Я верю в верховую езду для инвалидов не только потому, что она исцеляет, но и потому, что человека лечит живое орудие, обладающее огромной ценностью. Лошадь в какой-то степени позволяет инвалиду пережить те же удовлетворение и радость, которые получают все всадники, ездящие исключительно для удовольствия.

Лиз Хартел, серебряная медалистка в соревнованиях по выездке на Олимпийских Играх в Хельсинки (1952 г.) (инвалид после полиомиелита).

Для детей с ослабленным здоровьем, инвалидов верховая езда - это одна из возможностей справиться со своим недугом, почувствовать себя полноценным человеком. Оздоровительная реабилитационная и лечебная верховая езда - иппотерапия - помогает таким детям преодолеть замкнутость на себе и своей болезни и учит общаться с другими людьми, развивает независимость, доступную при данном заболевании. Умное животное становится посредником между больным ребенком и окружающим его миром - родителями, сверстниками. И ценность конной терапии, в частности, заключается в перенесении навыков владения своим телом, общения с животными, с инструктором в ежедневную жизнь.

Существует два направления лечебно-реабилитационного воздействие иппотерапии: физическая реабилитация, когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы, и психологическая реабилитация, т.е. коррекция психоэмоциональной сферы.

Иппотерапия развивает физическую активность больного ребенка, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает или восстанавливает утраченные навыки, помогает формировать новые навыки. По своей сути лечебная верховая езда - это особая форма лечебной физкультуры, в качестве спортивного снаряда в которой выступает лошадь, живое существо. При верховой езде как нигде более обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно, поскольку двигаясь вместе с лошадью и на лошади, всадник-пациент вынужден стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Таким образом, побуждаются к активности и здоровые, и пораженные болезнью мышцы тела. Кроме того, ребенок испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах, проявить волю и решительность.

Для ребенка, страдающего психическим расстройством, положение верхом на лошади оказывается само по себе выгодным, ведь взрослые мама и папа находятся внизу, а ребенок наверху. Лошадь на занятиях иппотерапией является и посредником во взаимоотношениях специалиста и всадника, и адресатом команды, и в свою очередь именно повиновение лошади показывает ребенку причинно-следственные связи (я командую - лошадь выполняет команду). Использование метода иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями умственного развития уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности.

Есть дети, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм - неуправляемые дети. Вне зависимости от состояния интеллекта они чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, упадок духа, у него бывают приступы дурного настроения. Девиантное поведение может быть попыткой привлечь к себе внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Для детей с задержкой психического развития, интеллектуальное развитие которых снижено и не соответствует возрасту, верховая езда - это шанс обрести веру в себя. И, несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено и отсутствует чувство опасности, они могут и хотят ездить на лошади, постепенно приближаясь в этом виде спорта к уровню нормального ребенка.

Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Конечно, в обычной жизни их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда в какой-то мере компенсирует эту ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно. Социальные аспекты верховой езды представляют огромные возможности для воспитания и закрепления хороших манер, учат слушаться инструктора, употреблять для общения речь, побеждать и проигрывать.

Дети, страдающие аутизмом, живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно общаться с окружающим миром. Часто эти дети страдают умственной отсталостью. Для них привычны необоснованные страхи и затруднительно использование речи в общении. Зато такие дети охотно подражают, занимаются физической культурой, если не требуется использование речи. Активная деятельность и многократное повторение движений поможет таким детям избавиться от страхов, отучиться от неосмысленных движений. Многим аутичным детям необходимы любимые занятия для развития способностей и формирования интеллекта. Верховая езда - отличная возможность для этого.

Верховая езда поможет ребенку при заболевании атаксией (тяжелое нарушение координации движений), которая проявляется в неустойчивой походке, треморе рук и может сопутствовать детскому церебральному параличу, рассеянному склерозу. Поскольку такое заболевание развивает чувство неуверенности, незащищенности, постоянный страх упасть, ребенка будут учить преодолевать страх, медленно воспитывая веру в себя.

ДЦП - тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором ребенку трудно управлять руками и ногами, нередко это дети со сниженным интеллектом. Но и для детей с нормальным интеллектом общение связано с огромными трудностями. Даже самые простые движения для ребенка с ДЦП - это тяжелая работа, приобретение какого-либо навыка - это огромная победа над собой. Постоянно тренируя непослушные мышцы, удерживая конечности в определенных положениях, всадник, страдающий ДЦП, может справиться со многими бесполезными непроизвольными движениями. Если всадник с помощью инструктора сядет в седло наиболее удобным для себя образом, ему будет легче управлять мышцами головы и спины, и с течением времени они станут сильнее. Ребенку с ДЦП бывает трудно держать гладкие поводья, поэтому применяются поводья с поперечинами или узлами (узелковые поводья). А специальные стремена позволят ногам не соскальзывать.

Несмотря на всеобщую иммунизацию, полиомиелит все еще встречается в мире. Осложнения, как правило, проявляются либо в виде полной неподвижности, либо в парализации конечностей. Парализованные конечности полностью безжизненны, и никакие упражнения не могут возродить мышцам утраченную силу. Верховая езда приносит детям с этим недугом большую пользу. В ходе занятий не только укрепляются здоровые мышцы, но и задействуются пораженные неподвижные мышцы. Улучшается кровообращение, вследствие чего оздоравливается костная система и кожа.

Верховая езда возможна даже для детей с нарушением зрения и слуха или их потерей. Только способы обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода подражания, для слепых - четкие инструкции и многократное повторение. Слепым детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная деятельность, они часто чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает таким детям то, чего они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.

С помощью квалифицированных инструкторов и специальных приспособлений верховая езда возможна при мышечной дистрофии, при параличе ног и даже при отсутствии конечностей. Таких детей верховая езда особенно радует, так как они обретают недоступную обычно свободу движения. У каждого такого ребенка свои проблемы, поэтому необходима предварительная консультация с физиотерапевтом, который посоветует, как с ними справляться. Если инструктор-иппотерапевт последует этим рекомендациям, всадник будет чувствовать себя уверенно, у него окрепнет вера в свои физические возможности.

И не бойтесь доверять профессионалам: лошадей для занятий с инвалидами отбирают очень тщательно, а инструкторы проходят серьезную подготовку. Животные, которые участвуют в иппотерапии, не боятся шума, криков, резких движений, они абсолютно здоровы, спокойны, благодушны и никогда не причинят вреда всаднику.

Итак, лечебная верховая езда незаменима при психических заболеваниях и при физиологической реабилитации больных. При иппотерапии происходит укрепление и тренировка мышц тела ребенка, улучшается координация движений и пространственной ориентации, улучшается психоэмоциональное состояние детей, повышается уровень самооценки личности. Ребенок учится контактировать с окружающими людьми: другими всадниками, тренером и т.п. Родители смотрят на измученного болезнью ребенка по-другому, ведь он уже не просто больной зависимый от взрослых человечек. Нет, он умеет управлять большим красивым животным, а потому не беспомощен, а достоин уважения.

Полезные ссылки

http://www.hippotherapy.ru
тел. (095) 915-0046, 915-0058.
Сайт Русского иппотерапевтического общества и Московского конноспортивного клуба инвалидов содержит информацию об этих организациях и их программах, методические материалы о лечебной верховой езде, статьи о личном опыте, календари соревнований и их результаты, а также многое другое.

Мария Тучина