Почему ребёнок уходит из танцев? Как помочь ребёнку преодолеть сложный адаптационный период, чем могут помочь родители своим детям? Эти вопросы я попробую рассмотреть с учётом своего опыта и многолетних наблюдений.

Я подчёркиваю, что речь пойдёт не о профессиональных танцах, а о танцах "для себя", "для души". Но даже начальный любительский уровень требует серьёзного к себе отношения. Бросать начатое дело может стать нехорошей тенденцией в дальнейшем.

Уход любого ребёнка из коллектива — это большая неприятность для преподавателя. Признаться, я знакома не с одним преподавателем танцев и вижу их переживания за каждую потерю. С одной стороны, они морально готовы к "текучке детских кадров", с другой, вложив столько сил, труда и души, больно и печально смотреть, как они просто уходят. Нередко молча, по-английски, без "спасибо" и "до свидания".

Хотеть танцевать и танцевать — разные понятия. Из зрительного зала движения кажутся простыми и манят в свои объятия. И вот наступает "час икс", когда мама берёт свою дочку или сыночка за руку и идёт записывать ребёнка в коллектив.

Чаще всего выбор коллектива исходит от родителей по принципу "нравится-не нравится", хватит ли на это денег. Остановлюсь на выборе коллектива поподробнее.

На мой взгляд, самый эффективный способ найти коллектив для своего чада — это "сарафанное радио". Не стесняйтесь спрашивать у мам, куда ходит их ребёнок, с какими трудностями и подводными камнями они сталкиваются. Обратите внимание на следующие пункты:

  • сколько денег тратят на костюмы;
  • какие поездки бывают, на каких площадках выступают;
  • есть ли занятия в летнее время;
  • индивидуальные занятия и мастер-классы;
  • прочие сопроводительные расходы;
  • сколько детей было в группе в начале года и сколько осталось к концу;
  • общая атмосфера в коллективе, традиции коллектива.

Наиболее полную картину вы сможете составить, пообщавшись с родителями, чьи дети занимаются от трёх и более лет.

Каждый год в любом коллективе проходят отчётные концерты. Походить на них бывает не только интересно, но и полезно. Во-первых, вы увидите уровень всех групп. Можно проследить творческий рост от первого года обучения и третьего.

Прислушаться к мнению ребёнка — насколько серьёзно его желание танцевать. Классический вариант выглядит "Очень хочу!". Его желательно запротоколировать, зафиксировать в письменно виде, потому что совсем скоро ребёнок изменит свои "показания". До этого момента мы ещё доберёмся.

Итак, коллектив выбран. Жанр танцев значения не имеет, впрочем, на одной особенности я остановлюсь. В бальных танцах, помимо джентльменского набора, есть пункт "партнёр". Это очень важный пункт, который сгубил многие пары. Потому что найти нового партнёра через три года будет, мягко говоря, не просто.

Преподаватель должен понравиться вам и ребёнку сразу. Это важно. Пусть вас не пугает его громкий голос и требовательность. Дисциплина в танцах — это основное условие. Будьте готовы, что вашего ребёнка не пустят на занятия, если он опоздает. В мире танцев — это очень дурной тон. Чувство ритма, музыкальность, пластичность, растяжка — всё это посмотрят, и не бойтесь, если всего этого не окажется. Всё нарабатывается.

В зале должен быть только преподаватель. Один — этой политики придерживаются многие педагоги, поэтому готовьтесь удовлетворить своё любопытство на открытых уроках, которые устраивают все коллективы.

Хороший преподаватель не будет скрывать от вас, что танцы — травмоопасное занятие. Этого не нужно бояться, к этому просто нужно быть готовым. Если отдаёте своего ребёнка на танцы, позаботьтесь, чтобы в вашей аптечке были хотя бы эластичный бинт и препараты от боли в мышцах.

Количество детей в группе очень важно. Хорошо, если их до десяти. Тогда и заниматься не скучно, и с каждым можно отрабатывать элементы. Если детей больше — ничего страшного. Бояться нужно преподавателей, которые говорят: "У меня их много, детей, я же не могу за каждым уследить!" Запомните, у хорошего преподавателя каждый ребёнок под контролем. Всегда подойдёт, поправит, подскажет!

Домашнее задание нужно делать и желательно не за 10 минут до входа в зал.

Опытный преподаватель сразу увидит, если дома ребёнок ничего не делал. Танцы любят систематические занятия и постоянную практику. Если квартира маленькая — не отчаивайтесь. У самой такая. Моя дочка в летнее время тренируется на улице в ближайшем школьном дворе, а зимой умудряется вписываться в небольшое свободное пространство однокомнатной квартиры. Тут было бы желание.

Кстати о желании, мотивации. Без неё вы далеко не "уплывёте". Ребёнок должен иметь чёткое представление, зачем он ходит на танцы и что он хочет. Подчёркиваю, не родители, а ребёнок! Создать (придумать) цель нужно. С моим ребёнком проще — на классическую хореографию она ходит, потому что хочет хорошо танцевать ирландские танцы, а ирландские танцы ей очень нравятся, потому что просто нравятся, и уже есть медаль и хочется ещё. Но так было не всегда. До первого чемпионата я придумала систему, которая выглядела примерно так: дочка озвучивала свою маленькую мечту (например, обычная девичья хотелка — блеск для губ). Хорошо, он стоит 10 звёзд. За каждый объективный успех (в нашем случае хорошие оценки в дневничке, которые ставит преподаватель каждому ребёнку), я наклеивала по звезде. Накопила десять звёзд — получи подарок. С моим ребёнком такая система работала, подобрать наиболее эффективную для своего ребёнка систему можете только вы — родители.

Кому-то достаточно приводить в пример людей с красивой осанкой или на концертах между делом подчёркивать, что совсем скоро на этой сцене будешь ты — мой славный старательный пупсик!

С кем-то из детей такой номер не пройдёт, и родителям придётся попотеть, чтобы помочь идти своему ребёнку к цели. В любом случае, уберите кнуты, запасайтесь пряниками. Хвалите за малейшие успехи. Делайте вместе домашнее задание. Первоочередная задача родителей — втянуть, увлечь, заинтересовать, всячески поддерживать.

Первый год — он сложный самый... Не ждите скорых результатов. Их не будет, и это нормально. Держите контакт с преподавателем. Спрашивайте его о слабых местах ребёнка и успехах. Не спешите ругать ребёнка. Москва не сразу строилась. Нужно потратить много времени и сил, чтобы выучить первую связку и уж тем более первый танец. Справедливости ради скажу, что я и сейчас не станцую самый простейший дочкин танец. Умении схватывать, усваивать — вещь очень сложная: что один ребёнок выучит за одно занятие, то другой дай бог схватит к третьему. Поэтому не сравнивайте ваше чадо с другими. К примеру, Катя может топтаться на месте, а через полгода раскрыться и перегнать в успехах Машу. Маша же может легко скатиться вниз, поскольку, видя своё превосходство над другими, расслабилась и перестала серьёзно относиться к домашнему заданию.

"Сегодня можно не пойти". Нет, нельзя. Пропускать занятия танцев без объективной причины крайне нежелательно. Ни день рождения любимой бабушки, ни приступ вселенской лени не могут отменить занятие. Тело быстро забывает движения, и вы можете перечеркнуть все накопленные успехи невинными пропусками.

"Не хочу. Не пойду". В один прекрасный день — он может наступить через месяц или через три — ребёнок становится в позу вредины и заявляет, что больше ходить не будет. Эмоционально-слезливая минута слабости делит семью на два противоположных лагеря. Одни члены семьи вступаются за ребёнка, призывая не лишать ребёнка детства и не заставлять. Другие пребывают в растерянности. Пребывать не возбраняется, но лучше сделать это быстро, потому как от того, как вы справитесь с "кризисом жанра", зависит дальнейшая судьба ваших танцев. С этой минуты вы не только родитель, вы психолог, который должен оказывать не только физическое сопровождение (привести ребёнка), но и психологическое.

Я прекрасно знаю, как непросто найти слова поддержки. Меня выручает фраза "Я тебя понимаю". Любую беседу с ребёнком начинайте с этой фразы. Не ошибётесь. Обнимите ребёнка, всячески дайте понять, что трудности вы вместе скоро преодолеете, что у ребёнка обязательно всё получится!

За любым "не хочу" кроются причины. Придётся провести подробную экспертизу, чтобы выявить и справиться с проблемами.

"Скучно." Есть такая проблема. Ребёнок пришёл танцевать и отрабатывать каждый день монотонные па он не готов. Это момент нужно просто пережить. Вам и вашему ребёнку. Слова поддержки близких, какие-то милые мелочи, совместные прогулки помогут преодолеть этот действительно сложный период.

"Меня не любит преподаватель." В этой ситуации многое зависит от отношения родителей к повышенному тону и допустимой грани физического воздействия на ребёнка. Рассмотрим стандартную ситуацию.

Преподаватель говорит: "Колено! (спокойным голосом) Колено! (громко) Колено! (очень громко)". "Колено!" — и шлепок по коленке. Для кого-то шлепок по коленке допустим, для кого-то...

Лично я спокойно отношусь к последнему пункту. Для тех же, кто изначально не готов к такому повороту событий, могу посоветовать заранее узнать о стиле и методах преподавания. Замечаний и критики не нужно бояться. Это свидетельствуют о том, что преподаватель заинтересован в коррекции. Гораздо хуже, если ребёнку не делают замечания и игнорируют.

Если процесс не пошёл, порядочный педагог сам найдёт время и поговорит с родителем. Поверьте, есть преподаватели, которые знают и любят своё дело и тратить своё время и ваши деньги не станут. Такое случается очень редко.

В заключение я хочу пожелать успехов всем, кто пожелает войти в прекрасный и интересный мир танца.

A&A ( Анна Казновская), a125@yandex.ru