Содержание:

Завершаем рассказ о физическом развитии ребенка до года — и о тех способностях, которые формируются у малыша в первые месяцы жизни, если с ним играют и занимаются. До сих пор речь шла о том, что происходит с младенцем, когда он учится владеть своим телом. Тонус, телесная чувствительность , схема тела, ритм — это «внутренняя» база для развития двигательной активности малыша «вовне», для его выхода в «открытое пространство». А чтобы действовать в этом пространстве, необходимы координация, точность движений и способность удерживать внимание на цели.

Первый год: нянчиться с малышом, чтобы хорошо учился в школе?

К содержанию

Точность и целенаправленность движений

Уже примерно с четырех месяцев ребенок учится показывать пальчиком, хватать то, что он видит перед собой, бросать предметы. Когда он пытается взять конкретный предмет, доползти до игрушки или до мамы, его действия направлены на решение конкретной задачи. И если раньше был важен процесс, то теперь на первый план выходит результат. Целенаправленные действия всегда ведут откуда-то, куда-то и зачем-то, они имеют начало и конец.

Здесь еще не важен способ достижения цели, важно, что она есть и предпринимаются попытки ее достичь. Удачные попытки закрепляют в ребенке чувство успешности и позволяют без страха экспериментировать дальше. И в этом ему необходимы наша помощь и поддержка.

Представим, что мама играет с младенцем. Он следит за игрушкой, тянется к ней, но сразу схватить ее не удается. Мама кладет игрушку так, чтобы малышу пришлось за ней ползти. Но по пути он отвлекается на что-то или на кого-то. И тогда мама мягко, но настойчиво пытается вернуть его к выполнению задачи, снова привлекая его внимание к игрушке. И вот, наконец, он дополз и схватил игрушку — мама тут же его похвалила, это их общая радость! Так мама в игре направляет действия ребенка, учит его фокусировать внимание, помогает определить цель и достичь ее, довести дело до конца.

Частая проблема современных детей — гиперактивность и дефицит внимания. Ребенок может быть живым и шустрым, но его активность носит бесцельный и беспорядочный характер. Он не способен сосредоточиться на чем-то одном, ждать, достигать цели, даже очень простой. В школьном возрасте такие дети доставляют массу проблем учителям и родителям: мы не увидим их подолгу сидящими за книжкой или рисованием, любое начатое дело они бросают, даже не попытавшись довести его до конца. Ребенок может идти за чем-то, тут же отвлечься и не дойти: он как будто вдруг «утекает» из ситуации, «выпадает» из процесса.

Кроме того, в жизни нужно не только уметь фокусироваться на чем-то одном и иметь в виду лишь свою цель. Ребенку предстоит научиться учитывать цели других и соотносить их со своими.

Вернемся к маме, которая играет с малышом и стимулирует его дотянуться или доползти до игрушки. Она может усложнить задачу и показать ребенку, что тоже хочет взять именно эту игрушку, и они начинают действовать наперегонки — кто быстрее схватит. Малыш видит, что у мамы тоже есть цели, которые могут совпадать или не совпадать с его собственными.

Умение соотносить свои цели и цели другого, понимать, что ты не один в этом мире, что есть другие люди, у которых есть потребности, — важнейшие качества, необходимые и в песочнице, и в детском саду, а уж тем более в школе. Если их нет, попав в группу сверстников, ребенок окажется в неконтролируемой ситуации: он не поймет, чего от него ждут, не почувствует, не «схватит», что и зачем делают другие, не поймет их намерений.

К содержанию

Как предупредить проблемы? Нянчиться!

Мы рассмотрели главные составляющие физического развития, которые начинают выполнять свою роль уже с первого года жизни: тонус, телесная чувствительность, схема тела, ритм, точность и целенаправленность движений. Когда с малышом все хорошо, мы о них не задумываемся. Но если происходят «сбои», они будут заметны в том, как ребенок двигается, ходит, занимается спортом, играет, как одевается, как сидит.

Первый год: нянчиться с малышом, чтобы хорошо учился в школе?

Например, дошкольник собирает вместе с папой железную дорогу. При пониженном тонусе мы можем наблюдать у него общую вялость, все у него будет валиться из рук. Если тонус повышен, все предметы — вагончики, рельсы, шурупы — он будет держать слишком крепко, рискуя сломать. Нарушения схемы тела и тактильной чувствительности проявятся в несоразмерных усилиях: он пытается соединить детали, но его движения — резкие, «рваные», поэтому все время что-то не получается. А если у ребенка проблемы с точностью движений, ему будет трудно попасть отверткой в шуруп или поставить вагончик точно на рельсы. Внимание рассеянно, поэтому ему все быстро надоедает, и он бросает едва начатое дело. Папе потребуется много терпения и сил, чтобы не раздражаться и продолжать спокойно играть с сыном.

В школе, в таком сложном навыке, как письмо, слабый тонус может не позволить ребенку уверенно держать в руках ручку или карандаш, контролировать нажим. Чтобы вывести букву, ему придется работать всем телом — это результат недостаточной «детализации» схемы тела. А нарушенный ритм приведет к тому, что буквы будут «плясать».

Как предупредить эти проблемы? Исследования младенческого возраста, в том числе самые современные, подтверждают то, что мамы всегда знали интуитивно: телесный контакт с малышом в первый год его жизни является поистине волшебным средством.

Мы по привычке придаем слову «нянчиться» ироничный или негативный оттенок: «Что ты с ним нянчишься?», «Перестань нянчиться!». Многие мамы принципиально не нянчатся с младенцами: не считают это нужным или думают, что «сюсюкаться» и «тетешкаться» — значит только баловать ребенка и приучать к рукам.

На самом деле младенцу просто необходимо, чтобы с ним нянчились: носили на руках, укачивали, тискали, ласкали, восхищались. Малыш напитывается этой любовью и, когда подрастает, уже не нуждается в постоянной тактильной подпитке. Он сам все чаще начнет отрываться от родителей, смелее и увереннее изучать окружающий мир и возвращаться на родительские руки в момент опасности. Именно «нянченье» — самый простой и действенный способ сформировать у малыша оптимальный тонус, дать ему богатство телесных ощущений, создать схему тела, запустить ритмы и выработать точность и целенаправленность движений. Развитие нашего ребенка — в буквальном смысле в наших руках.