Содержание:

Если вас беспокоит, чего и сколько ест ваш ребенок старше года, если тема еды связана в вашем доме со спорами о правильном питании, ограничением «вредных» продуктов, значит, пора менять отношение к приему пищи в семье. Начать как всегда стоит с самих себя, но иногда именно дети — замеченные за перееданием или страдающие плохим аппетитом — побуждают родителей сделать нужные шаги.

Переедание у детей

К содержанию

Чего и сколько есть, каждый решает сам: 5 шагов

Ваш ребенок не демонстрирует никаких пищевых нарушений, но вы прониклись идеями интуитивного питания и считаете, что они пойдут на пользу вашей семье? Вот подсказки, что делать и что говорить ребенку, если вы решились на изменение стиля питания. Эти шаги применимы к детям лет с пяти и до старшего подросткового возраста.

  1. Расскажите ребенку, что прочли книгу или поговорили со специалистом, который поделился с вами совершенно новыми идеями касательно еды, отличными от того, что происходит у вас дома. Признайте, что родители тоже могут учиться новому и меняться и что вам не терпится совершить кое-какие перемены. Это заинтригует ребенка и подготовит почву для усвоения новых идей.
  2. Дети обладают способностью понимать, сколько есть, — но она нарушается, когда родители берут принятие подобных решений на себя. Скажите ребенку, что с этого момента он сам будет решать, сколько он хочет съесть за столом, и пообещайте, что будете ставить на стол разные продукты, включая прежде запрещенные. Решать, какие из предложенных продуктов он хочет есть и сколько его телу их нужно, будет он сам.
  3. Внушите ребенку, что вы не повар в ресторане, но заверьте его, что обязательно приготовите то, что он любит.
  4. Спросите ребенка, есть ли такие продукты, которые он бы хотел иметь в доме, но которых обычно не бывает. В этот момент вы увидите огромное возбуждение и недоверие на детском лице.
  5. Самое важное — сдержите свое обещание. Ребенок будет испытывать вас, потому что это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Он будет ждать, когда вы проколетесь и скажете, что ему уже хватит, или что «ты должен есть больше овощей», или что он должен съесть определенное количество питательной еды, прежде чем взять лакомство. Чтобы ребенок поверил, что вы правда не собираетесь вмешиваться в его еду, потребуется время.
Этот совет многих родителей пугает. Страхи растут из беспокойства, что другие подумают, будто они плохие родители. Они также подкрепляются тревогой, что ребенок никогда не перестанет есть, будет есть одни сладости или не съест достаточно.

Некоторым родителям помогает консультация нутритерапевта или психотерапевта, поддерживающего идею интуитивного питания. В процессе консультирования тревоги можно излить на профессионала, а не на ребенка. Также очень важно, чтобы оба родителя придерживались одной линии поведения.

В добавление к этим рекомендациям жизненно важно, чтобы каждый родитель разобрался с собственными убеждениями по части еды, питания и тела. Если в семье присутствует какая-либо форма пищевых нарушений, трудно исправлять неадекватное пищевое поведение у ребенка. Помните: родители являются важными ролевыми моделями, и для возвращения ребенка к врожденному интуитивному питанию это критично.

Важны регулярные совместные семейные трапезы. Это дает ребенку возможность видеть, как родители или братья-сестры едят питательные продукты, даже если ребенок не готов их попробовать. Когда это накладывается на нейтральное отношение к тому, что и сколько ребенок ест, он вскоре переходит к сбалансированным трапезам.

К содержанию

Переедание: как говорить с ребенком о питании. 10 шагов

Если ребенок страдает перееданием, возможно, вы сумеете решить проблему, применив перечисленные ниже десять шагов. Если вам неуютно заниматься этим в одиночку и требуется дополнительная помощь, не колеблясь, обращайтесь за консультацией к нутритерапевту, поддерживающему идею интуитивного питания.

  1. Спросите ребенка, знакомо ли ему чувство голода и знает ли он, где в его теле голод ощущается. Расскажите ему, что в основном голод чувствуется в животе, но иногда может ощущаться в горле. Если не обращать внимания, можно почувствовать его даже в голове! Скажите ребенку, что иногда у людей болит голова, если они не поедят достаточно быстро после того, как им понадобится «топливо».
  2. Если ребенок слишком мал, чтобы самому брать еду, научите его говорить взрослым, когда он голоден, чтобы получить необходимую пищу.
  3. Спросите его, знакомо ли ему ощущение сытости. Расскажите, что его живот похож на заполненный воздухом воздушный шарик. Шарик можно наполнить немножко, оставив еще много места для воздуха, и так же его животик можно наполнить немножко, оставив еще место для еды. Шарик можно надуть сильнее, сделав его больше, и так же в животик можно положить еще еды, чтобы он стал более сытым. А можно наполнить шарик воздухом, а животик едой так, что того и гляди лопнут!
  4. Объясните, что желудок, наполненный достаточным количеством еды, даст ему массу энергии для игр и роста, но если набить его слишком плотно, может заболеть живот. Можете проиллюстрировать это на примере машины: как ей нужен бензин, чтобы ехать, так и его телу нужно «топливо» для движения. Если залить в бак слишком много бензина, лишний просто вытечет. Но ему, в отличие от машины, от избытка топлива-еды может стать нехорошо и даже затошнить.
  5. После того как ребенок приятно насытился, спросите, кажется ли ему, что его телу нужно еще еды. Если он скажет «нет», спросите, что ему нужно на самом деле, если телу не нужно еды. Если он не знает, расскажите ему, что иногда люди съедают слишком много, потому что им скучно или потому, что им хочется чего-то, чтобы почувствовать себя лучше, когда им грустно или страшно. Помогите ребенку придумать альтернативы еде, если он испытывает эмоцию, которую ему хочется избежать или заглушить едой.
  6. Прежде всего, никогда не говорите с ребенком о весе и не ставьте его на весы. Говорите о немедленном улучшении самочувствия, если питаться в соответствии с сигналами голода и сытости. Не рассказывайте ему о будущих проблемах со здоровьем.
  7. Спросите его, какие продукты из тех, что раньше были под запретом, ему хотелось бы иметь дома. Скажите, что купите эти продукты и будете держать в доме.
  8. Откройте ребенку, что намерены перестать говорить ему, что есть или не есть и сколько есть. Скажите ему, что будете ставить на стол разную еду — и питательную, и «игрушечную». И он сам будет решать, что есть и сколько ему нужно, чтобы утолить голод.
  9. Дайте ребенку понять: вы верите, что скоро он сможет руководствоваться собственным внутренним голосом по части голода, сытости и предпочтений в еде. Скажите ему, что его тело поможет ему разобраться, как сбалансировать рацион. Чем тверже ребенок уверен в том, что вы доверяете его внутренней мудрости, тем больше он будет питаться, опираясь на собственную настройку, и меньше — реагируя на вас.
  10. Спросите малыша, нужна ли ему от вас какая-либо помощь, потому что не хотите, чтобы он чувствовал себя одиноким. Вы просто хотите, чтобы он знал, что вы больше не будете пытаться контролировать его питание. Он может попросить вас напоминать ему обращать внимание на сигналы голода или напоминать ему есть помедленнее, чтобы он успел заметить, как насытится. А может попросить вас не лезть к нему. Уважайте его желания!

Плохой аппетит

К содержанию

Ребенок ничего не ест: 5 шагов по налаживанию правильного питания

Нам часто звонят родители с рассказами, что их дети едят недостаточно или что их невозможно заставить есть что-нибудь, кроме «белых крабов». Они рассказывают, что обеденный стол (а как правило, и все остальные трапезы) превратился в поле боя между родителями и ребенком. Как вывести процесс потребления пищи с «боксерского ринга»?

  1. Если вы перестанете давить на ребенка, чтобы он ел больше или «ел лучше», бунт ослабнет и вскоре прекратится. Голод — очень сильный стимул для поиска еды в отсутствие более мощной психологической причины бунтовать. Поверьте, что отношения вашего ребенка с едой исправятся и он снова начнет удовлетворять требования своего голода. Однако ребенку необходимо немало времени, чтобы поверить, что вы не шутите, когда говорите, что отступаете и оставляете решения по поводу еды ему на откуп.
  2. В диалоге с ребенком по поводу грядущих перемен дайте ему понять, что вы его любите и верили в то, что поступаете правильно, пытаясь руководить его питанием. Скажите ему, что взяли на себя руководство, потому что беспокоились, что он ест недостаточно питательной еды, но обнаружили, что ваше поведение не пошло вам обоим на пользу.
  3. Объясните, что узнали замечательную вещь: он обладает врожденным знанием, необходимым ему для правильного питания. Благодаря этому новом знанию вы собираетесь оставить решения, сколько и что есть, за ним, а сами будете готовить и подавать разные продукты. Его дело будет прислушиваться к подаваемым собственным телом сигналам, говорящим, чего и сколько ему надо съесть, и следить за тем, как физически чувствует себя тело после такого выбора продуктов.
  4. Заверьте его, что больше не станете переживать из-за его питания, потому что верите всей новой информации, которую узнали.
  5. Опять же будьте готовы, что ребенок не поверит, обрадуется снятию давления, но будет подозревать, что вы не сдержите слово. Чем больше времени пройдет без ваших замечаний, тем глубже ребенок поверит, что борьба окончена, и у вас на глазах произойдет чудесное превращение. Ребенок станет есть больше, а соотношение между «игрушечной» и питательной едой начнет меняться.

Родителям, втянутым в пищевые баталии с детьми, очень трудно выйти из боя. Но стоит им сдаться и признать, что их методы не работают, как они начинают делать первые шаги к оздоровлению отношений со своими детьми в области питания и помогать им налаживать отношения с едой.

Однако если у вас возникает ощущение, что нежелание вашего ребенка есть глубже, чем бунт против «заставляния» есть, пожалуйста, обратитесь за психологической помощью.