Детская пирамидка — одна из самых первых игрушек ребенка. Хотя и придумана она много лет назад, до сих пор не теряет своей актуальности и занимает достойное место среди огромного количества развивающих игрушек. Пирамидка представляет собой ось-палочку, на которую надеваются детали в виде дисков, шариков и других геометрических фигур.

В чем же заключается популярность этой нехитрой игрушки? Чем она полезна? Почему так часто используется педагогами и психологами для определения уровня развития малыша? Оказывается, манипуляции ребенка с пирамидкой позволяют специалисту выяснить некоторые немаловажные моменты, например:

  • какой рукой малыш берет колечки, нанизывает, а какой только придерживает, т.е. определилась ли ведущая рука;
  • насколько точно ребенок попадает отверстием на вертикальную деталь, что говорит о степени развития моторно-двигательной координации;
  • умеет ли соотносить размеры деталей;
  • различает ли понятия "большой-маленький", "высоко-низко";
  • знает ли названия цветов (для более старшего возраста).

Так что польза от этой незатейливой игрушки на самом деле неоценима. Тем более что сегодня, помимо традиционной деревянной и пластмассовой пирамидки, состоящей из разноцветных дисков, в продаже можно найти резиновые детские пирамидки, пирамидки-пазлы, магнитные, в виде зверушек, человечков и домиков и даже мягкие и надувные. Каждая из них позволит малышу разнообразить тактильные и зрительные ощущения и превратит игру в увлекательное занятие.

Детская пирамидка известна всем с раннего детства. С ее помощью ребенок знакомится с размером, цветом, формой предметов. Но эта игрушка не так проста, как кажется на первый взгляд. Существует большое количество игр с пирамидкой, которые зависят в первую очередь от возраста ребенка. Когда же можно начинать играть с пирамидкой? Считается, что первое знакомство с игрушкой должно происходить в 8-9 месяцев, когда большинство детей уже "научились" сидеть. В этом возрасте рекомендуется снимать колечки с пирамидки, при этом маме лучше держать ручки малыша в своих руках. Пока ребенку нравиться экспериментировать, нанизывая кольца на стержень в произвольном порядке, развивая мелкую моторику. Одновременно малыш учится понимать слова: сними колечко, положи, надень.

Ребенку в возрасте 1 — 1,5 лет рекомендуется играть с пирамидкой, у которой все колечки одного цвета. Вначале малыш учится собирать пирамидку из двух колец — надевать на стержень первым большое кольцо, затем — маленькое. С 1,5 лет колечки различаются и по величине, и по цвету.

1,8 — 2 года — ребенок учится собирать пирамидку из 3-4 колец разного цвета (большое, поменьше, маленькое). Когда пирамидка уже собрана, нужно провести по ней ладошками малыша, погладить, показать ребенку, что игрушка узкая сверху и широкая снизу.

2 — 3 года — составляем пирамидки из 4-5 колец разного цвета. Предварительно можно вместе с ребенком разложить колечки по величине от самого большого к самому маленькому и наоборот. Собирать пирамидку также можно не только с большого кольца, но и с маленького.

После 3 лет ребенку интересно составлять пирамидки из колец двух цветов и одной величины, разной формы одного цвета, выполняя задания на чередование (например, одно желтое кольцо, два красных и т.д.). Подобные игры развивают внимание и мышление ребенка. В старшем дошкольном возрасте детская пирамидка помогает справляться с речевыми трудностями. C ее помощью ребенок сможет освоить произнесение длинных многосложных слов, нанизывая кольца на стержень и проговаривая слово по слогам.

Легостаева Ольга, логопед,
консультант семейного центра "Ого-Город",
Василькова Екатерина, логопед,
консультант семейного центра "Ого-Город"

Статья предоставлена семейным центром "Ого-Город"