На что можно смотреть долго-долго? Обычно говорят - на горящий огонь и на бегущую воду. Я добавлю к этому - и на поезда. Помните, как в детстве что-то замирало в душе, когда раздавался протяжный гудок, и мимо проносился длинный состав, обдавая горячим ветром с волнующим запахом мазута? Помните, как вечерами, будто в замедленном кадре, проплывали пассажирские вагоны с освещенными окнами, унося вдаль незнакомых людей и неизвестные судьбы?

Возможно, вы уже переиграли с ребенком во все знакомые игры, напрыгались, набегались и вволю побросали камешки в реку, а душа все еще просит каких-то удивительных открытий и впечатлений. Тогда идите смотреть на поезда. Вы получите массу пользы (если вам нужна польза) и море удовольствия (если польза для вас - не главное).

Если поблизости от вас нет станции, или вы устали и не хотите до нее добираться, располагайтесь прямо там, где видны пути. Близко подходить, конечно, не надо. Кстати, это неплохой повод объяснить ребенку, во-первых, чем опасны железнодорожные пути, почему не надо ходить по рельсам, и для чего нужны переезды и шлагбаумы, а, во-вторых, на непосредственном примере прокомментировать известные строчки: "большое видится на расстоянии". Ведь и правда, стоит подойти слишком близко, и перед глазами будут мелькать вагон за вагоном, которые не успеваешь разглядеть. Но встав подальше, вы будете спокойно наблюдать за движением всего поезда или хотя бы существенной его части. Поэкспериментируйте вместе с ребенком. Разумеется, держа его за руку.

Что же интересного можно узнать, наблюдая за поездами? Например, что поезда бывают пассажирские и товарные. Бывают еще и почтово-багажные, но их удается встретить редко; чаще к пассажирскому поезду цепляют один-два почтовых вагона. Покажите ребенку такой вагон. Пусть он своими глазами увидит, как путешествуют письма и посылки.

Какие вагоны бывают в товарных поездах? Обычные крытые, полувагоны, платформы, цистерны. Что везут в полувагонах и на платформах, бывает видно - лес, уголь, щебенку, автомобили, сельхозтехнику. Что таится в крытых вагонах и в цистернах, можно только догадываться или узнавать по надписям на них. Чаще всего - зерно и нефть. Но можно пофантазировать. Можно вместе с ребенком придумать сказку о Маленьком Сильном Вагончике, развозившем шоколадки с кондитерской фабрики, и его подружке Веселой Рыжей Цистерне, наполненной мукой для сдобной выпечки.

Ребенку, который уже умеет считать, можно предложить посчитать вагоны. Можно считать их подряд, а можно по группам - три цистерны, четыре коричневых вагона, шесть платформ... а, вот уже пять коричневых вагонов! Можно ставить на земле условные значки, соответствующие каждому типу проезжающего вагона, а потом посчитать их уже после того, как хвост поезда исчезнет из вида.

Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? Нет, не только тем, что в них возят людей, а не грузы. Пассажирские поезда ходят по расписанию. И раз сегодня в 18-50 вы увидели проезжающий пассажирский поезд, то завтра вы можете подойти специально к этому же времени и увидеть такой же поезд снова. Или не увидеть, если этот поезд ходит не ежедневно, а, например, только по четным числам или, скажем, только по вторникам и четвергам.

С поездами связано немало детективных историй. Так в повести Агаты Кристи рассказывается о преступнике, который утверждал, что уехал на поезде. Однако его видели неподалеку от места преступления, и за его спиной клубилось облачко дыма от того самого поезда. Следовательно, на поезд он не успел, ведь по расписанию других поездов в это время не было.

Если зашел разговор о расписании, имеет смысл все-таки добраться до станции или вокзала. И посмотреть на это самое расписание своими глазами. Узнать, какие ходят поезда и куда они ходят. Какие бывают города и как они связаны с вашим городом. До какого города можно доехать напрямую, а до какого - только с пересадкой. До какого города можно добраться всего за одну ночь, а до какого ехать двое с половиной суток.

Если станция небольшая, некоторые поезда могут на ней и не останавливаться. Пролетают мимо, увеличивая скорость. Про такие поезда вы не узнаете из расписания. Но если ваш ребенок отличается любопытством и терпением, вы можете составить собственное расписание и потом небрежно говорить соседям: "Полшестого? Ага, сейчас пройдет скорый "Москва-Ташкент".

Возможно, рядом с вами находится не станция, а платформа для пригородных электричек. Или электропоездов, если называть их "по-взрослому". На платформе тоже есть расписание. Оно отличается от расписания пассажирских поездов. Не указывается время стоянки, не имеют принципиального значения номера электричек, много повторяющихся названий конечных станций, указаны промежуточные остановки или платформы, на которых данные электрички не останавливаются.

Вагоны электричек тоже отличаются от вагонов пассажирских поездов. Расскажите ребенку, что в них нет лежачих мест, нет разделения на купе, нет столиков для еды (детям часто бывают интересны эти столики), нет проводников, двери открываются и закрываются автоматически.

Что интересного можно увидеть на станции, если она все же есть? На станции всегда бывают кассы по продаже билетов. Попробуйте заглянуть в окошко и узнать, автоматизированы кассы или нет, стоит ли там компьютер, как кассир узнает о свободных местах: через централизованную систему или по телефону, как выдает билеты.

На станции обычно есть зал ожидания. Если станция маленькая, то это несколько длинных скамеек, если побольше - ряды скрепленных сидений. Объясните ребенку, почему получается так, что людям иногда приходится ждать поезда - большое "окно" между автобусом и поездом, например, или поезд опаздывает (да, бывает и такое). Об опозданиях поездов объявляют по станционному радио - возможно, вам доведется услышать такое объявление. А не доведется - тем лучше. Значит, все поезда идут по графику, никакой не сбился.

А вот и другое объявление, плановое: "Поезд номер такой-то, маршрутом таким-то прибывает на второй путь...". Обратите внимание ребенка, как, услышав это объявление, люди начинают поспешно вставать, собирать вещи и решительно направляются на платформу. Ведь стоянка может быть недолгой, а надо успеть войти в вагон и внести багаж.

Выйдите и вы. Прогуляйтесь по платформе. Посмотрите на стоящие и прибывающие поезда. На станционных торговок с ведрами яблок и кастрюлями с горячей вареной картошкой и солеными огурцами. На пассажиров, высыпающих из вагонов наружу, разминающих затекшие ноги и жадно набрасывающихся на "хлеб и зрелища" - на мороженое с лотков и газеты в киосках. На провожающих и встречающих. Где еще вы увидите столько радости и столько грусти одновременно? Столько поцелуев и столько слез? А сколько поводов для детских "почему?"

Если на станции есть пешеходный мост через железнодорожные пути, обязательно поднимитесь на него. Ребенку наверняка понравится смотреть на рельсы и вагоны сверху. Обратите его внимание на "стрелки", на то, как пути сходятся и расходятся. На путевых обходчиков, простукивающих молоточком колеса - "проверка системы контроля нагрева букс". Четыре родительных падежа подряд, между прочим.

Понаблюдайте, как уходящие поезда трогаются с места. Толчок, пауза, медленный разгон, быстрее, быстрее... и вот поезд становится все меньше, меньше и будто растворяется вдалеке. Только слышен ровный мерный стук колес. Успокаивающий и навевающий сон. Пора и домой.

А утром можно поиграть в поезда. Не нужно ничего сложного, только фантазия. Купите пару десятков спичечных коробков и пару рулонов туалетной бумаги. Из туалетной бумаги получатся отличные рельсы, и, что удобно, их можно тянуть как угодно, во всех направлениях, не тратя времени на замысловатые постройки. А пустые коробочки от спичек будут вагонами, которые можно сцепить между собой скрепками или просто веточками. На открытые части - "платформы" - можно насыпать песок, камешки, палочки в качестве леса или... немного перловки или какой-то другой не самой нужной крупы в качестве зерна. Серединки от рулонов могут быть цистернами. А сломанная лопатка превратится в прекрасный шлагбаум.

Яна Морозович, y_moroz@mail.tascom.ru
Статья из журнала