Содержание:

Заканчиваем рассказ об отдыхе летом 2016 на севере нашей страны. Следующая экскурсия стала одной из самых запоминающихся за все время отпуска — атомный ледокол «Ленин».

Чтобы найти морской порт, в котором пришвартован корабль, мы немного поплутали вокруг железнодорожного вокзала. Хорошо, встретился отзывчивый сотрудник полиции и наглядно объяснил. Нужно пройти по длинному пешеходному мосту над путями, спуститься у здания судоремонтного завода, свернуть налево и по скверу Портовиков выйти на пристань.

Мост от вокзала к порту в Мурманске
Мост от вокзала к порту в Мурманске

Экскурсии на ледокол проводятся со среды по воскресенье, в 12, 13, 14, 15 и 16 часов, группы сборные, не более 20 человек, но групп набирают столько, чтобы зашли все желающие. Продолжительность экскурсии 50 минут, входной билет 100 руб. для взрослого и 50 для детей.

Без преувеличения можно сказать, что это самое легендарное судно в мире. Атомный ледокол Ленин — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ледокол взламывал льды и водил караваны судов по Северному морскому пути; возил норильскую руду из Дудинки; совершал рейсы на полуостров Ямал. Доставил на место дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10»; расставил по кромке многолетних льдов 16 дрейфующих автономных метеостанций, поставив самую северную из них за 80-й параллелью, причем в условиях полярной ночи; первым из судов прошел по маршруту Мурманск — Певек, севернее Северной земли (в этом рейсе моряки спасли белого медвежонка и передали его в Ленинградский зоопарк).

Ледокол
Ледокол

Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль. Способен двигаться в автономном плавании 12 месяцев!

Ледокол Ленин — трехвинтовое судно. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета. Размеры — 134 метра в длину, 27,6 м в ширину, 16 м в высоту.

После 30 лет службы, в 1989 году, выведен из состава флота, законсервирован на вечной стоянке в порту Мурманска и в 2008 году превращен в музей, посвященный атомному флоту и атомной энергетике.

Мы подошли к причалу в 12-40, заняли место в очереди. На одной из соседних стен — большое панно с краткой историей ледокола и фотографиями капитанов. Ко времени экскурсии набралось около 40 человек, нас поделили на две группы и по очереди запустили на плавучий пирс, с которого по трапу мы поднялись на борт судна. После входа — небольшое фойе и музейная касса, можно купить билеты, сувениры и книги.

Ледокол. Генераторы электроэнергии
Ледокол. Генераторы электроэнергии

Нашу группу сначала провели в кают-компанию, где экскурсовод ознакомил нас с правилами нахождения на корабле, его историей и наиболее интересными фактами из жизни команды. В этой кают-компании побывали многие знаменитые люди — Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Александра Пахмутова и другие. В небольшом кинозале мы посмотрели документальный фильм об освоении Арктики. Кстати, любопытный факт — нынче любой желающий может заказать экскурсию... на ледоколе на Северный полюс. Стоимость такой услуги — от 25 тысяч долларов. Круиз осуществляется на борту ледокола «50 лет победы», длится до 15 дней.

Затем мы отправились к реакторному залу. Внутрь нас, конечно, не пустили, на реакторный отсек мы смотрели через окна с толстыми освинцованными стеклами. Зато в коридоре увидели макет паропроизводящей установки. Гид объяснил, что атомная составляющая необходима для производства пара, который в свою очередь участвует в производстве электроэнергии. И полное название корабля — атомный турбоэлектроход.

В одном из машинных отделений, носовом, мы узнали об устройстве и эксплуатации энергетических установок корабля. По довольно узкому и крутому трапу (из-за экономии пространства) попали на ходовой мостик. Гид обратил наше внимание на палубу — не ровную, а имеющую некоторый подъем к носу и корме (это называется умеренная седловатость).

Каюта старшего офицера
Каюта старшего офицера

Еще мы осмотрели жилой отсек корабля, а именно каюту старшего механика. Мебель и внутреннее убранство сохранились в первозданном виде. Отделка ледокола была очень добротной — из ценных сортов дерева, только из натуральных материалов, чтобы людям было уютно в длительном плавании. Это стоило баснословных денег, но первый в мире атомный ледокол создавался как символ великой страны. Судно оборудовано собственной медсанчастью, баней, комнатой для отдыха, фотолабораторией, кинопроекторской и огромной библиотекой. К сожалению, время нашей экскурсии заканчивалось, многое не успели осмотреть, но и увиденное впечатляло своей масштабностью.

Посещение подобных мест способствует развитию и закреплению здорового патриотизма.

К содержанию

Мурманск — Санкт-Петербург

Что ж, пора собираться в дорогу — на следующее утро мы покидаем гостеприимный город. Нам очень повезло с погодой, солнечно, тепло и без дождей. Следующая цель — Санкт-Петербург, но с промежуточной остановкой в Петрозаводске.

Весь день воскресенья мы в дороге, на улице +30. Еще раз пересекаем Полярный круг, теперь уже в сторону средней полосы. Потом прочитала, что нужно заглушить мотор автомобиля и толкать его мимо указателя своим ходом. Интересно, делают ли так водители большегрузов?

За 10 часов пройдено 928 км — Петрозаводск снова встречает нас, но в этот раз только ночевка. Утром понедельника снова в путь. По дороге резко меняется погода — в Петрозаводске +30, на границе Карелии +25, а в Сясьстрое накрывает дождь, и температура резко падает до +19. В Петербурге и вовсе +16. Вот и понадобились теплые и непромокаемые вещи, что брали с собой.

Кронштадт. Никольский Морской собор
Кронштадт. Никольский Морской собор

К содержанию

Морской собор в Кронштадте

День с хвостиком — это ничтожно мало для посещения Санкт-Петербурга. Но мы не виделись три года и рады хоть такому времени. Выбрали несколько приоритетных объектов, первый — Морской собор в Кронштадте. Он долго был закрыт на ремонт, не удавалось попасть.

Он великолепен! Величественный, светлый, торжественный храм на огромной площади, легкий и искусно украшенный внутри. На стенах по периметру расположены памятные доски черного цвета с именами погибших моряков, а на белых табличках — имена священников, погибших на морских судах. О соборе можно многое написать, но лучше все увидеть своими глазами и ощутить чувствами. Обратно в город возвращались по новой части КАД — по дамбе от Кронштадта до Ломоносова. Посмотрели на еще одно море — Балтийское, посредством Финского залива.

Кронштадт. Интерьер Морского собора
Кронштадт. Интерьер Морского собора

К содержанию

«Петровская акватория» в Санкт-Петербурге. Музей Фаберже

Еще один объект — «Петровская акватория». Долго колебались между «Грандмакетом» и «Акваторией», но макет уже видели, пусть и незавершенный в то время, а «Петроаква» — новое, хоть и похожее по стилю сооружение.

Важно и территориально-временное удобство — в центре города, рядом с м. «Адмиралтейская», на шестом этаже торгового комплекса «Адмирал», а время работы — аж до 22 часов. Билеты в будние дни: взрослый 400, детский 200, в выходные на 50 руб. дороже.

Петровская акватория
«Петровская акватория»

Исторический театр-макет «Петровская акватория» — это история возникновения Северной столицы и зарождения российского флота в интерактивной миниатюре. В центре экспозиции — настоящий водоем с плавающими кораблями, а по периметру — макеты известных исторических объектов по состоянию на середину XVIII века. Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Кронштадт, Ораниенбаум, Петерштадт, Петергоф, Васильевский остров — в миниатюре. В кассе можно взять напрокат бинокль, чтобы рассмотреть все детали, также каждый час проводятся сборные экскурсии. Часа на два мы тут потерялись...

Потом мы немного погуляли по городу, пусть и под моросящим дождем, но разве дождь кого-то пугает в этом городе? В путевой лист попали «Столовая № 1» на Невском и «Пышечная» на Большой Конюшенной — тоже в своем роде легендарные заведения.

Шуваловский дворец, парадная лестница
Шуваловский дворец, парадная лестница

И основной объект в этот раз — Музей Фаберже. Долго я лелеяла мечту посетить его... Набережная реки Фонтанки, 21, особняк Шувалова. Входной билет 450 рублей, можно взять аудиогид или воспользоваться бесплатным буклетом в залах, в холле на табло расписание экскурсий.

В летний сезон музей несколько изменил график посещений для индивидуалов, теперь можно посетить его в течение всего рабочего дня. После осмотра экспозиции остаются только восторженные определения — роскошно, великолепно, восхитительно, шикарно! Хочется сфотографировать каждую деталь, а потом еще и купить буклет в сувенирной лавке и увезти эту роскошь с собой... Невероятное эстетическое наслаждение.

Музей Фаберже. Синяя гостиная
Музей Фаберже. Синяя гостиная

Перед ужином опять гуляли. Опять попалась та же «Столовая № 1».

А утром — снова в дорогу, теперь уже домой. Из Петербурга выехали достаточно поздно, в 9 утра, и проблему пробки в Вышнем Волочке решили с помощью новой дороги в обход ВВ. Это часть платной М-11, участок 329,7-257,4, стоимость проезда 200 рублей. Но дорога свежая, хорошая, две полосы, устроены 4 съезда к местам для отдыха со столиками, мусорными баками и туалетами (бесплатными). Домой приехали около 18 часов.

Отпуск удался! Пройдено 5300 км, накоплено 8 ГБ фотографий и осталась легкая тоска по тем замечательным местам, где мы побывали...