Содержание:

Наверное, нет ни одного ребенка, который бы ни разу в своей жизни не залился громким ревом или тихим плачем. Дети плачут. Это психическое явление, как правило, болезненно переживается родителями. Мало кто может выдержать детское горе. Как относиться к слезам ребенка? Является ли плач психологической травмой для ребенка? Или это манипуляция?

Плач бывает разный. Можно различить несколько разновидностей детского плача. Есть нытье, капризы, непосредственно плач, рев, истерика. Интенсивность и характер детского плача зависят от темперамента ребенка, его настойчивости, степени нужды, травмы, отчаяния или "запущенности" конкретной проблемы.

К содержанию

Почему дети плачут?

И первое, что приходит на ум, у ребенка пока еще недостаточно слов для выражения тех переживаний, которые его переполняют. От невозможности высказать, от несформированности словарного запаса, от переполняющих его чувств, эмоций он и заливается ревом. И мы понимаем, что чем меньше ребенок, чем чаще он будет пользоваться плачем как средством коммуникации. С взрослением, развитием эмоций, интеллекта и речи он научится пользоваться иными средствами для достижения своих целей.

Плач детей первого года жизни нередко заменяет речь и сообщает о

  • физиологической потребности (голод, жажда, мокрые штанишки и т.п.);
  • социальной потребности (потребность в общении, желание получать внимание и т.д.);
  • боли (следствие болезни, физического дискомфорта или травмы);
  • истощении эмоционального состояния (устал, хочет спать),
  • обиде (не дали запретный плод, мама не взяла на руки).

Становясь старше, ребенок начинает использовать плач как инструмент для достижения своей цели. Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем-манипуляцией.

Проанализировав все эти причины детского плача, будем помнить, что разразиться ревом он может по одной причине, но и в совокупности несколько причин могут дать подобную эмоциональную реакцию.

Итак, у детского плача есть несколько функций:
  • плач как средство достижения цели;
  • плач как способ снятия психоэмоционального напряжения;
  • плач как призыв о помощи.

Соответственно, родители, педагоги и близкие должны различать мотив каждого конкретного детского вопля. И в соответствии с этими мотивами и должна быть выбрана стратегия родительского поведения.

К содержанию

Плач как средство достижения цели и расширения границ дозволенного

По мере взросления ребенок сталкивается с ограничениями, которые накладывают взрослые. Своими реакциями взрослые показывают, разрешено ребенку это (предмет, действие, поведение) или нет.

Сталкиваясь с ограничениями, каждый нормальный ребенок будет реагировать на запрет. Чем? Скорее всего, плачем, которые выступают неплохим средством для достижения цели.

Дети — практики. Добиваясь своего, они могут экспериментировать с громкостью звука, интенсивностью собственного плача, текстом ("вы меня не любите", "я вызову милицию", "мама, ты плохая" и т.д.), наличием публики, присутствием или отсутствием другого члена семьи, который может как-то повлиять на развитие событий. Они могут начать биться головой о стену, рвать волосы или угрожать, добираясь до той нотки, после которой сердце родительское дрогнет. Они постоянно находятся в поиске эффективного средства воздействия, с помощью которого можно добиться своего. И, кстати, быстро обучаются, перенимая способы нытья, стона, капризов и воплей от других детей.

И здесь нам интересна родительская позиция. Так, если мы будем ему сразу разрешать то, что запретили, лишь бы не кричал, то есть высокая степень вероятности, что у него закрепится эта модель поведения.

С помощью плача он добивается своего. И если он однажды получил желаемое при помощи плача, то в следующий раз, когда вы нечто запретите, он обязательно вспомнит свой победоносный опыт. Мало того. После разового, тем более многоразового родительского разрешения-отступления, в следующий раз вам, взрослым, еще сложнее будет стоять на своем.

К содержанию

Является ли плач травмой?

В каком- то смысле, да. Безусловно, во время рева ребенок переживает стресс. И во время плача, рева, нытья, истерики мы имеем дело с микротравмой.

Ребенок сталкивается с болью (психической или физической) как следствием столкновения с каким-то явлением реальности жизни: границами, запретами, невыполненными желаниями и т.д. Это мало кому может понравиться. Но! В этом-то есть и польза. Предаваясь плачу, ребенок горюет о том, что не все явления этой жизни ему подвластны и доступны. И оплакивая это, он становится мудрее, учится принимать мир таким, какой он есть — с его законами, порядками и иерархией. Ребенок становится более зрелым.

Спокойно-нейтрально-созерцательное состояние несет мало толчков для развития. Понятия о границах, правилах, иерархии, ограниченности ресурсов, эмоциональная, личностная и интеллектуальная зрелость (да и мудрость вообще) не даются человеку легко. Так, мы начинаем ценить человека, пережив расставание или получив опыт общения с другими, менее приятными людьми; знания приходят после долгих сложных интеллектуальных упражнений. Ощущение ценности какого-либо явления нередко возникает через лишение.

Плача, испытывая дискомфорт, затруднения, стресс ребенок получает микротравму. Но родители могут серьезно усугубить ситуацию, проявив непоследовательность, когда вдруг вновь, после запрета, разрешат ребенку что-то. Ребенок уже оплакивает сужение границ, принимая их. А взрослые идут на попятную, вновь не давая четкой картины мира: можно это или нельзя? И травма становится больше.

Если мы имеем дело с плачем ребенка во имя достижения цели, то тактика взрослого должна предполагать уверенную и однозначную (но не до фанатизма, конечно!) позицию по отношению к тому, что запрещаем. О запрете должно быть сообщено твердо: мимика, тон голоса и сказанные слова не должны допускать двусмысленности. Постарайтесь сохранить нейтральное состояние и отношение к происходящему: не жалейте и не гневайтесь. Можно оставить ребенка в покое, пока он не успокоится. Можно помочь ему: не выходя из нейтрального состояния успокоить его, умыть, дать воды. Но! Не разрешайте ребенку то, из-за чего он затеял скандал, дабы не закрепить этого поведения. Проявите последовательность. А если уж передумали, то проявите гуманность тогда, когда он окончательно успокоится.

К содержанию

Плач как способ снятия психоэмоционального напряжения

Нередко детский плач не преследует никакой цели, а свидетельствует об эмоциональной перегрузке и истощении. В течение дня у ребенка, как и у любого человека, накапливается напряжение. И оно должно находить выход.

Один из способов снятия психоэмоционального напряжения — нытье, плач, рев. Опытные мамы знают, что в конце дня, перед сном маленькие дети нередко начинают капризничать.

Здесь важно дать ребенку поплакать. Таким образом, можно считать нытье сигналом к завершению активной фазы дня. Помогите ребенку перейти в сонное состояние.

Иная стратегия поведения родителей в ситуации, когда плач выступает как призыв о помощи. Это может быть крик о помощи и вопль отчаяния. Здесь мы имеем дело с событиями, с которыми ребенку трудно справиться в одиночку. Травма, обида, несправедливость, насилие — в этих и многие других подобных ситуациях ребенку нужна помощь.

Безусловно, нужно помочь. Пожалейте, успокойте, вытрите слезки, погладьте и приласкайте. Помогите решить проблемную ситуацию — в этом ваша родительская миссия. К кому, если не к вам он может прийти за помощью? Окажите ему всяческую поддержку. Но важно, чтобы ребенок не начал пользоваться вами как постоянно действующей "службой спасения". Проявляйте внимание к ребенку и вне травмирующих его душу ситуаций.

Если вы поняли, что ребенок начинает активно пользоваться вашей помощью и слишком часто к ней прибегает, решайте его проблемы и оказывайте поддержку менее эмоционально.

Может быть, иногда надо предоставлять ему возможность решать проблемы самостоятельно?..

Пряхина Елена