Хочу поделиться небольшим сценарием (программа занимает примерно час), написанным и осуществленным мной на восьмилетие сына. Плюсом этого сценария является то, что его можно адаптировать для любого возраста от 5 до 10 лет, заменив зверей-птиц, овощи-ягоды на более распространенные (мишка, зайка, петушок, картошка, вишня) или более редкие (пантера, коала, колибри, патиссон, брюква). Этот сценарий одинаково интересен и девочкам, и мальчикам. У нас в празднике с удовольствием принимали участие 5 детей в возрасте от 5 до 11 лет.

Праздник посвящен четырем стихиям: воде, воздуху, земле, огню. Но, поскольку у нас было 5 детей, я добавила еще солнце. Праздник можно адаптировать и для большего количества детей. Можно добавить луну, звезды, а для 8 детей каждую стихию могут представлять 2 человека.

Что нужно приготовить заранее:

  • 5 цветков, вырезанных из бумаги - белый, синий, красный, коричневый, желтый;
  • 5 конвертов этих пяти цветов или просто белые конверты (в эти конверты дети будут складывать заработанные жетоны и призы);
  • 5 платков или шарфов этих цветов;
  • 5 игрушек (5 зверей, живущих на земле, 5 водоплавающих, 5 птиц), но можно и больше;
  • 40 жетонов, которые будут даваться за правильно выполненное задание.

Если позволяет время, можно украсить комнату, внести элементы всех стихий: я нарисовала на картоне солнышко и подвесила его к карнизу, река у нас изображена на паласе (можно склеить из картона или просто бросить на пол кусок голубой материи). Земля есть в цветочных горшках, воздух - в воздушных шарах, огонь - зажгли несколько свеч, что придало празднику торжественность и таинственность.

Итак, начнем. Кроме ведущего нужен еще судья, который будет раздавать жетоны.

Дети по очереди вытаскивают из шапки цветки, вырезанные из бумаги. Кому какой цветок достался - это и определяет, кто кем будет на этом празднике: белый - воздух, синий - вода, красный - огонь, коричневый - земля, желтый - солнце. Каждому повязывается на шею платок или шарф соответствующего цвета, выдается конверт, цветок прикрепляется на одежду.

Ведущий:
"Дорогие дети, вы конечно знаете, что мы с вами живем в окружении 4-х стихий: воды, воздуха, земли и огня (ведущий показывает на каждого ребенка, называя его стихию). И даже здесь, в этой комнате нас окружают эти стихии. Сегодня мы собрались на празднике этих стихий, и пригласили в гости наше любимое Солнышко. Давайте познакомимся. Для этого вы на минутку закроете глаза и представите, какие вы. А потом расскажете нам".

1 конкурс на лучший рассказ о себе. Каждый рассказывает о своей стихии. Например: "Добрый день, давайте знакомиться, я - воздух. Я люблю жить везде, и в воде, и в земле, но больше всего люблю жить в воздушном шарике, например, вот в этом. Вы все меня знаете, ведь я есть в каждом человеке".

Если дети маленькие, им надо помочь, чтобы они быстрее "вжились" в свою роль. Жетон получает каждый.

Ведущий:
"Вот мы и познакомились. А теперь я буду называть разных животных, а вы должны показывать, что делает это животное, рыба или птица. Если ходит - вы ходите, если плавает, делаете руками движения, как при плавании, если летает - машете руками, а если какой-то зверек может и плавать, и ходить (ходить и летать) делаете два движения сразу".

Итак, 2 конкурс. Игра "Звери, птицы, рыбы". Ведущий называет разных зверей, птиц, рыб (слон, ласточка, пантера, пингвин, щука, цыпленок, дельфин, черепаха, крокодил и т.д.), а дети бегают по комнате и машут руками. Можно под музыку. Очень весело! Жетон получает тот, кто ни разу не ошибся.

Ведущий:
"Многие из тех зверей, рыб и птиц, которые я сейчас называл, пришли к нам в гости, но пока спрятались в этой комнате. Давайте их найдем!"

3 конкурс. Игра "Найди игрушки". Дети должны найти каждый по 3 игрушки: одну водоплавающую, одну летающую и одну ходящую по земле. Опять же можно на время поисков включить музыку. Каждый потом должен обосновать свой выбор. Жетон получает тот, кто правильно выбрал игрушки.

Ведущий:
"А теперь поиграем в игру "Где я?".

4 конкурс. Игра "Где я?". Каждая стихия (т.е. каждый ребенок) по очереди задают вопрос "Где вы меня встречаете?", остальные по очереди отвечают. Например, где мы встречаем воду? В реке, луже, океане, бутылке, трубе и пр. Жетон получает тот, кто дал больше неповторяющихся по смыслу ответов. Игра повторяется 5 раз (один раз для каждой стихии).

Ведущий:
"Мы еще больше убедились в том, что 4 стихии нас окружают всюду. В трех стихиях живут не только люди, но и растения. Сейчас мы с вами поиграем в "Овощи". Я буду называть разные овощи, а вы будете показывать, где растет съедобная часть этого овощного растения: если в земле - то вы садитесь, руками закрываете голову, если над поверхностью земли - встаете. Итак, 5 конкурс. Игра "Овощи". Ведущий называет разные овощные растения (морковь, кабачок, картофель, фасоль, тыква, капуста, редька, репа и т.д.), а дети приседают или встают. Жетон получает тот, кто ни разу не ошибся.

Ведущий:
"А теперь поиграем в игру "Что можно со мной сделать". Я буду задавать вопрос, каждый про себя найдет ответ, поднимет руку и крикнет "да", если ответ "да" и промолчит, если ответ "нет". Например, я спрашиваю: "Тебя можно увидеть?" Земля, вода, огонь и солнце отвечают "да", а воздух молчит".

Итак, 6 конкурс. Игра "Что можно со мной сделать". Вопросы к игре можно придумать разные, например: "Тебя можно потрогать (бросить, нарисовать, разлить, разжечь)?", "На тебе можно попрыгать (посидеть)?". Последний вопрос, переводящий к следующему конкурсу: "Про тебя можно спеть песню?". Все отвечают "да". Жетон получает тот, кто ни разу не ошибся.

Ведущий:
"Вы все правильно ответили на последний вопрос, мы с вами знаем много песен о земле, воде, огне, воздухе и солнце. Давайте их споем!"

7 конкурс. Каждый ребенок запевает песню о своей стихии, все подхватывают и поют вместе. Можно петь песни со словами "река", "море", "ручей", "дождь", "снег" (о воде), "небо", "облака" (о воздухе), "пламя", "костер" (об огне), "планета", "лес", "трава" (о земле). Каждый получает жетон. Когда каждый споет песню, можно продолжать петь и рассказывать стихи, загадывать загадки по желанию.

Ведущий:
"Ребята, вы просто молодцы: ловкие, смышленые, находчивые. А вы не забыли, кому сегодня посвящен наш праздник? Конечно, имениннику, давайте его поздравим".

Можно поздравить вместе со всеми взрослыми. Именинник встает в круг, остальным раздаются листочки, где написаны наречия "быстро, медленно, аккуратно, смело, весело, умело, смешно, громко, тихо, бодро" и т.д. Ведущий читает начало предложений, а каждый заканчивает их своим словом.

Поздравление:
"Мы желаем тебе, чтобы ты вставал утром ..., делал зарядку ..., умывался ..., завтракал ..., шел в школу ..., отвечал на уроке ..., пел в хоре ..., и т.д.". Чем нелепее получаются окончания, тем веселее. После поздравления поется традиционный каравай и вносится торт со свечами.

Ведущий:
"Кроме торта мы приготовили вам угощения, похожие на каждого из вас. Если угадаете, получите эти угощения. Какое угощение похоже на солнышко? (апельсин, чупа-чупс). На воздух (воздушная кукуруза, белый пористый шоколад). На землю похож черный шоколад, на воду похож какой-нибудь светлый напиток, сок, на огонь красный молотый перец (его можно отдать мамам).

Затем за каждые 2 заработанных жетона дети получают приз (его название можно вытаскивать из шапки). Можно и за каждый жетон давать приз, и за каждые три - все зависит от того, сколько у вас жетонов и призов. Среди призов разные интересные и полезные мелочи (карандаши, раскраски, наклейки, фломастеры, тетради, альбомы, блокноты, брелки и пр.)

Я думаю, что на тему этого праздника можно придумать еще не один конкурс, можно фантазировать и адаптировать этот сценарий под любые ваши желания, потребности, возможности. У нас этот праздник детям очень понравился.

Дашук, sda@chuvsu.ru.