Содержание:

Одна из проблем родителей школьников в большом городе — сначала организовать доставку ребенка на учебу и обратно, а также на всевозможные кружки, а потом решиться наконец отпускать сына или дочь одних — ходить в школу, гулять с друзьями, ездить на общественном транспорте. Как с ответственностью за безопасность своих детей справляются французские родители? Какие шаги они совершают, чтобы сделать ребенка самостоятельным?

Отпускать ли ребенка одного? Безопасность по-французски: 3 шага

К содержанию

Шаг первый: просчитать риск и предоставить самостоятельность

У моего поколения странные представления о безопасности. В 8 лет я, как и многие мои одноклассники, с ключом на шее возвращалась из школы домой (почти километр по Бирюлеву), разогревала (на газовой плите) приготовленный вечером мамой и заботливо налитый в маленькую кастрюльку суп, ходила за молоком и картошкой в магазин. И никому из взрослых даже в голову не приходило, что где-то меня могла подстерегать опасность (или приходило, но все эту мысль от себя гнали, поскольку все равно из школы меня забирать было некому). Но при этом было строжайше запрещено разговаривать с незнакомцами и открывать кому-либо дверь (пугали цыганками и разбойниками).

Сейчас моей старшей дочке Саше 13 лет, ее школа (французский лицей) находится километрах в трех от дома, но я ни за что не отпущу ее туда одну. И пока еще не решила, через сколько лет я разрешу ей передвигаться по Москве самостоятельно. И в булочную мои дети ходят одни только во Франции, в маленьком городке, где все друг друга знают.

А вот многие Сашины одноклассники (французы) живут рядом со школой и возвращаются домой этакой веселой ватагой (иногда я вижу, как ватага переходит Чистопрудный бульвар, даже не поинтересовавшись, какой цвет у светофора, и у меня сжимается сердце). Многие ездят на самокате (одного мальчика из-под колес какого-то джигита на джипе отправили в больницу прямо от ворот школы). А один 12-летний чемпион по карате ездит на велосипеде на Лубянку с Остоженки.

«Задача родителей — позволить ребенку приобрести чувство инициативы и чувство просчитанного и соответствующего его возрасту риска. Каждый родитель составляет собственный коктейль из своей беспечности и тревожности. Главная задача родителей — чтобы этот коктейль вызывал в ребенке уверенность. Важно, чтобы у него всегда было желание идти вперед, но осторожно. И здесь не так важен возраст. Один ребенок будет готов раньше, другой — позже. Можно проверить, „созрел“ ли он, задав простые вопросы: что ты сделаешь, если потеряешь ключ? Знаешь, по какому номеру звонить, если у тебя проблема? К какому соседу пойдешь за помощью, если не сможешь сам открыть дверь?».
Сесиль Демазьер-Берли, психолог

К содержанию

Шаг второй: научить вести себя в опасных ситуациях

«У нас сегодня опять была пожарная тревога», — радостно сообщает Маруся. Я сжимаю зубы, чтобы не выдать что-нибудь язвительное в адрес администрации лицея: на дворе —20°С. Несколько раз в год во всех французских школах проходят учебные пожарные тревоги. Дети должны, сохраняя спокойствие, следом за учителем спуститься по лестнице во двор и ждать там окончания упражнения. Им не разрешают одеваться: они выходят на улицу, в чем есть, хоть в дождь, хоть в снег. (Умная Маруся теперь все время сидит в классе в теплой кофте — на всякий случай.) Как русская мама, я возмущаюсь: как можно малышей (а эта учебная тревога касается даже трехлеток!) выгонять на мороз раздетыми! Но здравый смысл подсказывает: если дать детям возможность одеться и переобуться, у них на это уйдет минут 20. И упражнение насмарку.

Иногда французы представляются нам безалаберными и легкомысленными. Но есть вещи, с которыми они не будут шутить. Дети должны научиться правильно вести себя в опасной ситуации, и тут они следуют столь любимой нами, русскими, поговорке: «Тяжело в ученье — легко в бою».

Воспитатель с юга Франции Сандрин Марти рассказывает: «Мы постоянно тренируем детей на случай пожара, землетрясения, взрыва газа и т.д. А еще даже самым маленьким детям мы объясняем, какие опасности могут подстерегать их дома: бытовая химия, горячая плита, открытое окно и т.д. Ну, и, конечно, говорим о правилах дорожного движения».

Психотерапевт Мишель Жебер считает, например, что, как только ребенок научился плавать, его следует обучать элементарным приемам спасения на водах. «Летом это могли бы организовать даже отели: во многих гостиницах есть бассейны. 12-летний подросток, если ему заранее объяснить, что надо делать, способен спасти тонущего малыша».

Отпускать ли ребенка одного? Безопасность по-французски: 3 шага

К содержанию

Шаг третий: не снижать самооценку

«Осторожно, упадешь!». Когда родители стараются оградить ребенка от любой опасности, они передают ему, как ни парадоксально это звучит, следующую информацию: «мир опасен» и «ты этого не можешь». Часто дети получают противоречивые сообщения. С одной стороны, родители постоянно повторяют «иди, не бойся», но как только дети становятся немного более автономными, на них обрушиваются бесконечные «осторожно!», произнесенные с тревогой в голосе.

Как в этом разобраться? С одной стороны, «поцелуй даму», а с другой — «ни в коем случае не разговаривай с незнакомыми». Если ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новому человеку, понять, кто перед ним, прежде чем кидаться ему на шею, про него говорят, что он застенчивый, что он боится людей. А про того, кто без стыда бросается к каждому проходящему мимо взрослому, родители скажут с упреком «он готов уйти с кем угодно!».

Французские психологи рекомендуют никогда не говорить: «ты ударишься — обожжешься — порежешься». Употребляемые в будущем времени глаголы намекают ребенку, что все эти ужасы неизбежны. А Франсуаза Дольто, например, вообще считала, что так можно привлечь негативные последствия, т.е., проще говоря, «накаркать».

«Ребенок должен как можно раньше научиться действовать осмотрительно без вмешательства взрослого, т.е. научиться определять собственные пределы. Болезненный эпизод (если ребенок легко поранится ножницами, например) может стать очень полезным, если у вас получится, не добавляя ему страданий или комплекса неполноценности, помочь преодолеть это испытание и выйти из него обогащенным опытом, т.е. добавив уверенности в себе. Если несчастный случай произошел, окружите ребенка заботой. Не ругайте его, успокойте его страх. Обработайте рану, дайте ему выплакаться или выкричаться, но никогда не смейтесь над ним и не упрекайте в том, что он показывает, как ему больно... Когда ребенок успокоится, попробуйте вместе разобраться в причинах неудачи, и, если возможно, объясните ему, как большому, как вы сами обращаетесь с этим опасным предметом».
Франсуаза Дольто