zankov.ru

"Для удачного освоения программы требуется умение запоминать множество терминов — в противном случае дети начинают "плавать" в материале. Учителя напрямую говорят, что родители должны много заниматься с ребенком дома. Но не у всех же есть такая возможность!". Анжела, мама ученика 1-го класса.

"Моя дочь училась в 1 — 4 классах по система Занкова. Часто приходилось делать домашнюю работу вместе, потому что дочка сама не могла прийти к правильному решению. К сожалению, эти опасения у нее сохранились и привели к неуверенности и отсутствию самостоятельности при выполнении заданий". Людмила, мама ученицы 5-го класса.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Авторы этой экспериментальной методики сделали ставку на групповую работу. Предполагается, что во время уроков младшеклассники будут действовать наравне с педагогом и другими учениками. Таким образом, по мнению разработчиков, дети научатся критически оценивать собственные поступки, спорить и аргументированно отстаивать свое мнение. На языке специалистов этот процесс называется "деятельной педагогикой" — то есть ребенок до всего должен дойти самостоятельно, тогда как в обычной "репродуктивной педагогике" ученик обязан запоминать то, что диктует учитель.

На уроке "Окружающего мира", например, преподаватель может дать детям различные семена и спросить, зачем им разлетаться подальше от родного дерева? Ребята выдадут свои версии, поспорят и, например, придут к выводу, что семенам нужно больше места для роста. Но гипотезу следует проверить! Малыши сами придумывают опыт: в один горшок сажают одно семечко, в другой — много и смотрят, где в результате появятся более крепкие ростки.

Оценки в начальной школе не ставятся, "домашка" сведена к минимуму, и в результате учебный процесс воспринимается детьми не как скучная обязаловка, а как веселое приключение. Если ребенок действительно научится сам искать информацию и работать с ней, то в средней отколе он точно не пропадет. Хотя, возможно, педагогические методы своих новых наставников он оценит весьма критически — ведь "просто зубрить правила" его не обучили.

"Сын занимался по методике весь 1-й класс. Было сложно. Если ребенок что-то не понимал на уроке, то мне было трудно объяснить ему материал дома. Правда, теперь, в семь лет, сын решает примеры с дробями, справляется с задачками и умеет четко выражать свои мысли. А вот читает он пока плохо." Нонна, мама ученика 2-го класса.

"Девочка всю начальную школу проучилась по Эльконину. Это был шок — чуть ли не на первом уроке ей задали сочинение. Но потом мы поняли, для чего это все нужно: дети развиваются гиганскими темпами, не прилагая при этом видимых усилий. Скоро наш второй ребенок пойдет в школу, и мы хотим, чтобы он учился по этой же системе". Владимир, папа ученицы 5-го класса.

Как выбрать школу для первоклашки?
Советы директора московского Центра образования 1158 Кирковой Татьяны Григорьевны
  1. Мы сейчас привыкли находить нужную нам информацию в Интернете, но в ситуации с поиском школы больше подойдет "сарафанное радио". Обзвоните знакомых, живущих в вашем районе, поговорите с мамами во дворе. Как правило, такого опроса вполне достаточно, для того чтобы наметить два-три "оптимальных" варианта.
  2. Отправляйтесь на разведку! Причем на первом этапе важно встретиться не с директором или завучем школы, а с родителями первоклашек! Внимательно изучите расписание малышей, подойдите к концу уроков и пообщайтесь со ждущими своих детей мамами и бабушками. Информация, полученная от них, будет самой ценной — ведь их малыши ходят в "вашу" школу прямо сейчас.
  3. Признак хорошего учебного заведения — высокий процент детей бывших выпускников. Родители не пожелают собственному ребенку зла, и если они отвели его туда же, где учились сами, — это говорит о многом.
  4. Как только выбор сделан, необходимо определиться с первым учителем. В большинстве случаев, кстати, имеет смысл выбирать не столько школу или программу, сколько педагога — ведь в ближайшее годы он будет занимать огромное место в жизни вашего ребенка. Тут опять же пригодятся отзывы родителей, но всю полученную информацию нужно примерять на себя. Кому-то нравятся строгие преподаватели старой закалки, а кто-то, наоборот, хочет, чтобы с его малышом работала молоденькая учительница, сторонник новых методов воспитания.
  5. Чтобы решить, на какой образовательной программе остановиться, мнений и слухов недостаточно. Сходите на психологическое тестирование — оно проводится в любой школе. Рекомендации школьного психолога помогут понять, какая методика оптимальна именно для вашего ребенка. И к его мнению нужно прислушаться, чтобы не оказалось так, что нестандартно мыслящий семилетка с тоской изучает заоконные пейзажи на уроках по классической программе.
  6. Необходимо, чтобы школа уделяла достаточное внимание здоровью и психологическому комфорту первоклашки. Тут важно абсолютно все — от продолжительности уроков и наличия домашних заданий до отсутствия щелей в окнах класса.
  7. И последнее по порядку, но не по значению — в школе должно быть интересно. Как часто проводятся праздники? Ездят ли дети на экскурсии, посещают ли театры? Большую роль играет и техническая оснащенность школы — мел и доска, конечно, отличная парочка, но для насыщенной образовательной жизни их явно недостаточно. Хорошие компьютерные классы лишними точно не будут.

За помощь в подготовке статьи благодарим Ангелину Николаевну Трофимову, директора начальной ломоносовской школы.

Елизавета Пономарева