Содержание:

Не так давно прозвенел первый звонок для первоклассников. Волнение этого торжественного дня позади, но расслабляться рано, потому что впереди ребенка ожидают не менее важные будни. Речь идет об адаптации к новым условиям. Тому, как родители могут помочь своему первокласснику и почему важно не прослушать тревожные звоночки, посвящена статья Дианы Сапегиной, детского психолога проекта АРТ Личность.

К содержанию

Разум и чувства

Поход ребенка в школу это серьезное изменение его жизни. По сути, он попадает в новую среду со своими нормами и правилами, населенную новыми людьми. Ему приходится учиться эти нормы и правила узнавать, соблюдать и выстраивать отношения с учителем и одноклассниками.

То, как адаптируется ребенок к школе, в значительной степени зависит от его готовности к обучению. Существует масса литературы на эту тему. Условно готовность можно поделить на две составляющие: интеллектуальную и психологическую.

В первом случае важно, достаточно ли у ребенка развиты память, внимание, мышление, воображение, речь, для того чтобы начать обучение. Во втором — желание быть школьником, умение контактировать со взрослыми и детьми, соблюдать правила, переносить критику.

Чем большими качествами из этого списка ребенок обладает в достаточной степени, тем легче ему будет адаптироваться к новой обстановке. Если же готовность низкая, то и адаптация может затянуться и быть тяжелой.

Вся жизнь ребенка до школы в различных аспектах воспитывает необходимые качества для обучения. Например, социальные навыки тренируются в детском саду или в песочнице. Интеллектуальные — во время игры или на развивающих занятиях. Многие родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка в раннем возрасте, а вот значение психологической готовности к школе недооценивают. Она, между прочим, неразрывно связана с интеллектуальной и имеет большое на нее влияние.

Вся жизнь ребенка до школы в различных аспектах воспитывает необходимые качества для обучения.

К содержанию

История девочки, которая не хотела ошибаться

Аня (7 лет) пошла в первый класс с отличной подготовкой. Она умела читать, считать и писать, хорошо воспринимала материал. Но вскоре после начала обучения стала грустной и напряженной, ослабленной, начала часто болеть, да и успеваемость ее была не слишком высокой.

Выяснилось, что Аня делает уроки по 4-5 часов. Она не может допустить малейшей ошибки в тетради. Если она делает помарку, то просит маму вырвать лист из тетрадки и начинает переписывать домашнее задание заново.

Такой подход к выполнению домашней работы каждый день сильно выматывает девочку, она не успевает отдыхать, гулять и общаться с друзьями. В итоге она приходит на уроки в школу уставшей, ее внимание и остальные интеллектуальные функции снижаются. Она действительно совершает ошибки, за которые сильно ругает себя. А первопричиной такого положения дел явилось отсутствие эмоциональной готовности девочки.

К содержанию

Влияние раннего развития на обучение

Психоаналитики отмечают, что к возрасту 6-7 лет все ранние эмоциональные конфликты и кризисы должны быть завершены. Если все происходит нормально, то в этом возрасте поведение детей выравнивается, ребенок легко поддается воспитанию и обучению. Что очень даже способствует хорошей адаптации в школе. Но бывает, у ребенка остаются неразрешенные эмоциональные конфликты. В таком случае он приносит их с собой в школу, что влияет на его поведение и способность к обучению.

Психоаналитики отмечают, что к возрасту 6-7 лет все ранние эмоциональные конфликты и кризисы должны быть завершены.

У детей, которые не разрешили конфликт отделения от матери, может возникнуть сильная привязанность к учительнице и нежелание делить ее с кем-либо другим. Требование от нее повышенного внимания. Или наоборот, невозможность принять позицию учительницы, недоверие ей. И желание оставаться дома с мамой.

Дети, для которых характерно застревание на стадии выработки самоконтроля и саморегуляции, стремятся быть идеальными и безупречными, не дают себе права на ошибку (случай с Аней). Очень скованы в своих проявлениях. Или, наоборот, неряшливы, не могут соблюдать правила и порядок. Не в состоянии следить за своей учебой самостоятельно. Могут быть агрессивными, импульсивными и беспокойными.

Если ребенок несет в себе груз неразрешенных отношений с братьями и сестрами, то и в классе ему будет трудно наладить отношения со сверстниками. Он будет бороться за внимание учителя. Или наоборот, избегать вопросов, связанных с конкуренцией, и бояться быть первым (отличником).

К содержанию

Страсти мешают учиться

Для успешной адаптации в первом классе ребенок должен обладать способностью откладывать удовлетворение своих желаний на необходимое время. Ведь если ему захочется выйти или поесть посреди урока, то он должен терпеть. И таких "нет" и "нельзя" в школе множество. И это первое, чему придется научиться школьнику.

Если в душе ребенка бушуют страсти, то ему очень трудно накапливать знания и обучаться новому. Вся его энергия уходит на проработку актуальных эмоций. Отсюда и возникает дезадаптация, отставание в процессе обучения.

Признаки дезадаптации: агрессивность или заторможенность, апатия, плаксивость, грусть; нежелание идти в школу, не успевание по основным предметам, нарушение дисциплины, конфликты с учителями и одноклассниками.

В норме период адаптации длится от двух месяцев до полугода. Если проблемы у ребенка затянулись, то лучше всего обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу.

К содержанию

Как самостоятельно помочь ребенку

Во-первых, очень важна эмоциональная поддержка родителей. Разъясните ребенку, как вы видите, что с ним происходит. Например: "Тебе сейчас непросто, так как приходится привыкать к новой обстановке. И ты чувствуешь себя растерянным, тебе грустно, тяжело, приходится много работать на уроках и дома. Но так будет не всегда, когда ты привыкнешь, тебе будет гораздо легче, и ты увидишь, что в школе есть много плюсов. Новые друзья, например". Детям очень важно называть их чувства, тогда уровень тревожности снижается. Можно рассказать о своих переживаниях в детстве, когда вы пошли в школу или когда устраивались на новую работу.

Во-вторых, важна помощь в подготовке уроков. Необходимо организовать режим дня так, чтобы у ребенка было время для отдыха после школы. Рекомендуется делать уроки с перерывами. Проясните для себя, какое время ребенок может сосредоточенно заниматься и через этот промежуток делать перерыв. Если он может сохранять внимание в течение пятнадцати минут, а дальше выключается, значит, надо делать перерыв через каждые пятнадцать минут. Но и перерывы должны быть четко регламентированы по времени. Задача родителя — следить за соблюдением выбранного режима.

И, наконец, самое важное. Работайте со своими чувствами. Не возлагайте на детей высоких ожиданий. Часто бывает так: ребенок не справляется, у родителей возникает злость, потому что чадо не соответствует ожиданиям. Или чувство неполноценности: не смогли воспитать идеального, умного, послушного ребенка. Родители начинают давить на детей, ругать их, а это еще больше осложняет им жизнь в период адаптации.